RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1953

Летающая лодка

Одноместный экспериментальный самолет-прототип летающей лодки-истребителя

Convair Model 2 (F2Y Sea Dart)

   В начале 1948 года в рамках исследований по двум отдельным программам - несущего корпуса/крыла в "Convair" и подводных крыльев в NACA - началась проработка сверхзвукового истребителя под требования Бюро по аэронавтике ВМС США. Тактико-техническое задание на самолет было сформулировано в октябре 1948 года. В задании оговаривалась возможность самолета выполнять взлет и посадку при высоте волн до 1,52 м, а максимальная скорость полета должна быть не менее М=0,95. По данному заданию разработали два проекта: один - в NACA - на основе концепции подводного крыла, второй - в "Convair" - на основе собственных исследований. Сравнительный анализ выявил преимущества проекта "Convair", сулившего более высокие летные данные (например, более быстрый набор высоты); другой причиной выбора проекта "Convair" стал слишком малый объем данных о поведении подводного крыла на режимах взлета и посадки. Контракт на полномасштабную разработку был заключен с "Convair". В январе 1951 года ВМС США заказали постройку двух прототипов Y2-2 на основе проекта Convair Model 2. Аэродинамически Y2-2 соответствовал перехватчику с дельтовидным крылом F-102 Delta Dagger, но обладал двумя подводными крыльями, а силовая установка состояла из двух ТРДФ Westinghouse XJ46-WE-2. Расчетная максимальная скорость составляла М=1,5, максимальная скороподъемность на уровне моря 9145 м/мин. В ожидании готовности двигателей J46 на самолет установили двигатели меньшей тяги J34-WE-32 и в августе 1951 года обозначение прототипа изменили с Y2-2 на XF2Y-1.
   Первый XF2Y-1 собрали в конце 1952 года, в середине декабря начались рулежные испытания, выявившие серьезные вибрации корпуса при движении по воде на скоростях менее 111 км/ч. Тем не менее в январе 1953 года произвели первый отрыв от водной поверхности - самолет набрал высоту 305 м. До официального первого полета, который состоялся в апреле 1953 года, серьезно доработали подводные крылья и внесли ряд изменений в конструкцию аппарата в целом. Два двигателя XJ46 установили на прототип ближе к концу 1953 года, однако расчет на повышенную тягу этих двигателей не оправдался. Выяснилось, что без радикального изменения аэродинамики самолету звуковой барьер не преодолеть. Тогда "Convair" разработала XF2Y-2 с одним подводным крылом и силовой установкой из одного ТРДФ Wright J67 тягой на форсаже 53,38 кН или одного Pratt & Whitney J75 тягой на форсаже 66,72 кН. Необходимость радикального изменения конструкции ставила под вопрос продолжение всей программы, но все же в октябре 1953 году Бюро по аэронавтике ВМС США дало указание завершить второй прототип по стандарту YF2Y-1.
   Пока шла постройка первых двух прототипов, в августе 1952 года ВМС заказали 12 предсерийных машин XF2Y-1 с вооружением из четырех 20-мм пушек и 70-мм НАР FFAR, количество которых не оговаривалось. Позже контракт пересмотрели в сторону постройки четырех предсерийных YF2Y-1 и восьми серийных F2Y-1, до закрытия программы F2Y-1 в марте 1954 года объем заказа успел вырасти до 22 самолетов. Реально флот получил пять самолетов (один XF2Y-1, один XF2Y-1 в варианте YF2Y-1 и три изначально построенных YF2Y-1), которые использовались для исследований в области аэродинамики больших скоростей. Первый YF2Y-1 собрали весной 1954 года, а в августе того же года самолет стал первой (и пока единственной) летающей лодкой, преодолевшей звуковой барьер, хотя и в пологом пикировании. Значительный прогресс был достигнут после изменения подводного крыла, поэтому флот принял решение продолжить испытания. Однако во время показательного полета в ноябре 1954 года самолет разрушился в воздухе из-за инициированных летчиком самоколебаний. Катастрофа поставила крест на всей программе Sea Dart. Построили еще три YF2Y-1, два из которых ни разу не поднялись в небо, а на одном самолете отрабатывались варианты с одним и двумя подводными крыльями вплоть до окончательного закрытия программы в 1957 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Convair Model 2 (XF2Y-1 Sea Dart)

   Тип: одноместный экспериментальный самолет-прототип летающей лодки-истребителя
   Силовая установка: два ТРДФ Westinghouse J34-WE-32 тягой по 15,2 кН, позже заменены двумя ТРДФ Westinghouse XJ46-WE-2 сухой тягой по 18,5 кН, тяга на форсаже расчетная -27,13 кН, реальная - 25,58 кН
   Летные характеристики (расчетные с полноценными двигателями): максимальная скорость на высоте 10 670 м - 1600 км/ч или М=1,5; начальная скороподъемность 9967 м/мин; практический потолок 16 705 м; дальность 826 км
   Масса: пустого с ТРДФ J34-5739 кг; максимальная взлетная с ТРДФ J34- 7500 кг, с ТРДФ J46 -9979 кг
   Размеры: размах крыла 10,26 м; длина 16,03 м; высота 4,93 м с убранным подводным крылом и 6,32 м - с выпущенным подводным крылом; площадь крыла 52,30 м2

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии