Convair P5Y / R3Y Tradewind
Страна: США
Год: 1950
Летающая лодка

Тяжелая транспортная летающая лодка с экипажем из пяти человек
Описание
Фотографии
Convair Model 3 (R3Y Tradewind)

   Вскоре после образования в 1948 году "Consolidated Vultee", ВМС США проявили интерес к новой многофункциональной летающей лодке с большой продолжительностью полета. В ответ фирма предложила проект летающей лодки Convair Model 3 с четырьмя ТВД. Контракт на постройку двух прототипов был подписан 27 мая 1946 года. Новая лодка XP5Y-1 отличалась исключительной чистотой обводов и высоким удлинением - 10:1. Силовая установка включала четыре ТВД Allison T40-A-4, оснащенных соосными воздушными винтами противоположного вращения. Главным предназначением гидроплана считалась борьба с подводными лодками, в состав бортового оборудования включили поисковую РЛС, магнитометр, радиопеленгаторы, а вооружение было представлено морскими минами, глубинными бомбами, торпедами, обычными бомбами и НАР. Первый полет состоялся в Сан-Диего 18 апреля 1950 года, а в августе гидроплан установил рекорд продолжительности полета для самолетов с ТВД - 8 ч 6 мин. Август стал критическим для XP5Y-1 месяцем - флот отказался от использования самолета в качестве патрульного, но решил продолжить работы по созданию пассажирского и грузового вариантов.
   Работы шли, несмотря на аварию XP5Y-1 у берегов Сан-Диего 15 июля 1953 года (без жертв, но с гибелью самолета). Первый R3Y-1 Tradewind поднялся в воздух 25 февраля 1955 года. Новый вариант не имел вооружения, была изменена конструкция хвостового оперения, устроена грузовая дверь по левому борту корпуса сразу за крылом, а также предусматривалась возможность установки двигателей T40-A-10.

   Возможности R3Y-1 были продемонстрированы 24 февраля 1955 года, когда одна из пяти летающих лодок пересекла континентальную часть США от побережья до побережья со средней скоростью 649 км/ч. 18 октября был выполнен рекордный полет продолжительностью 6 ч 45 мин: лодка выполнила перелет из Гонолулу на авиабазу Аламеда, штат Калифорния, со средней скоростью 579 км/ч. 31 марта 1956 года летающие лодки R3Y-1 и R3Y-2 поступили на вооружение 2-й транспортной эскадрильи ВМС США, однако аварии с силовыми установками, случившиеся 10 мая 1957 года и 2 января 1958 года (в полете просто отвалились соосные винты), заставили командование прекратить эксплуатацию Tradewind. Эскадрилью сократили сначала до двух R3Y-1 и двух R3Y-2, а 16 апреля 1958 года ее расформировали.


Вариант

   R3Y-2: построено шесть машин десантно-штурмового варианта гидросамолета R3Y-1, они отличались откидываемой вверх носовой частью корпуса для обеспечения быстрой высадки десанта непосредственно из летающей лодки на урез воды по встроенной рампе; R3Y-2 выполнил первый полет 22 декабря 1954 года, а в сентябре 1956 года один самолет, переоборудованный в заправщик, выполнил первую в истории одновременную дозаправку в воздухе двух истребителей F9F-8 Cougar


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Convair Model 3 (R3Y-1)

   Тип: тяжелая транспортная летающая лодка с экипажем из пяти человек
   Силовая установка: четыре ТВД Allison T40-F-10 мощностью по 5850 л.с. (4362 кВт)
   Летные характеристики: макс, скорость на высоте 9145 м - 624 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 483 км/ч; начальная скороподъемность 1009 м/мин; практический потолок 12100 м; дальность с типовой нагрузкой 4482 км
   Масса: пустого 32 579 кг; максимальная взлетная 63 674 кг
   Размеры: размах крыла 44,42 м; длина 42,57 м; высота 13,67 м; площадь крыла 195,27 м2
   Полезная нагрузка: до 103 десантников или 92 лежачих раненых при 10 сопровождающих или груз массой до 21 773 кг
Convair R3Y. Самолет Tradewind BuNo. 128446 носил имя "Indian Ocean Tradewind". Серьезная авария, случившаяся с этим самолетом в январе 1958 года, привела к завершению службы Tradewind в ВМС США.
Tradewind в законченном виде обозначался R3Y-2, отличался круглым сечением носовой части корпуса и переработанным хвостовым оперением. South Pacific Tradewind стал первым R3Y-2, прибывшим в эскадрилью VR-2.
Самолет "Caribbean Tradewind" (R3Y-2 BuNo. 131723) в полете у побережья Калифорнии, в ходе испытаний заправочной системы. Он оснащен двумя заправочными контейнерами, у правого контейнера выпущен шланг с конусом
P5Y
The first XP5Y nearing completion at the Consolidated-Vultee plant at San Diego, California on April 17, 1949, almost exactly a year from its maiden flight.
The first XP5Y at speed on the water at San Diego on April 7, 1950.
The first prototype XP5Y-1 takes off from San Diego Bay on its first flight - April 18, 1950 - after a run of less than 20sec.
The first XP5Y during an early test flight in 1950.
The midnight blue 60-ton XP5Y-1 pictured during its 30min first flight on April 18, 1950.
R3Y-1
Прототип R3Y-1 разбегается перед своим первым взлетом, 25 февраля 1954 года. Первый полет завершился очень быстро из-за поломки одного из четырех двигателей T40. Взлет выполнялся в гавани Сан-Диего, недалеко от завода "Convair".
The prototype Tradewind lifts off from San Diego Bay on its maiden flight on February 25, 1954. The pilot was Don Germeraad.
R3Y-1 разработали на основе противолодочного XP5Y-1 для авиатранспортной службы ВМС США для перевозок людей и грузов между разбросанными по всему миру базами. По причине сложности конструкции и эксплуатации, летающие лодки Tradewind нашли очень ограниченное применение. Погрузка на R3Y-1 осуществлялась через большую дверь в борту корпуса. В исходном варианте лодка обладала необходимой дальностью полета, но быстрой погрузки и разгрузки не получалось. Проблему решили на R3Y-2, внедрив откидную носовую часть.
The transport version, the R3Y-1, was an elegant machine.
R3Y-2
The cockpit was relocated to above the cargo deck - instantly destroying the good looks of the R3Y-1.
Четверка Tradewind во время тренировочного полета у побережья Калифорнии. В центре пара R3Y-2 с "грузовым носом", а на флангах - два R3Y-1 с "крейсерским носом".
На начальном этапе испытаний самолета-заправщика был задействован R3Y-2 BuNo.131722, осуществлявший передачу топлива самолетам из эскадрилий VF-123 (Grumman F9F-8 Cougar) и VF-23 (McDonnell F2H-3 Banshee, на снимке). Tradewind нес все четыре заправочных контейнера. Хотя во время испытаний самолет был приписан к эскадрилье VR-2, он сохранил свой серийный номер в носовой части.
IN-FLIGHT REFUELLING, four at a time, will become standard U.S. Navy practice following the recent successful trials carried out with the 145 ft. 9 in . span. 80-ton Convair R3Y-2 Tradewind turboprop marine assault transport. All (eleven) R3Y-2s are to be converted to carry the British Flight Refuelling - developed "probe and drogue" system - fuel flow is 250 U.S. gall./min. The four Grumman F9F-8 Cougars of Squadron VF-123 (shown above) were refuelled "in less than five minutes" . Using two of its four main tanks for in-flight operations, the Tradewind can service eight Cougars before returning to base. Note the camera blisters under the Cougars' noses and the drop tank carriers under each wing.
Despite their airlift capacity, the R3Y-2s were all converted into four-point probe-and-drogue air-to-air refuelling tankers, but their service life in this role was also brief.
Six Jeeps, or two Half-Tracks, or 103 fully-equipped troops, or 92 stretchers could be accommodated, or countless other logistics combinations.
В Сан-Диего морские пехотинцы подготовились к погрузке в R3Y-2 перед демонстрацией высадки десанта на побережье. Под обтекателем в откидной носовой части корпуса установлена метео-РЛС.
Six Jeeps, or two Half-Tracks, or 103 fully-equipped troops, or 92 stretchers could be accommodated, or countless other logistics combinations.
Вариант R3Y-2 отличался отклоняемой вверх носовой частью корпуса, что обеспечивало быструю высадку десанта и разгрузку техники.
The “flying landing-craft” element of the Seaplane Striking Force (SSF) was to be provided by Convair’s R3Y-2 Tradewind, fitted with a lifting bow door which could be opened while taxying into shore to deposit troops and materiel on the beachhead,
A 155mm marine howitzer rolls ashore through the open bow door of an R3Y-2 Tradewind. The 80-ton 'boat was capable of carrying a pay load of guns, trucks or troops more than 2,000 miles.
Нос поднят, морская пехота выгружается на берег из чрева R3Y-2. R3Y-2 Tradewind мог подруливать к урезу воды с выключенными внутренними двигателями - высадка десанта осуществлялась через откидывающуюся вверх носовую часть фюзеляжа. Но технические проблемы в сочетании с плохим обзором из кабины не позволили в полной мере реализовать концепцию "летающего десантного корабля".
Первые пробные десантирования производились на побережье Кэмп-Пендлтон севернее Сан-Диего. Позже испытания продолжили на Гавайских островах. Идея такого использования Tradewind возникала из-за успешных десантов морской пехоты США в годы Второй мировой войны. Но предпосылок для реализации этой идеи на новом уровне практически не было: летающая лодка не имела шансов на выживание под огнем противника.
Hard on the heels of the R3Y-1 was the -2, with a considerably redesigned nose section to allow it to be a more capable airlifter and much of the original publicity envisioned the Tradewind as a ‘flying landing craft’.
Enhancing the independence of the Tradewind in its new guise and adding to the ‘landing craft’ image, a self-deploying vehicle ramp was installed.
Convair R3Y Tradewind.
Test pilot Chuck Richbourg (seen aft of the cockpit) makes preparations on the San Diego ramp for the ill-fated flight of the first YF2Y-1, BuNo 135762, on November 4, 1954. Note the small wing fences, added only to this machine, to cure a high-speed spanwise migration; and the wing of the R3Y Tradewind at the left of the image.
Maintenance of the Tradewind’s T40s was relatively simple.
The interior of the Tradewind, looking aft - the ladder leads to the cockpit area.
 
R3Y-1 позволял перевозить груз массой до 21 772 кг или 80 человек на размещенных спинкой вперед сиденьях, или (как на снимке) 72 раненых на носилках. В R3Y-2 помещались 103 бойца или 92 раненых на носилках.
Свой злополучный вояж 24 января 1958 года "Indian Ocean Tradewind" завершил, врезавшись в защитную дамбу в заливе Сан-Франциско и лишившись винта на двигателе №2.
The radio-controlled XP5Y-1 flying model was powered by four 2 h.p. engines and was controlled from a full-sized cockpit mock-up at the seaward side of Lindbergh Field.
An artist’s impression of the SSF in action, as published in the Convair brochure, with Tactical F2Ys sweeping overhead a semi-permanent support base “in sheltered water as near as possible to advance base operations”. Anchored LSTs (tank-landing ships) and CVEs (escort carriers) combine with R3Y-2 Tradewind flying-boats to keep the base supplied.