Fokker D.II / D.III
Страна: Германия
Год: 1916


Одноместный истребитель
Описание:
Fokker D II (M.17)
Fokker M.19 (D III)
Фотографии

Fokker D II (M.17)

Спроектированные Мартином Крейцером параллельно с прототипом истребителя M.16 одноместные истребители типов M.17 и M.18 отличались друг от друга в основном силовыми установками: на M.17 стоял ротативный двигатель воздушного охлаждения, а на M.18 - рядный двигатель жидкостного охлаждения. Прототип M.17, совершивший первый полет с ротативным двигателем Oberursel U.0 мощностью 80 л. с., представлял собой равнокрылый одностоечный биплан. Впоследствии силовую установку изменили, включив в нее ротативный двигатель Oberursel U. I мощностью 100 л. с. Появились два подварианта - M.17e и M.17z, которые отличались одностоечной и двухстоечной бипланными коробками, крылья которых располагались уже уступом, оба самолета имели также новый руль направления.
  
   Поступивший на вооружение D.II был серийным вариантом прототипа M.17z, имел несколько уменьшенный размах крыла и удлиненный фюзеляж с улучшенными обводами. Самолет мог оснащаться одним из вышеуказанных двигателей, но пилоты предпочитали 100-сильный мотор; вооружение включало один пулемет, стрелявший через винт. M.17 поступили на вооружение в апреле 1916 года - первыми самолеты получила авиация Австро-Венгрии, были поставлены 62 самолета, из которых 42 были выпущены по лицензии на заводе "MAG". Данные машины оснащались двигателями U.0 и имели уже одностоечную бипланную коробку. Местное обозначение данных самолетов было В II (оно также применялось к ранним разведывательным самолетам семейства M.10 - также компании "Fokker"). Хотя большинство самолетов не имело вооружения и использовалось в качестве учебных, некоторые все же стали истребителями - для этого их вооружили 8-мм пулеметом Schwarzlose, который был установлен над центропланом верхнего крыла и вел огонь над винтом.
   D II поступил на вооружение германской авиации в июле 1916 года и, насколько это позволяли поставки, оснащался двигателями U.1, хотя вскоре выяснилось, что истребитель из этой машины - никакой. Всего был поставлен в войска 181 самолет, которые почти сразу же сняли с вооружения боевых частей, а оставшиеся машины использовали в качестве учебно-тренировочных.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fokker D II

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ротативный ПД Oberursel U.1 мощностью 100 л. с. (75 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 150 км/ч; набор высоты 2000 м - за 8 минут; практич. потолок 4000 м; дальность 200 км; продолжительность полета 1,5 час
   Масса: пустого 384 кг; максимальная взлетная 575 кг
   Размеры: размах крыла 8,75 м; длина 6,40 м; высота 2,55 м; площадь крыльев 18,00 м2
   Вооружение: один 7,92-мм пулемет LMG 08/15 вверху справа носовой части фюзеляжа

Fokker M.19 (D III)

Плохие летные данные D II побудили Крейцера спроектировать вариант M.19, который представлял собой дальнейшее развитие M.17, вооружение которого расширили до двух 7,92-мм пулеметов, а силовую установку изменили путем установки на самолет более мощного двигателя Oberursel U.III. Новый самолет, получивший обозначение D III, стал поступать на Западный фронт в августе 1916 года. Всего были выпущены 210 таких самолетов, их получили авиационные подразделения германской армии (самолеты выпускались фирмой "Fokker"). Кроме того, еще восемь самолетов были собраны по лицензии венгерской "MAG" по заказу австро-венгерской армии. Поздние немецкие машины получили систему управления на основе элеронов с роговой компенсацией, такой подвариант обозначался как M.19zk (подвариант, на котором применялась крутка крыла, обозначался М.19zf). С октября 1917 года авиакорпус голландской Армии получил 10 таких, оснащенных элеронами с роговой компенсацией, самолетов.
   Теоретически D III превосходил D II, но оба являлись достаточно плохими истребителями, поэтому и тот и другой большей частью использовались либо на участках фронта, где не было сильного авиационного противодействия или же применялись - что было гораздо чаще - в качестве учебных.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fokker D III

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ротативный ПД Oberursel U.III мощностью 160 л. с. (119кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 160 км/ч; набор высоты 2000 м - за 7 мин; практический потолок 4700 м; дальность 220 км
   Масса: пустого 430 кг; максимальная взлетная 710 кг
   Размеры: размах крыла 9,05 м; длина 6,30 м; высота 2,55 м; площадь крыльев 20,00 м3
   Вооружение: два 7,92-мм пулемета LMG 08/15 вверху носовой части фюзеляжа
Fokker D.II сер. N D540/16 из KEK Einsisheim, летчик л-т Отто Киссенберг, лето-осень 1916г.
"Fokker" строила M.17 в двух опытных вариантах: двухстоечном M.17z и одностоечном M.17e (фото). Принятый на вооружение Германии серийный D II конструктивно был схож с вариантом M.17z.
"Fokker" строила M.17 в двух опытных вариантах: двухстоечном M.17z (фото) и одностоечном M.17e. Принятый на вооружение Германии серийный D II конструктивно был схож с вариантом M.17z.
Fokker D.II.
D III отличался от варианта D II новым двухрядным ротативным двигателем и формой капота
Fokker D.II в четырехцветном "эрзац"-камуфляже.