Поиск по сайту:
Curtiss Model 59 и Model 60 Shrike
Когда авиации Армии США потребовался скоростной ударный самолет, в соответствии с требованиями 1929 года началась постройка двух конкурировавших прототипов монопланной схемы. Atlantic (Fokker) XA-7 так и остался в единственном экземпляре, но судьба его конкурента Curtiss XA-8 (Shrike, в 1935 году получил фирменное обозначение Model 59) сложилась более удачно. XA-8 выполнил первый полет в июне 1931 года. На испытаниях он показал отвечающие армейским требованиям данные. Для своего времени это был очень хороший самолет - первый цельнометаллический низкоплан фирмы "Curtiss" с крылом, оснащенным закрылками и автоматическими предкрылками. Крыло было снабжено подкосами и расчалками. Шасси - неубираемое, но стойки и колеса основных опор закрыли большими обтекателями-"штанами", в которых предусматривалась установка четырех 7,62-мм пулеметов. Летчик и стрелок-наблюдатель размещались в отдельных просторных кабинах, причем кабина летчика полностью закрывалась фонарем. Мотор - V-образный Curtiss V-1570C мощностью 600 л.с., радиатор установлен под носовой частью фюзеляжа.
29 сентября 1931 года "Curtiss" выиграла контракт на постройку пяти YA-8 (Model 59А), предназначенных для войсковых испытаний. Далее последовали восемь Y1A-8. YA-8 и Y1A-8 имели открытые кабины пилотов. Обозначение A-8 присвоили двум самолетам, полностью подготовленным к эксплуатации в строевых частях. На один YA-10 (Model 59В) установили экспериментальный мотор воздушного охлаждения Pratt & Whitney Hornet мощностью 625 л.е., еще один Y1 A-8 получил редукторный двигатель V-1 570-57 мощностью 675 л.с. ВМС США заказали один самолет, близкий к YA-10 с заводским обозначением Model 69. Заказчик получил его в декабре 1932 года как XS2C-1 с мотором воздушного охлаждения Wright R-1510-28 Whirlwind мощностью 625 л.с. Самолет не имел оборудования для базирования на авианосце, однако он стал первым двухместным военным самолетом ВМС США, хотя и остался в единственном экземпляре.
На A-8 стоял двигатель V-1570-31 мощностью 600 л.с. После поступления в апреле 1932 года на вооружение 3-й ударной группы (Форт-Крокетт, Техас) машина вызвала сенсацию в авиационных кругах Америки. На тот момент все американские военные самолеты являлись бипланами, а первый истребитель-моноплан Boeing P-26A поступил в строевые части восьмью месяцами позже.
Армия США заказала еще 46 Shrike под обозначением A-8B, но проблемы с обслуживанием установленных на A-8 моторов жидкостного охлаждения привели к установке на A-8 звездообразных двигателей R-1820-21 и изменению обозначения на A-12 (Model 60). Кабина пилота A-12 выполнена открытой по типу кабины A-8, вооружение и бомбовая нагрузка не изменились. В попытке улучшить взаимосвязь между летчиком и стрелком в конструкцию внесли ряд изменений, в частности сместив заднюю кабину вперед.
После длительной эксплуатации в авиации Армии США в 1939 году самолеты сняли с эксплуатации частей первой линии, передав во вспомогательные подразделения. Девять A-12 на момент нападения Японии на Перл-Харбор еще оставалось на вооружении. В 1936 году китайские националисты закупили 20 самолетов Export Shrike и использовали эти машины в боях с японцами в 1937-1938 годах.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Curtiss Model 60 Shrike (A-12)
Тип: ударный самолет с экипажем из двух человек
Силовая установка: звездообразный мотор воздушного охлаждения Wright R-1820-21 мощностью 690 л.с.
Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 285 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 243 км/ч; начальная скороподъемность 357 м/мин; практический потолок 4620 м; дальность 820 км
Масса: пустого 1770 кг; максимальная взлетная 2610 кг
Размеры: размах крыла 13,41 м; длина 9,83 м; высота 2,84 м; размах крыла 26,38 м2
Вооружение: четыре 7,62-мм пулемета Browning в обтекателях основных опор шасси; один 7,62-мм пулемет Browning на турели в кабине стрелка-наблюдателя, до четырех 55-кг или десяти 13,6-кг бомб на внешней подвеске под крылом
Описание:
- Curtiss Model 59 и Model 60 Shrike
- Flight, August 1934
AMERICAN MILITARY MONOPLANES
Фотографии
-
Авиация и Время 2007-05 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (2)
Curtiss A-12 Shrike из 26-й БАЭ 9-й авиагруппы ВВС Китая, август 1937г.
-
Мировая Авиация 98
На фотографии показан A-8 с мотором жидкостного охлаждения. Далеко разнесенные кабины членов экипажа снижали эффективность самолета.
-
Мировая Авиация 98
A-12 со звездообразным мотором Cyclone и измененными кабинами летчика и стрелка являлся более эффективной боевой машиной в сравнении с ранними Shrike.
-
Flight 1934-08 / Flight
FOR GROUND STRAFING: The Curtiss A-12 has the Wright "Cyclone" radial air-cooled.
A standard type in the U.S. Army Air Corps, the Curtiss A.12 has slots and flaps. A Cyclone engine gives it a maximum speed of about 212 m.p.h. -
Авиация и Время 2007-04 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (1)
Несколько экипажей 9-й авиагруппы позируют на фоне штурмовика A-12 "Шрайк"
-
Flight 1935-11 / Flight
FURTHER FOOD FOR ARGUMENT on the eternal topic of the flight-path of bombs is provided by this remarkable picture of a Curtiss bomber in action
-
Flight 1935-02 / Flight
"I'LL STRING ALONG WITH YOU." An impression, seen through a hangar door at Miami, of the U.S. Army attack group from Crockett Field, Galvaston, flying Curtiss A.12 monoplanes.
-
Flight 1936-01 / Flight
HOME FROM THE STRAFE. Eighteen Curtiss A-12 attack monoplanes (700 h.p. Cyclone F) of the United States Army, land simultaneously at the eighth annual all-American air manoeuvres at Miami, Florida. The bulbous object beneath the fuselage of each machine may be either a long-range tank or a bomb.
-
Flight 1933-08 / Flight
THE CURTISS A-12 recently supplied to the U.S. Army Air Corps.
-
Flight 1938-09 / Flight
This painting of A.A. crews in action is typical of the virile work of an American artist, Alfred Owles, who recently held an exhibition of his aviation pictures in Los Angeles. He formerly lived in England, and served as a pilot in the U.S. Photographic Corps during the war. The aircraft in the painting are Curtiss Shrikes.
- Фотографии