Vultee V-84 (XP-54)
Vultee XP-54 (фирменное обозначение - Model 84), известный как «Swoose Goose», был крупнейшим для своего времени американским одномоторным истребителем.
Двухбалочный одноместный XP-54 с убираемым шасси с носовой опорой заказали в конце 1941 года в одно время с Curtiss XP-55 и Northrop XP-56. На XP-54 установили мотор Pratt & Whitney X-1800-A4H мощностью 1850 л. с. (1379 кВт) с толкающими соосными винтами противоположного вращения. Однако уже на раннем этапе проектирования стало ясно, что с такой силовой установкой расчетных характеристик получить не удастся.
Расчетной максимальной скорости в 820 км/ч самолет не достиг и в серийное производство не передавался. Построили два прототипа, незначительно отличавшиеся друг от друга. Первый прототип выполнил первый полет 15 января 1943 года с двигателем Lycoming XH-2470 мощностью 2300 л. с.
Оригинально было установлено вооружение из двух 37-мм пушек и двух 12,7-мм пулеметов. Носовая часть, в которой установили вооружение, отклонялась вверх так, что снаряды пушки с небольшой начальной скоростью летели в цель, а пулеметы оставались наклоненными вниз. Другой интересной особенностью являлся лифт, позволявший пилоту подниматься в кабину на высоту 2,66 м над землей.
Первый камуфлированный XP-54 выполнил 86 полетов, прежде чем его 28 октября 1943 года доставили в Райт-Филд, Огайо, для дальнейших испытаний, которые провели в очень ограниченном объеме. XP-54 обладал значительным потенциалом, тем не менее, программу закрыли. Дальнейшим развитием XP-54 должен был стать XP-08 Tornado, но программу его разработки закрыли раньше, чем начали постройку прототипа.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один 24-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения Lycoming XH-2470-1 мощностью 2300 л. с. (1715 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3658 м - 648 км/ч; начальная скороподъемность 701 м/мин; время набора высоты 7925 м - 17,3 м; практический потолок 11278 м; дальность 806 км Масса: пустого 6922 кг; максимальная взлетная 8770 кг
Размеры: размах крыла 16,41 м; длина 16,69 м; высота 3,96 м; площадь крыла 42,36 м2
Вооружение: две 37-мм пушки и два 12,7-мм пулемета в носовой части фюзеляжа
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 250
На испытаниях XP-54 продемонстрировал впечатляющие летные данные, но военные сочли самолет излишне сложным, кроме того, для запуска в серийное производство требовалась длительная доводка.
-
Мировая Авиация 250
XP-54 (per. № 11211) в испытательном полете.
Огромный XP-54 появился на закате карьеры поршневых истребителей и с новыми реактивными машинами конкурировать не мог. -
Авиация и Время 2015-05 / А.Чечин, Н.Околелов - Истребители на сэкономленные деньги (1)
XP-54 (per. № 11210) в одном из первых испытательных полетов
-
Авиация и Время 2015-05 / А.Чечин, Н.Околелов - Истребители на сэкономленные деньги (1)
Самолёт XP-54 не давал лётчику возможности покинуть кабину традиционным образом
-
Авиация и Время 2015-05 / А.Чечин, Н.Околелов - Истребители на сэкономленные деньги (1)
Опытный истребитель XP-54 (per. № 11211) в одном из немногих своих испытательных полетов
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Consolidated Vultee XP-54 Experimental Single-seat Fighter (Lycoming R-2470 engine).
-
Авиация и Время 2015-05 / А.Чечин, Н.Околелов - Истребители на сэкономленные деньги (1)
Первый опытный экземпляр XP-54 (per. № 11210)
-
Авиация и Время 2015-05 / А.Чечин, Н.Околелов - Истребители на сэкономленные деньги (1)
Второй опытный экземпляр XP-54 (per. № 11211)
-
Авиация и Время 2015-05 / А.Чечин, Н.Околелов - Истребители на сэкономленные деньги (1)
Специалисты фирмы «Валти» у самолета XP-54 после окончания испытательного полета. Авиабаза Мюрок, январь 1943 г.
-
Авиация и Время 2015-05 / А.Чечин, Н.Околелов - Истребители на сэкономленные деньги (1)
Опробование двигателя XP-54 перед испытательным полетом
-
Aeroplane Monthly 1979-10 / B.Gunston - Prototype Pursuits (3)
The view of 11210 shows increased fin area
-
Авиация и Время 2015-05 / А.Чечин, Н.Околелов - Истребители на сэкономленные деньги (1)
Самолет №11210 с доработанными килями и закрепленной на нем нивелировочной рамой
-
Авиация и Время 2015-05 / А.Чечин, Н.Околелов - Истребители на сэкономленные деньги (1)
Второй опытный экземпляр XP-54 на авиабазе Нортон
-
Aeroplane Monthly 1979-10 / B.Gunston - Prototype Pursuits (3)
This view of the first XP-54 emphasise its low frontal area and cranked wing.
-
Авиация и Время 2015-05 / А.Чечин, Н.Околелов - Истребители на сэкономленные деньги (1)
Техническое обслуживание XP-54
-
Авиация и Время 2015-05 / А.Чечин, Н.Околелов - Истребители на сэкономленные деньги (1)
Кресло пилота, установленное на крышке люка, опускалось вместе с ней
-
Авиация и Космонавтика 2024-02 / О.Рязанцев - Последняя надежда пилота (1)
Опускаемое вниз кресло пилота самолёта XP-54
- Фотографии