Breguet Br.1001 Taon / Br.1100
Страна: Франция
Год: 1957


Одноместный легкий ударный истребитель
Описание
Фотографии
Breguet Br.1001 Taon и Br.1100


   В ответ на техническое задание НАТО на одноместный легкий ударный истребитель, пригодный для взлета с малоподготовленных или вовсе неподготовленных аэродромов, компания "Breguet" создала небольшой моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом и стреловидным стабилизатором. Он имел трехопорное убираемое шасси, сконструированное специально для использования с неподготовленных ВПП. Фюзеляж в целях уменьшения лобового сопротивления на околозвуковых скоростях был построен с учетом правила площадей и имел закрытую кабину пилота с катапультным креслом. Самолет оснащался турбореактивным двигателем Bristol Orpheus BOr.3. В ходе сравнительных испытаний с конкурентами проект Breguet Br.1001 Taon (это слово, переводимое как овод, также представляет собой анаграмму НАТО) был одобрен, и компания получила заказ на постройку трех прототипов, первый из которых поднялся в воздух 26 июля 1957 года под обозначением Br.1001.01.
   Второй прототип, Breguet Br.1001.02, имел незначительные аэродинамические улучшения и немного удлиненный фюзеляж. Для улучшения скоростных характеристик в корневых частях крыла были установлены аэродинамические наплывы, служащие также для размещения дополнительных запасов топлива. В такой конфигурации 25 апреля 1958 года Br.1001.02 установил мировой рекорд на замкнутом маршруте в 1000 км, достигнув скорости 1046,65 км/ч на высоте 7620 м. Три месяца спустя, 23 июля, Taon побил свой рекорд, развив скорость 1075 км/ч. Несмотря на впечатляющие скоростные характеристики, работы по самолету были прекращены - победителем тендера объявили Fiat G.91. Из ранее запланированных трех было построено только два прототипа.
   Прототип одноместного штурмовика и легкого тактического истребителя, самолет Br.1100 был создан на базе Br.1001, но в реальности поднялся в воздух раньше него - сборка Br.1001 была задержана, чтобы использовать при конструировании недавно выведенное теоретически правило площадей. Первый полет Br.1100 состоялся 31 марта 1957 года. Самолет был спроектирован под требования Министерства авиации Франции, согласно которым на машине должен быть установлен или внутренний блок на 15 68-мм НАР Brandt SNEB Type 22, или две 30-мм пушки DEFA. Силовая установка должна была включать два небольших ТРД, таких как SNECMA R.105 Vesta, Hispano-Suiza R.800 или Turbomeca Gabizo. Компания "Breguet" выбрала последний, с тягой 11,87 кН на бесфорсажном режиме и 14,71 кН на форсаже.
   Министерство авиации Франции заказало три прототипа, третий из них - в модификации для авиации ВМС, но в воздух поднялась только одна машина, а от второй и третьей отказались - несмотря на то, что вторая была почти готова.


Варианты

   Br.1002: обозначение было дано планируемой модификации перехватчика Taon с ракетным вооружением
   Br.1003: обозначение планируемой серийной модификации Taon, но ни одной машины построено не было; планировалось, что проектируемый Br.1003 должен иметь фюзеляж, спроектированный в соответствии с правилом площадей, и силовую установку из одного ТРД Orpheus BOr.12 тягой 36,34 кН на форсаже


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Breguet Br.1001 Taon

   Тип: одноместный легкий ударный истребитель
   Силовая установка: один турбореактивный двигатель Bristol Orpheus BOr.3 тягой 21,57 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1194 км/ч
   Масса: нормальная взлетная 5000 кг
   Размеры: размах крыла 6,80 м; длина 3,7 м; высота 3,7 м; площадь крыла 14,7 мг
   Вооружение (планируемое): четыре 12,7-мм пулемета Colt-Browning в передней части фюзеляжа и до 907 кг боеприпасов на четырех подкрыльевых узлах подвески, включая две или четыре 227-кг бомбы, либо две ПКР Nord 5110 (AS20), либо два блока НАР Matra Type 116C по девятнадцать 68-мм НАР каждый.
Несмотря на отличные летные характеристики, особенно на малых высотах, взлетные характеристики и дальность полета самолета не удовлетворили заказчика.
Breguet 1001 Taon.
The Breguet 1001 Taon which took to the air for the first time on 26th July. Otherwise similar to the twin Turbomeca Gazibo-powered Breguet 1100, the Taon is powered by a Bristol Orpheus turbojet.
The Breguet 1100-01 exceeded Mach 1.0 on its first flight. It is powered by two Turbomeca Gazibo turbojets, but the second prototype, a naval version, will be powered with a Bristol Orpheus engine.