Culver Dart / Cadet / A-8 / PQ-8 / TDC
Варианты:
Culver - Dart / Cadet / A-8 / PQ-8 / TDC - 1938 - США
Страна: США
Год: 1938


Двухместный легкий самолет
Описание
Фотографии
Culver Cadet (A-8, PQ-8 и TDC)

   В начале 1930 годов Альберт Муни, работавший в компании "Lambert Aircraft Corporation", спроектировал двухместный моноплан, получивший изначально название Monoprep G, в рамках линейки самолетов Monocoupe/Monosport, строившихся данной компанией. Однако вскоре у "Lambert" начались финансовые трудности, и Муни покинул компанию, создав вместе с К. К. Калвером в Порт-Коламбусе, штат Огайо, новую компанию "Dart Aircraft Company", которая приобрела у "Lambert Aircraft Corporation" права на спроектированный Муни двухместный самолет, получивший отныне название Dart Dart. Самолет представлял собой моноплан смешанной конструкции, с низкорасположенным крылом и изящными обводами. Малая масса и аэродинамически чистые формы позволили обеспечить приемлемые летные характеристики даже при относительно маломощном моторе. Первой модификацией стал Dart G, оснащенный 90-сильным мотором Lambert R-266, но после возникновения трудностей с поставками этих двигателей был создан вариант Dart GK, получивший мотор Ken-Royce аналогичной мощности. Последним вариантом в линейке стал Dart GW со звездообразным двигателем Warner Scarab Junior. Всего выпущено около 50 машин, в том числе два Dart GW "Special", один из которых имел мотор мощностью 125 л.с., а другой оснащался 145-сильным двигателем.
   В 1939 году компанию "Dart Aircraft Company" переименовали в "Culver Aircraft Company", в связи с чем выпускавшийся ею самолет получил наименование Culver Dart. В конце следующего года компания переехала в Уичиту, штат Канзас. Попытки возобновления выпуска самолетов данной линейки после окончания Второй мировой войны успехом не увенчались.
   Незадолго до переезда компании из Порт-Коламбуса Муни приступил к работе над созданием усовершенствованного варианта Dart, который должен был сохранить летные характеристики предшественника, но предполагался к оснащению менее мощным мотором. Первоначально самолет получил обозначение Culver Model-L, 2 декабря 1939 года он совершил первый полет в Порт-Коламбусе, но только после переезда компании в Уичиту начались работы по его серийной сборке. В целом новая машина, получившая в серии обозначение Culver Cadet, была идентична Dart, но вместо фюзеляжа с каркасом, сваренным из стальных труб, имела полумонококовый фюзеляж деревянной конструкции и шасси с хвостовым колесом и убираемыми основными опорами шасси.
   Силовая установка базового Cadet LCA включала двигатель Continental A75-8 мощностью 75 л.с. (56 кВт). Последующая модификация Cadet LFA (1941 год) имела некоторые усовершенствования и более современное оборудование, а также предлагалась в вариантах с моторами Continental A80-8 или Franklin 4AC-176-F3 мощностью 80 л.с. (60 кВт) каждый. Вариант Cadet LFA-90 был доступен по спецзаказу, он оснащался двигателем Franklin 4AC-199-E3 мощностью 90 л.с. (67 кВт).
   Объем выпуска Cadet превзошел показатель Dart, но прекратился практически сразу же после вступления США во Вторую мировую войну. Незадолго перед этим контроль над компанией перешел к Уолтеру Бичу и его компаньону, после чего производство было реорганизовано и адаптировано под крупносерийный выпуск варианта Cadet, модифицированного под военные нужды.
   В 1940 году Авиакорпус Армии США выбрал Cadet LCA в качестве базового самолета для создания на его основе радиоуправляемой мишени. Первый образец, поступивший на испытания, получил обозначение A-8 (затем XPQ-8). Дальнейшее развитие самолета - машина Cadet LAR-190 - представляла собой почти такой же низкоплан, но оснащенный более мощным мотором Continental O-200 мощностью 100 л.с. (75 кВт). Испытания прошли успешно, после чего был размещен заказ на 200 машин, получивших обозначение PQ-8, а впоследствии были приобретены еще 200 летательных аппаратов - модели PQ-8A (затем - Q-8A), оснащенной более мощным 125-сильным мотором O-200-1.
   Несколько машин были достроены в 1941 году в варианте Cadet LAR-190 или "Lark 95", предназначенные для гражданского рынка и оснащенные 90-сильным мотором Franklin 4AC-199-E3. После войны в продажу поступили находившиеся на хранении самолеты, которым также было присвоено данное обозначение. В дальнейшем появились несколько отличающиеся варианты Lambert Monosport и Dart Model G.
   ВМС США, которым был необходим самолет-мишень для подготовки расчетов корабельных зенитных артустановок, в конце 1941 года приобрели один образец PQ-8A, а после его успешных испытаний в 1942 году заказали 200 подобных машин, получивших обозначение TDC-2.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Culver Cadet LFA

   Тип: двухместный легкий самолет
   Силовая установка: один ПД Franklin 4AC-176-F3 мощностью 80 л.с. (60 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 915 м-229 км/час; крейсерская скорость на высоте 2135 м - 209 км/час; начальная скороподъемность 244 м/мин; практический потолок 5180 м; дальность 805 км
   Масса: пустого 366 кг; максимальная взлетная 592 кг
   Размеры: размах крыла 8,23 м; длина 5,38 м; высота 1,68 м; площадь крыла 11,15 м2
MASSIVE WING identifies the 1939 two-seat cabin Dart Model GW (N20918). The Culver LCA was developed from the Model G.
Culver Cadet.
Самолет-мишень PQ-8A, который также мог использоваться в пилотируемом режиме, имел максимальную скорость 187 км/час.
The Culver PQ-8A (TDC-2) Radio-Controlled Target Drone (125 h.p. Lycoming O-290 engine).
A line-up of Culver PQ-8 (TDC-1) Radio-Controlled Target Drones (90 h.p. Franklin O-200-1 engine).