RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Франция

Год : 1920

Двухместный учебный аэроплан для начального летного обучения

Семейство Hanriot HD. 14

Прочный двухстоечный биплан HD.14 наряду с аэропланом Avro Type 504 стал одним из ценнейших учебных самолетов 1920-х годов. Инструктор и курсант сидели в нем тандемом в открытых кабинах. HD.14 предназначался для обучения курсантов, поэтому на его ранней серийной версии из каждой стойки шасси выступали длинные противокапотажные полозья.
   Аэроплан HD.14 выпускался на заводах "Hanriot" до 1928 года. Всего построили 2100 самолетов в 11 различных версиях. Возможно, самым важным стал HD.14ter (или HD.14/23), показанный на авиасалоне 1922 года в Париже. Он сильно изменился, сохранив лишь ротативный мотор Le Rhone мощностью 80 л. с. от исходной модели. Была сокращена площадь крыла; изменены поперечное сечение фюзеляжа, киль, стойки кабана и бипланной коробки. Была введена новая система дублированного управления - по патенту фирмы "Hanriot". Колею шасси уменьшили для возможности погрузки HD.14 на стандартный армейский прицеп.
   Французская армия получила 1925 машин HD.14. Они служили в тренировочных отрядах различных авиаполков и относились к учебной категории Ep.2. Немало бипланов HD.14 экспортировалось в Болгарию, Грецию, Мексику и Испанию. Польша закупила 70 таких машин в 1924 году, а СССР получил 30 аэропланов. В Японию компания "Mitsubishi" ввезла один образец, а затем в 1925- 1927 годах собрала для японской армии 145 машин HD.14 по лицензии. Японцы обозначили биплан HD.14 как Mitsubishi Army Type Ki 1 Trainer.
   Биплан HD.14 славился своей прочностью и долговечностью. По мере списании этих аэропланов из частей Министерства обороны многие машины передали аэроклубам либо частным владельцам. Поэтому в 1930-е годы биплан HD.14 можно было встретить повсюду. Один HD.14, пилотируемый лейтенантом Жозефом Торе, установил 27 января 1923 года рекорд на слете планеристов в Бискре, Алжир. А несколькими днями позже, 3 февраля, лейтенант Торе взлетел на своем биплане HD.14, поймал у близлежащих гор восходящие потоки воздуха, заглушил мотор и парил в воздухе 7 часов 3 минуты. 27 августа 1924 года при полете у подножья Альп на высоте всего лишь 25 м Жозеф Торе остановил мотор HD.14 и смог парить в течение 9 часов 4 минут, набрав при этом высоту 575 м.


Варианты

   HD.14S: эту санитарную версию ввели в 1925 году; кабину курсанта заменили на большую открытую секцию в правом борту фюзеляжа с местом для одних носилок. 24 апреля 1925 года его показали на международном конгрессе медиков, французская армия заказала свыше 50 машин; в 1925 году два таких биплана продали Польше
   HD.141: конверсия 1928 года 10 машин HD.14 и HD.321 для аэроклубов; оснащены ротативным мотором Clerget мощностью 130 л.с. (97 кВт)
   HD.28 или H.28: экспортная версия HD.14 с заменой в значительной степени цельнодеревянной конструкции на металлическую; вариант строился по лицензии в Польше. WWS "Samolot" собрала 144 машины в 1924-1926 годах, фирма CWL в Варшаве - еще 75; ВВС Польши получили 10 санитарных H.28S, аналогичных версии HD.14S
   HD.17: двухпоплавковый гидросамолет для авиации ВМС Франции с хвостовым оперением увеличенной площади и одним ротативным поршневым мотором Clerget мощностью 130 л.с. (97 кВт). Авиашколы ВМС Франции получили свыше 50 бипланов. Семь HD.17 получили колесное шасси; несколько таких самолетов экспортировали в Эстонию и Латвию
   HD.40S: подобен HD.14S, но смешанной конструкции, со звездообразным мотором Salmson 9Ас мощностью 120 л.с. (90 кВт); построено 14 машин
   HD.41H: вариант с таким же мотором и смешанной конструкцией, как HD.40S, но в остальном подобен HD.17, с рулем направления увеличенной площади и одной общей кабиной для инструктора и курсанта. В 1925 году малые партии экспортировались в Грецию и Португалию
   HD.32; построен в 1924 году в виде прототипа; победил в конкурсе Армии Франции на учебный аэроплан категории Ep.2. HD.32 строился большой серией, он сохранил общую конфигурацию HD.14ter, но имел переделанное шасси, меньший размах крыла, реконструированный хвостовой стабилизатор и смешанную конструкцию. HD.32 с мотором Anzani мощностью 110 л.с. (82 кВт) строился по лицензии концерном "Zmaj" и ограниченно использовался в авиации Армии Югославии; один HD.32 был продан Японии. К 1932 году большинство французских HD.32S списали. Часть из них переоборудовали и продали аэроклубам и частным владельцам
   HD.320; в 1926 году построили одну машину с мотором Salmson 9Ac мощностью 120 л. с. (90 кВт), в остальном подобна HD.32
   HD.321: другая версия HD.32, но с мотором Clerget 9B мощностью 130 л.с. (97 кВт). 11 машин заново построили в 1928 году; позднее четыре HD.14 и четыре HD.320 переделали в версию HD.321. В свою очередь четыре исходных HD.321 переделали в HD.141
   H.410: пять машин построили в 1928 году с ширококолейным шасси исходной модели HD.14 с более эффективными амортизаторами и с мотором Lorraine 5Pa мощностью 100 л.с. (75 кВт); три машины построили во Франции и продали лицензию Югославии
   H.411: в 1930 году построили два самолета по стандарту, подобному H.410, но с мотором Salmson 7Ac мощностью 95 л. с. (71 кВт)
   LH.412: прототипом стала конверсия второй машины H.410 с мотором Lorraine мощностью 110 л.с. (82 кВт). Затем последовали единичные переделки пятого H.410 и 143-го HD.32, плюс четыре заново построенные машины; использовались в авиашколах компании "Hanriot"


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hanriot HD.14 (ранняя серийная версия)

   Тип: двухместный учебный аэроплан для начального летного обучения
   Силовая установка: один ротативный ПД Le Rhone 9 мощностью 80 л. с. (60 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 110 км/ч; практический потолок 4000 м; дальность полета 180 км
   Масса: пустого 555 кг; максимальная взлетная 810 кг
   Размеры: размах крыла 10,87 м; длина 7,80 м; высота 3,00 м; площадь крыльев 34,50 м2

Показать полностью

Описание:

  • Семейство Hanriot HD. 14
  • Flight, December 1921
    The Paris Aero Show - 1921
  • Flight, January 1923
    THE PARIS AERO SHOW 1922
  • Flight, December 1926
    The Paris Aero Show 1926
  • Фотографии