Авиация и Время 2004-01
-
А.Заблотский, А.Сальников - Морской "амбарчик"
МБР-2-М-34 ВВС Северного флота, весна 1942г. Самолет эксплуатировался в 118-м ОРАП и 72-м САП. На самолете установлена носовая турель Тур-6
МП-1бис Дальневосточного управления ГВФ. Тихоокеанская гидролиния, Северный Сахалин, конец 1930-х гг.
Опытный самолет ЦКБ МС-1 на перекатном шасси. Винт еще четырехлопастный
ЦКБ МС-1 на плаву. Таганрог, 1936г.
Замаскированные МБР-2-М-34 из 82-й ОМРАЭ. Геленджик, 1942г.
Маскировка подручными средствами гидросамолетов МБР-2-М-34 из 119-го мрап ЧФ. Донузлав, сентябрь 1941г.
Подвеска реактивных снарядов
Подвеска бомб ФАБ-50 перед боевым вылетом. ЧФ, 1942г.
В начале войны значительную долю советской авиации на Заполярном ТВД составляли летающие лодки (больше всего было МБР-2), незаменимые в приморских условиях при острой нехватке подготовленных аэродромов для колесных машин, они, тем не менее, были не в состоянии эффективно действовать в условиях полярного дня без сильного прикрытия истребителей. Водолазная команда готовит МБР-2 к выкатке на гидроспуск
МБР-2-М-34 из 119-го МРАП ВВС ЧФ. Геленджик, 1942г.
Черноморские МБР-2-М-34 после спуска на воду
Взлетает МБР-2-М-34 из 118-го ОРАП. СФ, 1940г.
К весне 1944г. ВВС Черноморского флота представляли собой причудливый конгломерат различных типов боевых самолетов, заметную часть из которых составляли хотя и заслуженные, но уже безнадежно устаревшие ветераны такие как МБР-2, Ил-4 и ЛаГГ-3. Немало головной боли тыловым службам доставляла и разнотипность парка. Достаточно сказать, что в составе ВВС ЧФ имелось пять типов истребителей ("Аэрокобра", "Киттихауки", ЛаГГ-3, Як-1 и Як-9) и три типа двухмоторных бомбардировщиков ("Бостон", Ил-4 и Пе-2)! Взлетает МБР-2-М-34
С началом боевых действий МБР-2 получили камуфляжную окраску
Пара "амбарчиков" авиации ЧФ сопровождает на переходе танкер. 1943г.
Пара МБР-2-М-34 в полете
Балтийцы отрабатывают взаимодействие. 1940г.
В начале войны удары по наземным целям экипажам МБР-2 приходилось наносить даже днем. Группа МБР-2 под командованием капитана Стечкина летит на боевое задание, лето 1941г.
МБР-2-М-34 (VV-182) из финской эскадрильи 1./LeLv15 в бухте Хойтиайнен. 21 сентября 1941г.
Финские солдаты с интересом осматривают трофейный МБР-2-М-34, захваченный в феврале 1942г. на реке Свирь
Рекордный МП-1бис летчицы П.Д.Осипенко
МП-1бис (СССР-Ж3), принадлежавший "БАМпроекту" на перекатном шасси
МП-1бис (СССР-Л2198) из Якутской авиагруппы Восточно-сибирского управления ГВФ
Самолет МП-1бис (СССР-Л2553) Дальневосточного управления ГВФ
МП-1бис на лыжах
МП-1бис и самолет-амфибия ОСГА И.В.Четверикова
В Полярной авиации эксплуатировалась разнообразнейшая техника. На переднем плане - Дорнье "Валь", в центре - МП-1, за ним - МП-6а, далее - "Каталины"
Загрузка МП-1бис
Опытный МБР-2 с двигателем М-103
Раскапотированный двигатель М-103
Раскапотированный двигатель М-34
Механики позируют на фоне раскапотированного двигателя АМ-34Б
Механики готовят МБР-2-М-34 авиации СФ к боевому вылету
Центроплан
Каркас хвостовой части самолета ЦКБ МС-1
Донный якорь и кошка с бросательных концом
Подкрыльевой поплавок
Колесное шасси для эксплуатации с земли на МБР-2-М-34
Ст.л-т С.А.Егоров из 119-го МРАП совершил на "амбарчике" 225 ночных боевых вылетов
Стрелковые установки опытного самолета ЦКБ МС-1
Передняя и задняя стрелковые установки серийного МБР-2-М-34. У пулеметов: штурман мл.л-т Г.Г.Павлов (слева), стрелок-радист Е.Л.Коноплин. СФ, 1942г.
Летчик МБР-2ВУ из отдельного отряда волнового управления
МБР-2, сбитый 4 октября 1941г. на Балтике немецкими истребителями
В Полярной авиации эксплуатировалась разнообразнейшая техника. На переднем плане - Дорнье "Валь", в центре - МП-1, за ним - МП-6а, далее - "Каталины"
В Полярной авиации эксплуатировалась разнообразнейшая техника. На переднем плане - Дорнье "Валь", в центре - МП-1, за ним - МП-6а, далее - "Каталины"
В Полярной авиации эксплуатировалась разнообразнейшая техника. На переднем плане - Дорнье "Валь", в центре - МП-1, за ним - МП-6а, далее - "Каталины"
МП-1, эксплуатировавшийся в 1930-х гг. на пассажирской линии Одесса-Батум
МБР-2-М-17 из состава 5/LeLv 6 ВВС Финляндии. Вааса, лето 1942г.
Опытный самолет ЦКБ-25
Прототип МБР-2 после доработок
МБР-2-М-17 на лыжах. Москва, Центральный аэродром, 1934г.
Бомбовые держатели на крыле МБР-2-М-17
Отработка погрузки раненого в МБР-2-М-17
МБР-2-М-17 из 7-го отдельного авиаотряда морпогранохраны. На руле поворота - зеленые полосы, отличительный знак пограничной авиации. Гидроаэродром Черная Речка под Хабаровском, 1944г.
В строевых частях морской авиации МБР-2 заменили гидросамолеты старых типов
МБР-2-М-17 авиации КБФ
Обслуживание двигателя М-17 на серийном МБР-2
Турель Тур-6
Пассажирский МП-1, работавший на гидроавиалинии Одесса-Батум
МП-1 Дальневосточного управления ГВФ
МП-1 полярного летчика М.Н.Каминского из Ленской авиагруппы Полярной авиации
МП-1Т (СССР-Х54) треста "Главрыба" Наркомата рыбной промышленности
Принадлежавший "БАМпроекту" МП-1 на береговой стоянке
МБР-2-М-17 - еще один финский трофей. Август 1942г.
МП-1 (СССР-Л2551) - экспонат выставки трофеев финской армии. Хельсинки, январь 1940г.
МП-1бис и самолет-амфибия ОСГА И.В.Четверикова