PZL I-22 Iryda
Страна: Польша
Год: 1985


Двухместный УТС базовой и повышенной летной подготовки
Какие бывают размеры Перегородочных блоков.
Описание
Фотографии
P.Z.L. Mielec I-22 Iryda

  Самолет I-22 Iryda был спроектирован в 1980-е годы группой конструкторов, возглавляемой Альфредом Бароном. I-22 Iryda предназначался для замены учебно-тренировочных самолетов начальной летной подготовки TS-11 Iskra и повышенной подготовки LiM-9 (польская разработка на базе МиГ-17), состоявших в те годы на вооружении ВВС Польши.
  Прототип нового самолета был облетан 5 марта 1985 года, он в целом был схож с самолетом Dassault/Dornier Alpha Jet, но был несколько меньше и легче. На первых прототипах I-22 были установлены двигатели WSK SO-3W22, однако их характеристики оказались неудовлетворительными. На двух последних из пяти построенных опытных машин установили уже двигатели IL K-15 и Rolls-Royce Viper Mk 545, каждый из них имел тягу 14,72 кН. Вариант с двигателями K-15 первоначально получил обозначение I-22M-92, но затем варианты самолета с польскими и британскими двигателями получили обозначения I-22M-93K и I-22M-93V, соответственно.
  I-22M-93K был полностью оптимизирован под требования ВВС Польши, которые разместили первый заказ на семь самолетов, а вариант I-22M-93V планировался к поставке на экспорт. Но экспортных заказов не последовало.
  На I-22M-93K установили катапультные кресла Martin-Baker Mk PL10LR класса "0-0", а максимальная масса сбрасываемой полезной нагрузки была доведена до 1800 кг. Первые семь самолетов были поставлены заказчику с тем же БРЭО, что использовалось и на I-22, но для последующих машин планировалось использовать французскую авионику, прошедшую испытания на I-22M-93S (вероятно, этот комплекс авионики мог затем устанавливаться для модернизации и на более ранних машинах).
  На базе I-22M-93 были проработаны две модификации: самолет-разведчик I-22M-93R и морской патрульный самолет I-22M-93M. Рассматривалась возможность создания многоцелевого варианта I-22M-95, отличавшегося крылом большего размаха с сверхкритическим профилем. На данную модификацию предполагалось устанавливать одноконтурные ТРД K-15 или Viper Mk 545, либо ТРДД Viper Mk 632 тягой 17,70 кН или Larzac 04-V3 тягой 16,18 кН. В этих вариантах оснащения самолет мог бы брать на борт боевую нагрузку 2500 кг (с ТРД) или 3000 кг (с ТРДД). Самолеты также могли различаться составом авионики и бортового комплекса обороны.
  Разработчики еще предлагали четыре специализированные модификации: двухместный учебно-боевой самолет I-22M-95T; самолет-разведчик I-22M-95R; морской патрульный/ударный самолет I-22M-95M и его модернизированный вариант, получивший обозначение I-22M-95MS. Рассматривалась возможность разработки одноместного I-22M-97, который предполагалось предлагать заказчику в двух модификациях - ударного I-22M-97S и истребителя-бомбардировщика I-22M-97MS.
  После постройки семи I-22 компания собрала еще семь I-22M-93K, а затем - в мае 1995 года - выпуск данных машин был прекращен, поскольку планировалось сосредоточить все усилия на варианте I-22M-96, на котором разработчик намеревался уже устранить все недостатки и недоработки, выявленные на I-22M-93K.
  Был построен один прототип, переоборудованный из ранее выпущенного самолета, и еще один опытный самолет был построен "с нуля". Данные машины облетали 21 декабря 1996 года и 16 августа 1997 года, на них имелись наплывы в корневой части крыла, предкрылки и закрылки Фаулера, более высокий киль и комплекс авионики Sextant Topflight.
  Однако впоследствии программа I-22M-96 была остановлена - у польских ВВС возникли проблемы с субподрядчиками. В итоге серийных заказов не последовало. Самолеты данного семейства были сняты с вооружения ВВС Польши в середине 1990-х годов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  P.Z.L. Mielec I-22 Iryda

  Тип: двухместный УТС базовой и повышенной летной подготовки с возможностью обучения применению вооружения, ведения разведки и в роли легкого штурмовика
  Силовая установка: два ТРД WSK-P.Z.L. Rzeszow P.Z.L.-5 (SO-3W22) тягой по 10,79 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5000 м - 835 км/ч; начальная скороподъемность 1500 м/мин; практический потолок 12000 м; дальность полета с максимальной боевой нагрузкой 604 км
  Масса: пустого 4560 кг; максимальная взлетная 6900 кг
  Размеры: размах крыла 9,60 м; длина 13,22 м; высота 4,30 м; площадь крыла 19,92 м1
  Вооружение: одна 23-мм двуствольная пушка GSZ-23L (лицензионный вариант пушки ГШ-23Л) в подфюзеляжной установке, плюс до 1100 кг сбрасываемых авиационных средств поражения
По причине внутренних неурядиц Iryda не получил того успеха, которого он, возможно, заслуживал. Самолет был выпущен в Польше небольшой серией.
Пятый польский I-22 "Ирида"
Польский M-96 - новая версия УТС "Ирида"
P.Z.L. I-22 Iryda