Nakajima J1N Gekko
Страна: Япония
Год: 1941


Двухместный ночной истребитель
Описание:
J1N Gekko
Nakajima J1N
Фотографии

J1N Gekko

Тяжелый двухмоторный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Создан в КБ фирмы "Накадзима хикоки" под руководством К.Накадзимы. Первый полет совершил 2 мая 1941 г. Серийное производство начато на заводе "Накадзима" в Ота с декабря 1941 г. с разведывательного варианта J1N1-C (впоследствии переименован в J1N1-R). Всего изготовлено 477 экз. Официально принят на вооружение японского флота в июле 1942 г. (как "тип 2"),
Моторы "Сакае" 21 (NK1F).
Основные серийные модификации:
   - J1N1-S, ночной истребитель с вооружением 2x7,69 в носовой части и 4x20 парами вверх-вперед и вниз-вперед в средней части фюзеляжа, у варианта J1N1-S-Kо все 4x20 устанавливались вверх-вперед;
   - J1N2, модификация с приподнятым гаргротом, часть машин имела прожектор в носовой части;
   - J1N3, ночной истребитель с РЛС.
J1N1-S, переделанные из J1N1-C, начали применяться на о. Новая Британия с мая 1942 г. В октябре 1943 г. на J1N1-S сформирована первая специальная часть ночных истребителей. В 1944 г. эти самолеты использовались в боях над Филиппинами, Индонезией, северной частью Японии, Курильскими островами. Применялись ПВО Японии до конца войны.
Самолет снят с производства в декабре 1944 г.


J1N1-S||
Размах:||16,98 м
Длина:||12,77 м
Моторы, количество х мощность:||2x1130 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8184 кг
Максимальная скорость:||525 км/ч
Практический потолок:||9320 м
Дальность:||3750 км

Nakajima J1N

Техническое задание японского флота на дальний истребитель сопровождения, способный эскортировать бомбардировщики при рейдах на цели в глубине Китая, привело к созданию прототипа самолета J1N1. Самолет совершил первый полет в мае 1941 года. Свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси J1N1 был оснащен двумя двигателями Nakajima Sakae 21 и 22 (противоположного вращения) и имел экипаж из трех человек. Вооружение состояло из одной 20-мм пушки и шести 7,7-мм пулеметов. Испытания показали, что J1N1 вполне подходит для роли истребителя сопровождения, но вместо этого его решили использовать в качестве дальнего разведчика под обозначением J1N1-G. Этот вариант отличался двумя двигателями Sakae 21, вооружением, состоявшим из единственного 13-мм пулемета для защиты задней полусферы, и уменьшенным запасом топлива (при этом имелась возможность использовать ПТБ).

   После завершения эксплуатационных испытаний семи прототипов самолет был запущен в серию под обозначением "морской разведчик Тип 2", или J1N1-R. На части из этих машин пулемет позднее заменили 20-мм пушкой, сменив обозначение на J1N1-K. В начале 1943 года было решено, что самолет может подойти для использования в качестве ночного истребителя, и один самолет переделали в двухместный вариант для испытаний, установив вооружение из четырех 20-мм пушек, попарно направленных под углом вверх и вниз. После уничтожения этой машиной бомбардировщика B-24 Liberator переделали еще несколько самолетов, получивших обозначение J1N1-C KAI, и организовали серийный выпуск J1N1-S Gekko ("лунный свет"). Часть из этих машин раннего выпуска получила небольшой поисковый прожектор в носовой части, а самолеты позднего выпуска даже оснащались простейшей РЛС. Обозначение J1N1-Sa использовалось для ночных истребителей со снятыми для стрельбы вниз пушками, оказавшимися неэффективными. Некоторые машины, не имевшие прожектора или РЛС, оснащались пушкой в носовой части.
   Всего "Nakajima" построила 479 самолетов J1N всех модификаций. На раннем этапе применения ночные истребители Gekko довольно успешно действовали против относительно тихоходных B-24. Но против более быстрых и хорошо вооруженных бомбардировщиков B-29 Superfortress они оказались не столь эффективны. Все варианты самолета имели у США и их союзников кодовое обозначение "Irving". Многие из самолетов J1N использовались в качестве машин камикадзе на заключительном этапе войны.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Nakajima J1N1-S

   Тип: двухместный ночной истребитель
   Силовая установка: два радиальных ПД Nakajima Sakae 21 мощностью по 1130 л. с. (843 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5800 м - 507 км/ч; потолок 9320 м; максимальная дальность полета 3780 км
   Масса: пустого 4850 кг; максимальная взлетная 8185 кг
   Размеры: размах крыла 16,98 м; длина 12,77 м; высота 3,99 м; площадь крыла 40,00 м2
   Вооружение: четыре 20-мм пушки, попарно направленные под углом вверх и вниз
Nakajima J1N3 Model 23 Gekko, code-named Irving, of the Yokosuka Air Group, 7th Sqn, flown by CPO Juzo Kuramoto and Ens Shiro Kurutori. On May 25, 1945, the pair downed five B-29s and damaged a sixth flying this aircraft.
Первый опытный образец истребителя J1N1 на испытаниях
Истребитель J1N1-S из состава кокутай "Йокосука". Хорошо видны верхние и нижние 20-мм пушки "тип 99"
J1N1-C был основным из использовавшихся вариантов ночного истребителя Gekko. На снимке представлен ранний его вариант, о чем свидетельствует наличие направленных вниз пушек.
Истребитель J1N1-S из 253-го авиаполка, Филиппины, 1944 г.
Накадзима J1N1-S из состава 251-го кокутай, Новая Британия, май 1943г.
Май 1941г.: взлетел японский дальний ночной истребитель Nakajima J1N Gekko. После испытаний первые варианты самолета были переделаны в разведчики.
Gekko, вооруженный направленными под углом вверх пушками, неплохо зарекомендовал себя в качестве ночного истребителя.
Nakajima Navy J1N1-C Gekko.
"Гекко" из состава 302-го кокутай. На фюзеляже видны "цветы" - отметки о трех сбитых и трех поврежденных бомбардировщиках B-29
Последний вариант истребителя J1N1-Sa (J1N3), оборудованный локатором
Although generally playing a lesser role in the defence of Japan, the Imperial Navy's nightfighter elements performed significantly well against the unescorted US raids. Here is a Nakajima J1N2 Gekko or Moonlight (Irving) of the 322nd Kokutai (Naval Air Group), either whilst based in defence of Kure or Osaka. Probably the Navy's top B-29 ace flew with this unit; Susumu Ishihara downed 16 B-29s, all apparently confirmed.
Лейтенант Сиро Куротори (справа) возле двухмоторного ночного истребителя J1N "Гекко". Американские звезды, пробитые стрелами, обозначают подтвержденные победы, без стрелы - неподтвержденные.
Башни с дистанционным управлением, разработанные Йокосукским арсеналом для истребителя "Гекко"
Вид на башню J1N1-R (башня просто была взята от тяжелого бомбардировщика Накадзима G5N)
Скапотировавший разведчик J1N1-R, на его "горбу" хорошо видна башня с 20-мм пушкой
Захваченный американцами истребитель J1N1-S-Ko из 302-го авиаполка, осень 1945 г.
Nakajima J1N1 Gekko "Irving"горит после неудачной атаки эскортного авианосца "Корал Си", район острова Сайпан, Марианские острова, июнь 1944 года. К концу 1943 года авианосные группы США стали основным инструментом ведения войны на Тихом океане.
Накадзима J1N1-S "Гекко"
The Nakajima "Irving" 11 Night Fighter.
Nakajima J1N1-S Gekko
Тяжелый перехватчик Накадзима J1N1-Sa (J1N3) "Гекко"
Тяжелый истребитель J1N1