Armstrong Whitworth Albemarle / A.W.41
Страна: Великобритания
Год: 1940


Транспортный самолет
Описание:
Albemarle / A.W.41
Jane's Encyclopedia of Aviation
Фотографии

Albemarle / A.W.41

"Албемарл" создан в КБ фирмы "Армстронг-Уитворт эйркрафт" под руководством Дж. Ллойда первоначально как средний бомбардировщик AW.41. Это был двухмоторный моноплан смешанной конструкции с двухкилевым оперением, убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. Его опытный образец под названием "тип 208" совершил первый полет 20 марта 1940 г. Производство этих машин на заводе "Армстронг-Уитворт" в Хоксли начали в сентябре 1941 г., перейдя на серийный выпуск в декабре. Бомбардировщики "Албемарл" B.I поступили на вооружение британских ВВС фактически только в августе 1942 г. и не получили широкого распространения. В октябре 1942 г. произвели пробную переделку B.I в военно-транспортный самолет ST.I ("тип 217"). Следом за этим подобную модификацию стали осуществлять серийно на заводе в Хоксли и мастерских в Лайнехэме и Кембридже. С апреля 1945 г. завод начал строить в массовых количествах буксировщики планеров GT.II. Всего выпустили 572 транспортных "албемарла", в т.ч. 42 переделанных бомбардировщика.
Экипаж - 4 чел. (транспорт), 5 чел. (бомбардировщик). Моторы "Геркулес" XI. Вооружение 6x7,69, бомбы до 1500 кг (бомбардировщик), 4x7,69 (варианты GT), 2x7,69 (варианты ST), 1x7,62 (переделка части самолетов ST.I (SF) в СССР). Грузоподъемность вариантов ST и GT - 2100 - 2400 кг.
Транспортные "албемарлы" состояли на вооружении в Великобритании с ноября 1942 г., в Советском Союзе - с марта 1943 г.
Серийно выпускались следующие модификации:
  - "Албемарл" B.I, бомбардировщик;
  - "Албемарл" ST.I, переделка B.I в грузовой самолет (введена грузовая дверь справа), выпускались также мало отличавшиеся от них ST.I (SF) (он же "тип 219") - экспортный для СССР без вооружения и GT.I с устройством для буксировки десантных планеров;
  - "Албемарл" GT.II, транспортный самолет-буксировщик планеров специальной постройки, выпускались также GT.IIa, отличавшиеся по оборудованию, и ST.II (без буксировочного устройства);
  - "Албемарл" GT.V и ST.V- усовершенствованные варианты с улучшенным оборудованием и аварийным сливом горючего в полете;
  - "Албемарл" GT.VI и ST.VI с грузовой дверью слева, GT.VI серии 2 имел вооружение 2x7,69, как и у всех ST.VI.
Бомбардировщики B.I сделали всего один боевой вылет с бомбами - в феврале 1943 г. на цели во Франции. С ноября 1942 г. B.I как транспортные машины начали летать на трассе до Гибралтара. С января 1943 г. в британские ВВС стали в массовых количествах поступать GT.I и ST.I. С марта их применяли в Северной Африке. В июне вместе с самолетами модификации II с их помощью высадили на Сицилии комбинированный парашютно-планерный десант. В июле подобную операцию провели в Южной Франции. Далее "албемарлы" участвовали во всех крупных высадках воздушных десантов - в Нормандии в июне 1944 г., под Арнемом в сентябре, при пересечении Рейна. Линию на Гибралтар "албемарлы" обслуживали до марта 1944 г. В конце войны они служили и в учебных частях.
Советский Союз получил партию транспортных "албемарлов" весной 1943 г. Они использовались 1-й транспортной дивизией ГВФ для перевозок срочных грузов в тылу, а ВВС и морской авиацией - как учебные самолеты.
"Албемарл" был снят с производства в декабре 1944 г. В Англии они служили до августа 1947 г., в Советском Союзе последние машины списали в конце 1945 г.
  
  
  
  


"Албемарл" ST.I||
Размах:||23,46 м
Длина:||18,28 м
Моторы, количество х мощность:||2x1590 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||16556 кг
Максимальная скорость:||427 км/ч
Практический потолок:||5485 м
Дальность:||2090 км

Jane's Encyclopedia of Aviation

Armstrong Whitworth A.W.41 Albemarle (UK)
  Conceived originally by the Bristol company as a medium bomber, the design was taken over by Armstrong Whitworth and reworked into a reconnaissance-bomber. More than 40 were built before it was decided to change the role and produce subsequent aircraft either as special transports or as glider tugs. The first ST.Is and GT.Is entered RAF service in mid-1942 and early 1943 respectively, and subsequent versions brought the total number of Albemarles built to 600. Albemarles took part in the Sicily, Normandy and Arnhem operations. Power was provided by two 1,185 kW (1,590 hp) Bristol Hercules XI radial engines.
Armstrong Whitworth Albemarle prototype configured as a reconnaissance bomber.
"Албемарл" I британских ВВС
Armstrong Whitworth Albemarle II troop carrier.
The Armstrong Whitworth Albemarle II Glider-tug and Paratroop Transport (two Bristol Hercules XI engines).
"Албемарл" V из 297-й эскадрильи британских ВВС, июнь 1944 г. В хвостовой части фюзеляжа - устройство для буксировки планеров
A Horsa under tow, as seen from the gunner’s position of an Armstrong Whitworth Albemarle.
The shot shows the line falling away at the moment of release.
"Албемарл" перед перегонкой в СССР, авиабаза Эррол (Шотландия), 1943 г.
"Албемарл" на испытаниях в НИИ ВВС, 1943 г.
Armstrong Whitworth Albemarle GT.V