Agusta A-101
Страна: Италия
Год: 1964
Вертолет

Средний многоцелевой вертолет
Описание
Фотографии
Agusta A 101G

  В 1958 году "Agusta" начала опытно-конструкторские работы над летательным аппаратом для итальянских ВВС, которым требовался средний многоцелевой вертолет. Программа была аналогична программе постройки Super Frelon французской компанией "Sud-Aviation" и изначально получила обозначение AZ 101G. Под руководством главного конструктора фирмы Филиппо Запатты команда инженеров в Касина Коста разработала весьма передовую для своего времени 16-местную машину. В то время как большинство вертолетов того периода средней дальности оснащалось поршневыми двигателями, "Agusta" выбрала реактивную силовую установку в виде трех турбовальных двигателей Turbomeca Turbo мощностью по 750 л. с. (559 кВ), что позволило значительно повысить энерговооруженность и летные характеристики.
  В 1959 году были установлены двигатели Bristol Siddeley Gnome мощностью 1000 л. с. (746 кВ), благодаря чему пассажировместимость увеличилась до 35 человек, а максимальная взлетная масса машины достигла 11299 кг.
  В результате многочисленных изменений в конструкции поменяли и обозначение вертолета на А 101G. Некоторые детали этого варианта сохранились до середины 1961 года, когда появилась противолодочная модификация.
  19 октября 1964 года прототип, предназначенный для итальянских ВВС, впервые поднялся в воздух. Вертолет оснащался тремя турбовальными двигателями Bristol Siddeley Gnome Н.1200 мощностью
  1250 л.с. (932 кВ) каждый и пятилопастным несущим винтом с единой трансмиссией. Слева на киле размещался шестилопастной хвостовой винт, а справа - большой стабилизатор. А 101G имел вместительную кабину со сдвижными дверями и большую заднюю рампу (аппарель) для автомобилей и иных крупногабаритных грузов. Типичная кабина вмещала 35 человек и 349 кг багажа (или же весовой эквивалент личного состава) или груз весом 6500 кг.
  В санитарном варианте вертолет брал на борт 18 носилок и до пяти медицинских работников. А 101G также мог использоваться как летающий кран с грузом до 5000 кг на внешней подвеске.

  Прототип А 101G (серийный номер ММ 80358) изначально имел четырехстоечное шасси, которое позже было заменено на трехстоечное путем удаления передней пары стоек и их заменой на одну со сдвоенными колесами. Вслед за первым построили еще два прототипа с более мощными двигателями Gnome Н.1400 по 1400л.с. (1044 кВ) каждый и увеличенной длиной фюзеляжа. Все три прототипа недолго эксплуатировались итальянскими ВВС, в основном на базе Практика ди Маре. Гражданский вариант вертолета с тремя турбовальными двигателями Bristol Siddeley Gnome H.l 800 мощностью по 1750 л. с. (1305 кВ) был разработан фирмой "Agusta" под индексом А 101H. В качестве альтернативы предлагались турбовальные двигатели General.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Agusta A101G (прототип в финальной конфигурации)

  Тип: средний многоцелевой вертолет.
  Силовая установка: три турбовальных двигателя Bristol Siddeley Gnome Н. 1400, мощностью по 1400л.с.(1044кВ)
  Летные данные: максимальная скорость 230 км/ч; крейсерская скорость 183 км/ч; практический потолок 2600 м; стандартная дальность полета 560 км
  Масса: пустого 6400 кг; максимальная взлетная 12900 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 19,90 м; диаметр хвостового винта 3,25 м; длина фюзеляжа 18,01 м; высота 4,94 м; площадь ометания несущего винта 311,00 м2
Конструкция вертолета Agusta A101G была перспективной, но кое в чем она опережала производственные возможности своего времени. MM80358, первый из трех прототипов машины, впоследствии подвергся модернизации. Все они недолго прослужили в итальянских ВВС.
Agusta A.101G medium-size general-purpose helicopter (three 1,250 shp Bristol Siddeley Gnome shaft-turbine engines)
Agusta A 101G