Nanchang JL-8 / K-8 Karakorum
Страна: Китай
Год: 1990


Учебно-тренировочный самолет базовой и повышенной подготовки летчиков с возможностью использования в качестве легкого штурмовика
Описание
Фотографии
Hongdu JL-8 и K-8 Karakorum

   Известный в Китае как JL-8, а в экспортном варианте как K-8 Karakorum, этот учебно-тренировочный самолет прост в производстве и управлении. У машины прямое крыло и кабина с расположением членов экипажа тандемом. Самолет разработан совместными усилиями специалистов КНР и Пакистана. Изначально планировалось использование в конструкции большого количества американских комплектующих, но из-за изменения в 1980-х годах политической ситуации этого не произошло. Полномасштабная разработка начата в 1987 году. Строились один образец для статических испытаний и три (количество потом увеличили до четырех) летных прототипа, первый из которых поднялся в воздух 21 ноября 1990 года.
   Пакистан получил первые 14 самолетов K-8 в 1994 году, после чего заключил контракт на поставку еще 75 самолетов. Китай получил первые шесть машин в 1998 году. Самолет вызвал интерес на мировом рынке, к настоящему времени K-8 закупили Египет, Шри-Ланка и Зимбабве. Венесуэла в 2008 году объявила о намерении закупить 18 самолетов K-8W, этот вариант также усиленно рекламируется для Филиппин и Индонезии. Венесуэла не исключает возможность закупки второй партии из 22 самолетов.
   Варианты для внутреннего и внешнего рынков отличаются силовой установкой. Изначально на JL-8 стояли украинские ТРДД АИ-25ТЛК, но потом их заменили на WS-11 - вариант АИ-25ТЛК китайского производства. На экспортном варианте предусмотрена возможность установки более мощных и экономичных двигателей Honeywell TFE731-2A-2A.


Варианты

   K-8: исходный вариант с ТРДД TFE731-2A
   K-8E: вариант для Египта, в конструкцию планера и состав БРЭО внесено 33 изменения, собирался в Египте из машинокомплектов китайского производства; выпуск первой партии из 80 самолетов завершен в 2005 году, после чего начался лицензионный выпуск второй партии из 40 машин K-8E
   K-8P: вариант для Пакистана с новым БРЭО, включая приборное оборудование по типу "стеклянной кабины"
   K-8V: экспериментальный самолет с современной БЦВМ и аналоговой электродистанционной системой управления полетом, предназначенный для имитации особенностей пилотирования самолетов других типов
   JL-8: вариант для ВВС КНР с ТРДД АИ-25ТЛК и китайским БРЭО
   L-11: вариант JL-8 с двигателем WS-11


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hongdu K-8 Karakorum

   Тип: учебно-тренировочный самолет базовой и повышенной подготовки летчиков с возможностью использования в качестве легкого штурмовика
   Силовая установка: один ТРДД Honeywell TFE731-2A-2A тягой 16,01 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 807 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 805 км/ч; начальная скороподъемность 1620 м/мин; практический потолок 13 000 м; дальность 1400 км
   Масса: пустого 2687 кг; максимальная взлетная 4330 кг
   Размеры: размах крыла 9,63 м; длина 11,60 м; высота 4,21 м; площадь крыла 17,02 м2
   Вооружение: предусмотрена возможность монтажа одной 23-мм пушки Type 23-1 с боекомплектом 80 снарядов в подфюзеляжном контейнере, а на пяти внешних узлах (один под фюзеляжем, четыре под крылом) возможна подвеска авиационных средств поражения общей массой до 950 кг - двух УР "воздух-воздух" ближнего боя PL-7, кассетных бомб, 250-кг и 100-кг обычных авиабомб; контейнеров с пушками, а также блоков НАР калибра 55 и 90 мм
Четвертый прототип получил яркую окраску с изображением флагов Китая и Пакистана на киле. Самолет оснащен ПТБ.
21 ноября 1990г.: взлетел учебный реактивный самолет для базовой подготовки летчиков K-8 Karakorum 8, разработанный совместно китайской фирмой NAMC и пакистанской PAC.
K-8 отличается консервативной компоновкой с прямым крылом и боковыми воздухозаборниками. Киль самолета выполнен из композиционных материалов.
Несмотря на агрессивную рекламу объем продаж Karakorum на внешнем рынке сравнительно невелик. На фотографии - один из прототипов, показанных на авиасалоне в Париже в 1999 году.
K-8 displayed at China Air Show, Zhuhai, in November 1998 (1999)
JL-8Hs previously assigned to the former Naval Aviation Air Academy's 4th Training Regiment were recently reassigned to the Naval Aviation University's 2nd and 3rd Training Regiments.
The PLAAF’s standard primary jet trainer is the JL-8 such as this one flown by the Xi'an Flight Academy's Red Falcon aerial demonstration team.
Six Hongdu JL-8 trainers of the People’s Liberation Army Air Force newly established Red Falcon aerobatic display team.
JL-8 (K-8 "Каракорум" в ВВС Пакистана)
One of the six K-8s delivered to the Pakistan Air Force in 1994 (1997)
K-8W ВВС Бангладеш
Seven new production Bangladesh Air Force (BAF) K-8W Karakorums on the ramp at BAF Base Zahurul Haque, Chittagong, on completion of their delivery flight from China on October 15, 2020. They are part of a contract for an undisclosed number (possibly 23) signed with CATIC - China’s aviation technology import/export body - on June 20, 2018. Previously, the BAF has taken delivery of nine K-8Ws which are operated by 15 Squadron at BAF Base Birsrestho Matiur Rahman, Jessore, although two have been lost in accidents
Air Force of Zimbabwe (AFZ) K-8 2106G (c/n L832 00313), seen here, together with 2104E (c/n L832 00311), were welcome visitors to the South African Air Force ‘Fighter Meet’ at AFB Makhado on October 8, 2005. The AFZ began taking delivery of the type in late 2004/early 2005 at Thornhill Air Base outside Gweru, where they are operated by 2 Squadron, replacing Hawk Mk 60As, for which the AFZ is unable to obtain spares due to trade restrictions.
Two of the six Nanchang K-8 Karakorum advanced training and light attack aircraft delivered to the Air Force of Zimbabwe attended the Africa Air Defence Exhibition (AAD 2008) held at Air Force Base Ysterplaat, Cape Town, between September 17 and 21, 2008. The aircraft that attended were 2068N and 2106G, assigned to 4 Squadron based at Thornhill Air Base near the central city of Gweru. A third Zimbabwe K-8 was destroyed on September 5, while practising an aerobatic routine for the event. A further six K-8s are on order by Zimbabwe.
УТС K-8 "Каракорум"
Учебно-тренировочный K-8 «Каракорум» ВВС Зимбабве
K-8 пользуется успехом у зарубежных покупателей и служит (или служил) в ВВС 11 государств. На снимке представлен K-8W ВВС Венесуэлы.
K-8VSA variable stability testbed of the CFTE (1999)
A collaborative venture between China’s Hongdu Aviation Industry Group and the Pakistan Aeronautical Complex, the K-8 Karakorum programme was launched in 1987 with first flight of the prototype taking place on November 21, 1990. Although designed as a two-seat basic jet trainer, the K-8 is also suited for advanced training and, fitted with up to four underwing pylons and a ventral gun pack, the light attack role. Construction is mainly of metal with composites limited to the vertical tail. Six aircraft, powered by the AlliedSignal TFE731 turbofan, from the first production batch of 15 were ordered by the Pakistan Air Force and deliveries started in September 1994. These are currently being evaluated under a 1,200 hr programme and if successful, more are expected to be ordered. The K-8J is being developed for the People’s Liberation Army Air Force and 30 Ivchenko AI-25 engines have been ordered for an initial batch. Egypt has ordered 80 K-8s.
УТС JL-8 ВВС НОАК
Учебно-тренировочный самолет К-8
Гигант A380 и УТС K-8 пилотажной группы ВВС Пакистана
Кабина K-8 оснащена двумя дисплеями. Используется обычная центральная ручка управления.
K-8 front cockpit (1995)
It was revealed at Farnborough that the first prototype of the NAMC-built K-8 tandem two-seat basic trainer is scheduled to commence flight test this month (October) at Nanchang, some four months later than announced at Paris last year.
Karakorum 8 weapon options (1996)
HAIG K-8 Karakorum 8 jet trainer and light attack aircraft (1992)