Grob G.109 / Vigilant T.1
Страна: Германия
Год: 1980
Планер

Двухместный легкий самолет/мотопланер
Описание:
Grob G 109
M.Hardy. Gliders & Sailplanes of the world
Фотографии

Grob G 109

<...>
   Первым летательным аппаратом с мотором стал легкий двухместный самолет/мотопланер Grob G 109.
   Прототип G 109 выполнил первый полет 14 марта 1980 года. Мотопланер имел удлиненное крыло с ламинарным профилем и двигатель Limbach мощностью 75 л. с. с двухлопастным винтом. Фюзеляж выполнен из усиленного стеклопластика, в конструкции крыла использован углепластик. Для удобства хранения в ангаре консоли крыла выполнены складными, в результате этого размах крыла уменьшается с 10,49 м до 2,06 м в сложенном состоянии. Отличительными особенностями этого мотопланера являются кабина, где размещаются два человека бок о бок, и Т-образное хвостовое оперение. Шасси - неубираемое с хвостовой опорой, колеса основных опор закрыты обтекателями.
   Испытания подтвердили высокую экономичность G 109. До появления в 1983 году G 109B с крылом увеличенного размаха и мотором Grob 2500 были построены 150 мотопланеров G 109. В 1983-1986 годах построено примерно 250 машин G 109B. В 1986 году началось производство варианта с мотором L 2000 EB 1A мощностью 80 л. с.; до марта 1991 года поставлено 76 таких мотопланеров, в том числе 53 под наименованием Vigilant Т1 для британского авиационного учебного корпуса. В дополнение к военному заказу Британия закупила и мотопланеры для гражданских аэроклубов. Серийный выпуск G 109B был на короткое время возобновлен в 1995 году.
   С крылом удлинения 15,9:1 мотопланер G 109B обладал хорошими данными в безмоторном полете - коэффициент планирования 28:1, минимальная скорость снижения 1,10 м/с.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grob G 109B

   Тип: двухместный легкий самолет/мотопланер
   Силовая установка: один 4-цилиндровый мотор Grob 2500 мощностью 90 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость 240 км/ч, максимальная скорость в возмущенной атмосфере 185 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 200 км/ч; начальная скороподъемность 196 м/мин; дальность 1800 км
   Масса: пустого 619 кг; максимальная взлетная 848 кг
   Размеры: размах крыла 17,37 м; длина 7,92 м; высота 1,68 м; площадь крыла 18,95 м2

M.Hardy. Gliders & Sailplanes of the world

Grob G-109

  The G-109 side-by-side two-seater motor glider is of glassfibre reinforced plastic construction throughout with a swept fin and T-tail. The prototype, D-KBGF, made its first flight on 14 March 1980 and the engine is an 80hp Limbach L2000 E1 driving a two-blade wooden Hoffman propeller, with the pitch variable in three positions for take-off, cruise and glide. Fuel capacity is 17.5 Imp gallons. The glassfibre monocoque fuselage has frames and longerons, while the low wing has a glassfibre roving main spar and a glassfibre/epoxy resin sandwich skin; there are aluminium air brakes in the upper wing surfaces. The fixed undercarriage has Scheibe hydraulic brakes on the spatted main wheels, and the tailwheel is steerable. The pilots sit under a one-piece forward-opening canopy and, after some flight testing, this was fitted with a central frame, while changes made to the undercarriage included moving the main wheels further back so as to unload the tailwheel, the main wheel struts being of steel. Wing span was increased from the original 15m (49ft 2 1/2 in) to 54ft, the empty weight was increased and the motor cowling and wing roots were aerodynamically refined.


Span: 54 ft 0 in
Length: 25 ft 7 in
Height: 5 ft 10 3/4 in
Empty weight: 990 lb
Gross weight: 1,590 lb
Max speed: 136 mph (in smooth air)
Max cruising speed: 124 mph (power on)
Min sinking speed: 2.73 ft/sec
Best glide ratio: 30:1 at 75 mph
Мотопланер G 109 появился в 1980 году и стал очень популярным. Самолет серийно строился более десяти лет.
ZH116 - один из 53 мотопланеров Vigilant T1, принадлежавших добровольческим планерным школам, готовившим добровольцев-резервистов для британских ВВС.