Dornier Do.328JET
Варианты:
Dornier - Do.328JET - 1998 - Германия
Страна: Германия
Год: 1998


Региональный пассажирский самолет
Описание
Фотографии
Fairchild-Dornier 328JET и 428
  
   К середине 1980-х годов в мировой индустрии авиаперевозок возникло убеждение, что в ближайшем будущем возрастет спрос на региональные перевозки пассажиров между отдаленными аэропортами и основными аэроузлами (хабами). Этот рынок обслуживался почти исключительно турбовинтовыми машинами.
   Ожидаемый рост на рынке региональных перевозок оказался привлекательным для многих фирм-изготовителей, особенно малых компаний, почувствовавших, что они смогут неплохо поживиться без особых капитальных затрат, требуемых для создания и постройки больших самолетов. Так Бразилия, Канада и ФРГ сосредоточили свои усилия на создании нового поколения региональных самолетов на базе конструкций, обладающих значительным модернизационным потенциалом, что позволяло по мере развития рынка увеличивать их пассажировместимость.
   Первой жертвой в этом процессе оказался турбовинтовой двигатель. Фирмы-производители и авиакомпании сошлись во мнении, что новое поколение региональныж самолетов должно иметь турбовентиляторные двигатели для повышения крейсерской скорости и высотности, при сохранении или даже улучшении экономичности. Фирма "Dornier" решила, что уже выпускаемый серийно турбовинтовой региональный самолет Do 328 при установке на него турбовентиляторных двигателей будет вполне соответствовать новым требованиям. Задача упрощалась конструкцией Do 328, чье высокорасположенное крыло упростило замену двигателей.

   Но стоимость программы создания, сертификации и изготовления самолета, первоначально названного Do 328-300, а позже переименованного в Dornier Do 328JET, все равно превысила финансовые возможности фирмы "Dornier".
   Компания "Daimler-Benz" (позже DASA) имела 57,56% акций фирмы "Dornier". Остальными владели в равных долях два члена семейства Dornier. DASA продала компании "Fairchild Aircraft" 80% своей доли в фирме "Dornier", после чего эту фирму переименовали в "Fairchild-Dornier". Она стала полноправным хозяином проекта Do 328JET и всех его модификаций. "Fairchild-Dornier" официально заявила о начале программы Do 328 JET в 1997 году на парижском авиашоу. На втором прототипе Do 328 установили турбовентиляторные двигатели Pratt & Whitney Canada PW306/9 тягой по 26,91 кН, выбранные в январе 1997 года. После реконструкции он впервые поднялся в воздух 20 января 1998-го.
   Второй экземпляр Do 328JET, на этот раз не переделанный, а построенный "с нуля", впервые взлетел в мае 1998 года. Третья машина последовала за ним в июле. В ходе летных испытаний обнаружились проблемы с обтеканием стабилизатора на высокой скорости, но они были устранены добавлением аэродинамического гребня. Зализы между крылом и фюзеляжем также реконструировали, поскольку прежние вызывали вибрации на большей части скоростных полетных режимов. Кроме того, усилили крыло под новую силовую установку, увеличили на 0,10 м его хорду, сдвинув закрылки назад, усовершенствовали конструкцию элеронов, а в систему управления ввели демпфер рыскания для устранения склонности к колебаниям типа "голландский шаг". В настоящее время реверсеры тяги двигателей отсутствуют, но в дальнейшем они могут быть установлены.
   В июле 1999 года самолет Do 328JET получил сертификат летной годности. На следующий месяц эти машины поступили в эксплуатацию французской региональной авиакомпании "Proteus Airlines", а к концу 1999 года на них было получено 173 заказа и опциона.
   Фирма "Fairchild-Dornier" предлагает покупателям универсальную версию Envoy 3 (ранее проект назывался Do 328 Business Jet) с салоном на 12,14 или 19 пассажиров.
   В 1998 году "Fairchild- Dornier" выпустила версию Do 428JET - сравнительно простое развитие проекта Do 328JET с удлиненным салоном на 42/44 места. Изменения включали двигатели PW308 повышенной до 29,25 кН тяги.
   В 2002 году вследствие глобального сокращения авиаперевозок и вызванного им кризиса авиапромышленности фирма "Fairchild-Dornier" после продажи 83 Do 328JET объявила о своем банкротстве. В 2003 году фирма "AvCraft Aviation" приобрела права на самолеты 328JET и турбовинтовые самолеты Do 328 вместе с 18 некомплектными планерами 328JET и наработками по проекту 428JET. Хотя первые самолеты были поставлены в 2004 году, уже в 2005-м "AvCraft" также обанкротилась. В 2007 году эти программы переняла компания "М7 Aerospace".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fairchild-Dornier Do 328JET

   Тип: региональный пассажирский самолет
   Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Pratt & Whitney Canada PW306/9 тягой по 26,91 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 741 км/ч на высоте 7620 м; рабочий потолок 9450 м, с возможным его повышением до 10670 м; дальность полета с 32 пассажирами 1666 км
   Масса: пустого самолета 9200 кг; максимальная взлетная 14 990 кг с возможным ее увеличением до 15200 кг
   Размеры: размах крыла 20,98 м; длина 21,28 м; высота 7,23 м; площадь крыла 40,00 м2
   Полезная нагрузка: до 34 пассажиров в пределах максимальной нагрузки 3410 кг
The new aircraft's predecessors are the Dornier 228 (242 delivered to 85 customers), the 328 (110 delivered to 23 customers) and the current production 328JET, shown, with 81 delivered to 17 operators from an orderbook of 142 aircraft.
Fairchild Aerospace 328JET twin-turbofan regional transport (1999)
First flights for three new aircraft were recorded in January 1998, the Dornier 328JET (shown), the Boeing 737-600, and the Bombardier DH Dash 8Q Series 400.
Second prototype (first new-build) Fairchild Aerospace 328JET (1999)
Fairchild Aerospace 328JET (1999)
20 января 1998г.: впервые взлетел Fairchild Dornier 328-300JET, спроектированный на базе турбовинтового 328. Самолет стал первым в новой серии региональных авиалайнеров, а последним в ней является 928JET, по своим размерам близкий самолету Boeing 717.
Фирма "Fairchild Aerospace" на основе турбовинтового самолета Do 328 с минимальными изменениями конструкции создала привлекательный реактивный региональный лайнер
Air France partner Gandalf Airlines operates a fleet of Fairchild Dornier 328s and 328JETs, offering a high-quality business service which reinforces Air France’s presence in Italy.
Gandalf Airlines first Dornier 328JET, D-BGAQ (cln 3130), seen here test flying as D-BDXL, was delivered to the Italian regional carrier on November 17, 1999.
Produced in both jet and turboprop form, the Dornier 328 sold well until the company went into liquidation in 2002 and even now both models remain popular. Chinese carrier Hainan Airlines is the biggest operator of the 328JET, with 29 in its fleet, and the turboprop variant is the sole type flown by Air Alps Aviation.
Icejet of Reykjavik has established a base at Southend, Essex, for cargo flights to Europe. It has based one Dornier Do 328 Jet on rotation there, and has flown cargo to Milan, Malaga and St Tropez. Three aircraft (TF-MIK, -MIO and -NPA) will take turns to fly from Southend. TF-MIO (c/n 3181) is pictured landing at Southend on September 10, 2008.
Ozark Air Lines, resurrecting a famous name from the past, officially took delivery of its first Fairchild Dornier 328JET on October 7, 1999 at the manufacturer's San Antonio, Texas, facility, flying it the same day to its new base at Columbia Regional Airport, Missouri. This first example for the airline, N410Z, left Oberpfaffenhofen for Edinburgh, OK, on September 25 en route to the US, followed by the second aircraft, N430Z seen here, which passed through Edinburgh on September 28. Route proving flights are due to begin during October which should lead to commencement of scheduled services by Ozark by the end of November on daily scheduled flights to Chicago and Dallas.
The movement of Fairchild Dornier aircraft has increased in recent months as these photographs show. New 328JET operators are Skyway Airlines, and Ozark Air Lines (shown), N3545K and N430Z respectively, passing through Edinburgh on delivery.
The movement of Fairchild Dornier aircraft has increased in recent months as these photographs show. New 328JET operators are Skyway Airlines (shown), and Ozark Air Lines, N3545K and N430Z respectively, passing through Edinburgh on delivery.
First European Fairchild Dornier 328JET delivery was of OE-HTJ to Tyrolean Jet Service, the aircraft being seen here at Innsbruch on September 13, 1999, shortly after delivery. Deliveries of the type are now accelerating, with Skyways now having four, Ozark and Tyrolean both acquiring their first aircraft and another example being delivered on September 20 to Dogmoch, a group of companies involved in the water treatment industry, for company use.
Papeete, Tahiti-based Wanair's first Fairchild Dornier 328JET, named Marutea after an atoll in the Tuainotu Archipelago, seen prior to delivery in January 2000 in the carrier's distinctive colour scheme. The airline, owned by local businessman Robert Wan, who also owns Tahiti Pearls, the largest private pearl farm in French Polynesia, will use the aircraft to introduce its first scheduled services throughout the region.
Взлетает Dornier 328-300 авиакомпании "Аэростар"
Отделение кабины от исходного самолета Do 328-300 для ее дальнейшего использования в проекте X-55 ACCA
Новейший Fairchild Dornier 328Jet, похоже станет успешнее своего турбовинтового предшественника. Уже сейчас на него имеется 35 твердых заказов
328JET стал первым региональным реактивным самолетом корпорации "Фэрчайлд-Дорнье"
Административный самолет "Энвой 3" представляет собой вариант регионального 328JET
Фэрчайлд Дорнье 328JET
Fairchild Aerospace plans for a hydrogen-powered regional transport have switched from turboprop 328 to turbofan 328JET (1997)
Computer-generated image of Fairchild Aerospace 428JET (1999)
Typical Fairchild Aerospace Envoy 3 internal arrangement (1999)
Fairchild Aerospace 428JET interior arranged for 44 passengers (1999)
Cabin cross-section of 328-100, 328JET and 428JET (1994)
Fairchild Aerospace 328JET (1997)
Fairchild Aerospace 428JET (1999)