Мировая Авиация 124
-
Борьба за рекорды. Дальние перелеты всегда были вопросом престижа, особенно в предвоенный период. Многие страны стремились стать обладателями рекорда дальности. У большинства рекордных самолетов чрезвычайно большая дальность полета достигалась, главным образом, благодаря огромным запасам топлива и, в некоторой степени, аэродинамической чистоте. Типичными такими машинами были советский АНТ-25 (фото), британский моноплан Fairey и французский биплан Breguet 19.
Этот A-10A в конце 1980-х годов входил в состав 10-го крыла тактических истребителей ВВС США в Европе на базе Элконбери, Великобритания.
Fairchild Republic A-10A Thunderbolt II
Бомбардировщик B-17F с надписью "Tinker Toy" из 535-й эскадрильи 381-й группы заработал репутацию "проклятой машины". За полгода погибли три члена его экипажа, еще несколько человек было ранено.
Бомбардировщик B-17F поступил на вооружение 8-й Воздушной армии США в 1942 году. 16 ноября 1943 года этот самолет с надписью "Knockout Dropper" из 359-й эскадрильи 303-й бомбардировочной группы стал первым на европейском ТВД самолетом B-17, совершившим 50 боевых вылетов.
На одной из авиабаз Британии шесть тысяч 12,7-мм патронов и две 907-кг фугасные бомбы ждут погрузки на борт снаряжаемого для налета на Германию бомбардировщика B-17.
ВВС США начали послевоенные полеты с дозаправкой от самолета KB-29P.
Этот самолет был первой машиной, построенной фирмой "Aviolanda" и принятой на вооружение Люфтваффе. Первоначально он имел код X-38, но для перегонки на испытания в Травемюнде получил немецкий регистрационный номер D-AFBT, а затем - D-AEAV. Его испытали в качестве прототипа версии Do 24N-1.
Первым взлетел прототип Dornier Do 24 V4 (D-ADLP). Перед отправкой в Голландию его испытывали на озере Констанц.
Этот самолет собрала фирма "Aviolanda" в версии Do 24N-1 с моторами Cyclone, но в дальнейшем он стал прототипом варианта Do 24T-1.
Do 24 с открытыми для профилактического осмотра капотами моторов. На фюзеляже за кабиной имелся участок упрочненной обшивки, на котором можно было стоять для выполнения различных работ.
Однажды при грубой посадке на воду в ходе спасательной операции этот Do 24T разломился пополам, потеряв оперение и хвостовую часть фюзеляжа. Но благодаря водонепроницаемой переборке он не затонул и был отбуксирован в Кьолле-Фьорд.
Трехмоторная летающая лодка "Дорнье" Do 24 (w/n 0006) в варианте "мауси". (Тральщик магнитных донных мин Do 24MS)
Две летающие лодки модификации Do 24MS оснастили крупными дюралевыми кольцевыми генераторами магнитной индукции и применяли для дистанционного воздушного траления морских магнитных мин.
Сочетание совершенной поисковой РЛС и реактивного скоростного лайнера с большим практическим потолком делает E-3 особо ценным для обеспечения действий авиации как оборонительного, так и наступательного характера.
После испытания конкурирующих РЛС два самолета EC-137D были доработаны до стандарта E-3. На фотографии - первый прототип Sentry, модифицированный в версию E-3B и служивший в 552-м крыле ДРЛО на базе Тинкер, штат Оклахома.
E-3 Sentry на базе авиалайнера Boeing 707 стал качественным прорывом по сравнению с самолетом, который он заменил. В большом вращающемся обтекателе круглой формы находится антенна РЛС.
Размер антенны РЛС AN/APY-1, установленной во вращающемся обтекателе, хорошо виден на этом снимке самолета E-3B ВВС США. Совершенство РЛС позволяет ей работать в нескольких режимах, обеспечивая всесторонний контроль в широком диапазоне.
Этот Sentry, базирующийся на аэродроме Тинкер, штат Оклахома, принадлежит 964-й эскадрилье 552-го авиакрыла, к которому приписаны все 33 самолета E-3 ВВС США. Машины этого крыла летают по всему миру. Самолет сфотографирован при посадке на базе Неллис, Невада, после участия в учениях "Red Flag". Совместные учения с истребителями стран НАТО необходимы для проверки боеспособности всех компонентов ВВС США.
В Саудовской Аравии дальнее радиолокационное обнаружение обеспечивают пять самолетов E-3A, состоящих в 18-й эскадрилье. Они были поставлены в стандартной версии, схожей с 18 самолетами E-3A, поставленными НАТО. Продажа самолетов E-3 Саудовской Аравии была одобрена в октябре 1981 года в рамках программы "Peace Sentinel".
На переднем плане - три самолета E-3, сделанные для ВВС США, на аэродроме фирмы "Boeing" перед их отправкой заказчику. За исключением "тарелки" РЛС и отсутствия иллюминаторов E-3 внешне мало отличается от лайнера Boeing 707.
"Летающие радары" E-3 обладают непревзойденными возможностями обзора воздушного пространствам используются для управления всеми остальными боевыми самолетами. Эти машины очень ценны для авиации стран НАТО, поэтому являются важнейшей целью для потенциальных врагов. В СССР и Российской федерации созданы несколько типов ракет воздушного и наземного базирования для борьбы с ними. Профиль полета этих сверхдальних ракет заканчивается отвесным пикированием в самое уязвимое место самолета Sentry - его "слепое пятно" в сфере обзора над огромным обтекателем РЛС. На фотографии - E-3C контролирует воздушное пространство над Южной Кореей в 2009 году.
В 1990-е годы парк самолетов E-3 НАТО прошел серьезное обновление. Были установлены новые бортовые компьютеры и система радиоразведки AN/AYR-1, размещенная в блистерах под носовой частью и в борту передней части фюзеляжа. В 2010 году фирма "Boeing" выбрала компанию "Rockwell Collins" для обновления БРЭО машин E-3 авиации США и НАТО.
Во Франции первой серьезной доработкой самолетов E-3 стала установка системы радиоразведки. Фирма "Boeing" выиграла контракт на установку в марте 1998 года; все самолеты были модифицированы к декабрю 2000 года. В феврале 2002 года "Boeing" получил новый контракт на установку блоков RSIP, повышающих чувствительность антенн РЛС для увеличения надежности и защиты от средств РЭБ. Установка была завершена в 2006 году.
Самолеты E-3D в качестве британского компонента AEWF оснащены штангой дозаправки топливом для обеспечения дозаправки в воздухе от заправщиков VC-10 и TriStar. Каждый из семи британских E-3D назван по имени одного из персонажей сказки "Белоснежка и семь гномов".
В 36-й эскадрилье ДРЛОиУ ВВС Франции (EDCA) числятся четыре самолета E-3F. Они базируются в Аворде и оснащены турбовентиляторными двигателями CFM56. Изредка они посещают базу самолетов Sentry ВВС Британии в Уоддингтоне, где и была сфотографирована эта машина.
Основой системы ДРЛО/AWACS является РЛС AN/APY-1/-2 Overland Downlook, поставляющая информацию на дисплеи контроля обстановки.
Оператор РЛС несет ответственность за обеспечение ее работоспособности в ходе выполнения задания.
Оператор бортовых систем связи (ACO, airborne communications officer) отвечает за возможность и безопасность всех сеансов голосовой либо цифровой связи как в приемном, так и передающем режиме.
E-3A Sentry. СИЛЫ дальнего радиолокационного обнаружения НАТО (NAEWF) сформировали в декабре 1978 года после решения Комитета военного планирования. Требовалось обеспечить возможность наблюдения за воздушным пространством, контроль и управление для всех структур НАТО. NAEWF, первоначально базировавшиеся в Гайленкирхене, Германия, получили 18 самолетов E-3A. За истекшие годы одна машина была потеряна. С тех пор самолеты E-3A НАТО прошли ряд модернизаций, в том числе установку системы AN/AYR-1 радиоэлектронной и радиотехнической разведки и реконфигурацию универсальной ЭВМ до стандарта IBM CC-2E. Дальнейшие модификации включают программу RSIP модернизации РЛС с целью повышения ее чувствительности. Совсем недавно по среднесрочной программе модернизации (NMT) добавились новые консоли отображения радиолокационной обстановки, цифровая спутниковая связь, глобальная система навигации и новый режим систем госопознавания Mode S.
Boeing E-3C/D Sentry (AWACS)
К 2001 году классическая машина KC-135 Stratotanker (заправляет бомбардировщик B-52) стала основой парка заправщиков американских ВВС и основополагающим компонентом стратегической мощи США.
Вертолеты большой дальности. Необходимость выполнения вертолетами поисково-спасательных операций на большом удалении от баз, либо спецопераций в глубоком тылу врага, потребовала использования дополнительных топливных баков.на внешней подвеске и штанг для дозаправки в полете. Этот оснащенный неубирающейся телескопической штангой дозаправки прототип MH-60 демонстрирует обе такие системы.
Дополнительные топливные баки на внешней подвеске. В ходе Второй мировой войны использование дополнительных сбрасываемых или несбрасываемых бензобаков на внешней подвеске стало основным средством увеличения радиуса действия боевых самолетов. Этот истребитель-бомбардировщик Tornado GR.Mk 1 оснащен парой больших ПТБ емкостью по 2250 л.
3 марта 2006г.: второй эксплуатант самолетов F-22A - 94-я эскадрилья ВВС США "Hat in the Ring" - получил первые два истребителя Raptor на своей базе в Лэнгли, Вирджиния. Эти два самолета присоединились к F-22, уже находившимся в строю 27-й эскадрильи 1-го истребительного крыла с той же авиабазы Лэнгли.
Только в 1979 году самолет Як-38 допустили для полетов ВВП. На этой фотографии четвертый прототип Як-38 (Як-36МР) с дополнительными баками под крылом завис над кораблем в море. Створка вверху фюзеляжа открывает доступ воздуха к подъемным двигателям РД-36-35.
Последним серийным вариантом Як-38 стал Як-38М. Было собрано 50 таких машин. Этот самолет со сложенными консолями несет типовое вооружение - блоки НАР С-5.
Этот Як-38 несет ракету Р-60М класса "воздух-воздух" - типичное оружие воздушного боя для таких машин. Время его патрулирования при обеспечении ПВО достигало 75 минут.
Як-38М на испытаниях в Жуковском. Под каждой консолью крыла укреплены по два пилона для подвески вооружения. Самолет мог нести до 2000 кг боевой нагрузки.
Самолет с номером "46" был одним из прототипов Як-38М. На фотографии он показан в светлой раскраске, применявшейся в конце службы этих машин. Хорошо виден аэродинамический гребень на воздухозаборнике.
Сверхдальний авиалайнер. Лайнер Boeing 777-200LR в ноябре 2005 года установил мировой рекорд дальности для коммерческого самолета. В ходе рекордного полета от Гонконга до лондонского аэропорта Хитроу этот самолет пролетел без посадки 21 601 км за 22 ч 42 мин.
2 февраля 2006г.: авиалайнер 777-200LR с самой большой дальностью полета в мире получил сертификат на перевозку пассажиров. Boeing 777-200LR с фирменным названием "Worldliner" стал пятым самолетом 777-й серии. Он предназначен для сверхдальних линий, таких как Лос-Анджелес-Сингапур или Даллас-Токио. 27 февраля первый 777-200LR поступил в авиакомпанию "Pakistan International Airlines". Самолеты этого типа также заказали компании "EVA Air", "Emirates", "Air Canada" и "Air India".
Фирма "Fairchild Aerospace" на основе турбовинтового самолета Do 328 с минимальными изменениями конструкции создала привлекательный реактивный региональный лайнер
"Меркьюри" с помощью подъемного крана устанавливают на фюзеляж "Майи".
Для обеспечения беспосадочных трансатлантических перелетов фирма "Short" по заказу авиакомпании "Imperial Airways" в конце 1930-х годов спроектировала своеобразный составной летательный аппарат Short-Mayo, состоящий из двух самолетов. С нижней лодки - авиаматки S.21, в воздухе стартовал поплавковый гидроплан S.20. Таким образом он не расходовал топливо на взлет и полет до точки расцепления.
Як-36. Работы над советским истребителем ВВП начались в 1960 году, после того как А.С. Яковлев увидел на авиашоу демонстрацию вертикального взлета реактивного самолета Short SC.1. ОКБ Яковлева начало с проектирования удлиненной версии Як-30 с двумя двигателями РУ-19, установленными в качестве подъемных между воздухозаборниками маршевого двигателя. Этот проект, известный как Як-30В, сменил Як-В, навеянный проектом Hawker Р.1127 с высокорасположенным крылом и новым двигателем с четырьмя поворотными соплами. Однако в министерстве отказались финансировать разработку такого самолета. Было решено, что опытный Як-36 (на фото) получит два двигателя Р-27-300 с поворотными соплами, плюс клапаны реактивной системы управления в носовой части, в хвостовой и в законцовках крыла. ОКБ Яковлева построило три прототипа (один для статических испытаний). 9 января 1963 года один из прототипов впервые выполнил отрыв с зависанием, а 27 июля 1964 года он впервые совершил взлет. В 1966 году выполнялись переходы из режима висения в горизонтальный полет. В 1967 году один Як-36 получил повреждения при грубой посадке, но другой успешно прошел летные испытания на палубе крейсера-вертолетоносца "Москва".
Способность выполнять дозаправку в полете стала одним из важнейших прорывов в боевой авиации. Первые довоенные эксперименты с использованием заправщика Douglas C-1 и дозаправляемого самолета Fokker C-2 стали основой для возрождения этой технологии после Второй мировой войны.
Один GRB-36F FICON задействовали в проекте "Tom-Tom". На снимке - к крылу носителя пристраивается один из двух истребителей F-84F, доработанных в рамках этой программы, фотосъемка выполнялась с борта самолета Lockheed T-33.
С появлением таких мощных дальних самолетов, как B-36, возникла необходимость в столь же дальних истребителях сопровождения. Однако испытания "прицепных" и буксируемых истребителей закончились неудачей.
По коду НАТО двухместную учебную версию Як-38У назвали "Forger-B". Этот вариант не нес вооружения и имел расширенную хвостовую секцию фюзеляжа для компенсации второй кабины пилота в носовой части.
Одну из возможностей совершения сверхдальних перелетов может дать солнечная энергия. Солнечные батареи, питающие тяговые электродвигатели, испытывались на нескольких самолетах, таких как этот аппарат Helio агентства НАСА. К сожалению, в 2001 году он потерпел аварию, не успев совершить 40-часовой рекордный полет на дальность.
Лайнер Do 328 с кабиной пилотов, оснащенной системой полетной информации EFIS и совершенным комплексом БРЭО, смог проникнуть на перенасыщенный американский авиарынок.
19 июня 2006г.: через 38 лет после первого полета прототипа самолета C-5 Galaxy на базе Резерва ВВС США Доббинс, штат Джорджия, впервые взлетел модифицированный самолет Lockheed-Martin C-5M, получивший новое БРЭО и более мощные двигатели F138-GE-100.
22 января 2006г.: реактивный бизнес-самолет Bombardier Challenger 605 (C-FGYM) совершил первый полет в международном аэропорту Монреаль-Трюдо. Самолет набрал высоту 12496 м и развил скорость 778 км/ч.
Прототип Model 91 был отправлен республиканскому правительству Испании, однако потом он попал к франкистам и служил до 1938 года.
Для самолетов FC-1 и FC-2 было характерно обширное остекление кабины и высокорасположенное крыло, усиленное подкосами. На фотографии - FC-2, возивший авиапочту.
Подкосный моноплан-парасоль смешанной конструкции Model 22 имел расчалочное хвостовое оперение, шасси с хвостовым костылем и тандемные открытые кабины пилотов.
11 декабря 2006г.: передан заказчику первый экземпляр вертолета EADS North American UH-145, получивший обозначение UH-72A Lakota. 30 июня его объявили победителем конкурса Армии США на легкий вертолет общего назначения (LUH). 352 таких вертолета будут построены в Коламбусе, штат Миссисипи, в рамках заказа на 3 млрд долларов.
Halifax B.Mk II с надписью "A-Able" из 78-й эскадрильи - типичный самолет Бомбардировочного командования британских Королевских ВВС и участник десяти воздушных налетов.
В мае 1943 года начались налеты средних бомбардировщиков B-26 Marauder из Британии. В августе в бой вступила 387-я бомбардировочная группа. Первоначально B-26 летали на малой высоте и несли тяжелые потери. Вскоре эти самолеты перешли к тактике средневысотного бомбометания. На этом снимке они летят над оккупированной Европой.
Продолжая линию развития Model 71, самолет Model 82 имел колесное шасси, которое могло заменяться на поплавки либо на лыжи. Самолет с кодом CF-AXB был версией Model 82A.
Запуск с катапульты. Авиакомпания "Lufthansa" для своих беспосадочных почтовых авиалиний обратилась к запуску гидросамолетов с корабельной катапульты. Однако эта система, развивавшая пусковое ускорение до 4,5 g, оказывала слишком сильное воздействие на самолет, грозя его разрушением.
Построенный в 1946 году в варианте Model 24W, этот самолет и сейчас остается в гражданском регистре США. На него установлен мотор Ranger.
ВВС Армии США заказали 976 машин UC-61. Из них 670 самолетов передали британским ВВС, где они интенсивно использовались. На фотографии показан самолет UC-61A.
С учетом предыдущей практики проектирования фирмы "Fairchild" самолет Fairchild 45 стал низкопланом с убирающимся шасси. Эта модель не снискала коммерческого успеха из-за своей высокой стоимости.
Этот PT-26A Cornell Mk II принадлежал ВВС Норвегии и применялся в рамках системы летного обучения британского Содружества наций. В 1943 году самолет базировался в Литтл-Норуэй, Онтарио, Канада.
Amerika-Bomber. Messerschmitt Me 264 был одним из нескольких созданных по заказу Министерства авиации Германии проектов бомбардировщика, способного долететь до США, нанести удар и вернуться в Европу. Me 264 имел внутренние баки на 25 250 л бензина, но все равно дальность полета в 15 000 км достигалась только при минимальной бомбовой нагрузке и без бортового вооружения. В серию самолет не пошел.
Подобно другим большим самолетам компании "Messerschmitt" Me 264 (на фотографии Me 264 V1) был оснащен одноколесными основными опорами шасси с колесами очень большого диаметра. Me 264 не отвечал заданным требованиям, и Министерство авиации Германии остановило свой выбор на Ju 390.
Морской разведчик SH 37, внешне схожий с вариантом AJ 37, мог нести различные внешние контейнеры. Судя по эмблеме на киле и его белой законцовке, этот самолет принадлежал авиакрылу F13.
Этот фоторазведчик SF 37 Viggen несет эмблемы авиакрыла F13 с базы Норчепинг-Бравалла. Первая эскадрилья крыла F13 была разведывательной, оснащенной машинами версий SF 37 и SH 37. Вторая эскадрилья летала на истребителях JA 37. В 1993 году части, вооруженные самолетами Viggen, прошли реорганизацию. Два крыла расформировали. 1 июля 1993 года расформировали крыло F13, а его 1-ю эскадрилью перевели в крыло F10 (ранее вооруженное истребителями Draken). Одновременно разведывательную эскадрилью из крыла F17 перевели в крыло F10 вместе с полуэскадрильей из расформированного крыла F6 в Карлсборге. Вторая эскадрилья крыла F13 передала свои JA 37 в крыло F17, ставшее чисто истребительным.
SH 37 модифицировали из варианта AJ 37 для замены патрульного самолета всепогодного морского дозора Saab S 32С Lansen. Второй его функцией были удары по морским целям. Эту версию оснастили модифицированной РЛС, подфюзеляжными контейнерами для ночной разведки и дальним АФА SKA 24D с 600-мм линзой. Также на наружные подкрыльевые узлы обычно подвешивались контейнеры системы РЭБ и ракеты "воздух-воздух". Обе версии - SF и SH 37 - обычно применялись с подфюзеляжным сбрасываемым баком. В конце 1976 года в Норчепинге сформировали крыло F13 самолетов SH 37. 27 машин этого типа, построенные в 1977-1979 годы, вместе с самолетами версии SF 37 поступили на вооружение трех смешанных разведывательных крыльев - F13, F17 и F21. Позднее все самолеты модификаций AJ, SF и SH свели в два крыла. Их доработали по программе обновления AJS 37, а позже списали.
SF37/SH 37 Viggen. Самолет SF 37, спроектированный в качестве замены истребителей S 35Е Draken, стал адаптацией версии AJ 37, оснащенной для ведения всепогодной дневной и ночной авиаразведки бортовыми кинокамерами панорамного обзора, а также инфракрасными видеокамерами VKA 702. В парных подфюзеляжных контейнерах также помещают ночные АФА с аппаратурой подсветки, действующей в инфракрасном диапазоне. В другом варианте устанавливается система инфракрасного сканирования Red Baron с линейной разверткой совместно со стандартными подкрыльевыми контейнерами активных и пассивных систем РЭБ. Версия SF 37 совсем не имела ударных возможностей, ее вооружение обычно ограничивалось ракетами класса "воздух-воздух" ААМ Rb74 (AIM-9L). Все девять АФА имели автоматическое управление экспозицией и компенсацию перемещения изображения, контролируемую центральным компьютером самолета.
Sk 37 Viggen. Поскольку самолет Viggen стал основой боевой мощи ВВС Швеции, потребовалась его учебная версия. Двухместный учебный самолет Sk 37 Viggen (Skol - учебный) с тандемным размещением экипажа разработали одновременно с модификацией AJ 37. Заднюю кабину инструктора, оснащенную выпуклым фонарем и двумя бортовыми перископами, разместили с превышением по высоте, сняв часть БРЭО и передний топливный бак. Запас топлива частично восполнили, добавив под фюзеляжем дополнительный ПТБ. Также увеличили на 10 см высоту киля для восстановления устойчивости, ухудшившейся вследствие переделки носовой части фюзеляжа. Чтобы эти самолеты могли помещаться в стандартных пещерных ангарах ВВС Швеции, киль пришлось сделать складным. Sk 37 не имел навигационной РЛС, поэтому его пилоты не могли пользоваться радионавигацией, полагаясь на доплеровскую РЛС и дальномерное оборудование.
Борьба за рекорды. Дальние перелеты всегда были вопросом престижа, особенно в предвоенный период. Многие страны стремились стать обладателями рекорда дальности. У большинства рекордных самолетов чрезвычайно большая дальность полета достигалась, главным образом, благодаря огромным запасам топлива и, в некоторой степени, аэродинамической чистоте. Типичными такими машинами были советский АНТ-25, британский моноплан Fairey (фото) и французский биплан Breguet 19.
Прототип Gulfstream IIВ (серийный №070) впервые взлетел 31 марта 1981 года с некрашеным крылом и средней секцией фюзеляжа. Он предназначался для фирмы "Southland Corporation" из Далласа.
Прототип SRA-1, представленный в мае 1984 года, оснастили большим грузовым люком, макетами контейнеров радиоразведки на законцовках крыла, узлами подвески и бортовой многофункциональной модульной РЛС.
Корпорация "National Distillers and Chemical" стала первым эксплуатантом самолетов GIII. В 1980 году машина с кодом N100P, названная "Spirit of America", совершила кругосветный перелет с запада на восток.
6 мая 2006г.: ВВС США официально списали последний самолет C-141 StarLifter. В первом полете этот самолет с кодом 66-0177, названный "Hanoi Taxi", вывез группу военнопленных из Ханоя в 1973 году. В последний раз он сел в Райт-Филде, Дейтон, Огайо. После соответствующей церемонии его поместили в Национальный музей ВВС США. Первый C-141A начал службу в ВВС США в апреле 1965 года В ходе эксплуатации эти самолеты налетали в общем счете свыше 10,6 млн часов.
Второй экземпляр Gulfstream GII принял участие в программе сертификационных испытаний. Позднее, вплоть до продажи в 1989 году, компания использовала его для демонстрационных и служебных полетов.
С 1980 года два лайнера Gulfstream II летали в компании "Kuwait Airways", принадлежащей правительству Кувейта. В 1985 году их заменили на G III, которые были уничтожены в ходе войны 1991 года.
Самолеты Gulfstream часто используют в качестве летающих лабораторий. Gulfstream II с кодом N720F с 1988 по 1996 год применялся для отладки многоцелевой РЛС Norden Systems. Кроме установки примечательного носового обтекателя этот самолет модифицировали для подвески подкрыльевых контейнеров.
Gulfstream в НАСА. НАСА, Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), использует шесть Gulfstream. Четыре Gulfstream GII (на фото) служат в качестве тренажеров для имитации пилотажных характеристик космических аппаратов Space Shuttle. Они оснащены мощными генераторами боковых воздействий, полетными реверсорами тяги, центробежными тормозами и прямыми подъемными закрылками. Кабины разделены на две секции. В правой имитируется кабина Shuttle, в левой - стандартные средства управления GII. Первый такой самолет с кодом N946NA взлетел 29 сентября 1975 года после переделки на заводе в Бетпейдже. Второй (N947NA) поступил в космический центр имени Джонсона на базе ВВС в Эллингтоне, Техас, в сентябре 1976 года. Еще один самолет (N944NA) переделали в тренажер в 1983 году, последний (N945NA) приобрели в 1990-м. Ранее самолет N945NA участвовал в программе испытаний винтовентиляторной силовой установки Hamilton Standard с восьмилопастным винтом. Имитация посадок корабля Shuttle проводились на ракетном полигоне Уайт-Сендз, Нью-Мексико и на авиабазе Эдвардс, Калифорния.
3 апреля 2006г: первый реактивный самолет среднего класса 60XR (N50163), развитие модели Bombardier Learjet нового поколения, совершил в аэропорту Истерн-Айова полет продолжительностью 2 часа 20 мин.
Крылья большого удлинения могут обеспечить высокоэкономичный крейсерский полет, а также большую подъемную силу. Они часто используются в самолетах дальнего действия, таких как U-2. Юрель Дюбуа использовал такие крылья в своих проектах (фото) из-за их эффективности и хороших несущих характеристик.
Hurel-Dubois H.D.32s.
23 июня 2006г.: в Уичита, Канзас, впервые взлетел прототип самолета Next Generation Piston (NGP), разработанный в дополнение к существующим типам поршневых самолетов "Cessna", таких как 172 Skyhawk, 182 Skylane и 206 Stationair. В июле прототип впервые публично показали в полете на выставке ЕАА AirVenture в Ошкоше, штат Висконсин.
В изящном одностоечном биплане KR-34 имелась открытая кабина для трех человек. Этот восстановленный KR-34C был сфотографирован в 1966 году.
Авиетка Fairchild 21 вначале называлась Fairchild FT-1. Этот двухместный аэроплан был одним из немногих легких низкопланов того времени.
Один экземпляр Model 42 был восстановлен и переделан для перевозки семи пассажиров. Его оснастили мотором Pratt & Whitney Wasp Junior с самолета DHC Beaver, а также добавили задние иллюминаторы.
Model 71C канадской постройки стал единственным самолетом данного типа, проданным на экспорт. Его приобрела компания "Imperial Airways" и использовала для аэрофотосъемок в районе Ньюфаундленда.
Прототип Model 100. Груз размещался в специальном отдельном отсеке или в пассажирской кабине.
XC-31 был проектом фирмы "Kreider-Reisner", унаследованным фирмой "Fairchild". Из-за относительно малой мощности ранней модели мотора Wright Cyclone этой довольно крупной машине явно не хватало энерговооруженности.
Ядерная энергия. Ядерная реакция, способная генерировать огромную энергию из малого количества вещества, одно время рассматривалась в качестве средства обеспечения почти неограниченной дальности полета. Самолет Convair NB-36H летал с действующим реактором для проверки систем защиты, но так никогда и не питался от ядерной энергии. Полеты выполнялись с заводского аэродрома "Convair" в Форт-Уорте над безлюдными районами штатов Нью-Мексико и Техас. Буква "N" в обозначение NB-36H указывает на экспериментальный статус самолета, а не на наличие на его борту ЯР. Свой последний полет NB-36H выполнил 28 марта 1957 года. С учетом приобретенного опыта на фирме "Convair" велось проектирование атомного стратегического бомбардировщика WS-125A, но предпочтение получил самолет North American XB-70. На Х-6, прототипом которого являлся NB-36H, предполагалась установка ЯР General Electric Р-1. Все работы по "атомным" самолетам свернули в начале 1961 года.
The Convair NB-36H was the first aeroplane to fly with an operating atomic reactor aboard.
Крылья большого удлинения могут обеспечить высокоэкономичный крейсерский полет, а также большую подъемную силу. Они часто используются в самолетах дальнего действия, таких как U-2.