Aichi E13A
Страна: Япония
Год: 1938


Дальний разведывательный гидросамолет
Описание:
E13A
Aichi E13A
Фотографии

E13A

Катапультный и ближний базовый разведчик. Одномоторный цельнометаллический моноплан, установленный на два поплавка. Создан в КБ фирмы "Аичи токей дэнки" под руководством К. Мацуо, М. Мори и Я. Озавы на базе опытного самолета E12A1. Первый опытный образец разведчика, названный AM-19, вышел на испытания в конце 1938 г. Серийное производство началось в 1940 г.
E13A строился на трех заводах: "Аичи" в Фунаката, "Кюсю хикоки" (до 1943 г. - "Ватанабэ") в Зассенокума и 11-м авиаарсеналом ВМФ в Хиро. Самый массовый японский гидросамолет - построено 1418 экз.
Аичи E13A состоял на вооружении императорского флота с декабря 1940 г. (как "тип 0").
Экипаж - 3 чел. Двигатель МК8 ("Кинсей" 43). Вооружение 1x7,69 (полевые переделки модификаций А1а и А1b - 1x20+1x7,69), бомбы до 250 кг.
Основные серийные модификации:
   - E13A1 (модель 11), первый серийный вариант;
   - E13A1-K, переделка E13A1 в учебный самолет с двойным управлением;
   - Е13А1а (модель 11 А), с измененной схемой крепления поплавков, коком винта, новым радиооборудованием;
   - E13A1B (модель 11В), вариант Е13А1а с установкой РЛС.
Самолеты разных заводов отличались по составу оборудования и конструкции выхлопной системы. Е13А1а и E13A1B дорабатывались в качестве ночных разведчиков с удлиненными выхлопными патрубками, самолетов ПЛО с детекторами магнитных аномалий, морских штурмовиков (для борьбы с катерами) с дополнительной установкой пушки (1x20). Переделки велись непосредственно в частях и авиаремонтных мастерских.
E13A1 получили боевое крещение в Китае. Осенью 1941 г. японский флот применил их под Ханькоу. Летали они с крейсеров и плавбаз. Бомбили железную дорогу Кантон-Ханькоу, наводили японские корабли на суда, идущие в китайские порты. E13A1 проводили разведку Пёрл-Харбора непосредственно перед ударом авианосного соединения японцев. Впоследствии эти самолеты стали самыми распространенными из катапультных разведчиков Японии. Они разведывали силы противника в сражениях в Коралловом море и у Мидуэя. Работали они и с береговых баз как ближние разведчики, связные, спасательные и противолодочные самолеты, с 1944 г. - и как штурмовики против катеров, мелких судов и подводных лодок на поверхности. В конце войны часть из них использовали в отрядах камикадзе.
Производство E13A закончилось летом 1945 г. Самолет оставался на вооружении до момента капитуляции Японии.


E13A1||
Размах:||14,5 м
Длина:||11,3 м
Моторы, количество х мощность:||1x1080 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4000 кг
Максимальная скорость:||373 км/ч
Практический потолок:||8730 м
Дальность:||2080 км

Aichi E13A

Самолет Aichi E13A, разработанный в 1937 году на основе двухместного гидроплана-разведчика E12A, создавался согласно требованиям авиации японского флота к дальнему разведчику, предназначенному для замены Kawanishi E7K2. Прототип трехместного разведчика собрали в конце 1938 года.
   Оснащенный двигателем Kinsei-43, гидроплан E13A показал лучшие данные, чем конкурирующий самолет Kawanishi E13K1, и был запущен в серийное производство под наименованием "разведывательный гидросамолет тип 0 модель 11" (Aichi E13A).
   До 1942 года фирма "Aichi" построила 133 экземпляра Е13, после чего их производство перенесли на завод фирмы "Watanabe" (позже "Kyushu Hikoki KK"). Всего было построено 1418 самолетов данного типа, в том числе 50 - в военно-морском арсенале в Хиро.
   Союзники присвоили E13A1 кодовое наименование "Jake". В 1941 году самолеты E13A1 появились на кораблях японского флота. Базировавшиеся на крейсерах "Чикума", "Кинугаса" и "Тоне", гидропланы Е1ЗА1, вооруженные 250-кг бомбами, выполнили серию налетов на железную дорогу Ханькоу - Кантон, поддерживая действия японских сухопутных войск в Китае. Во время похода японской эскадры к Перл-Харбору в декабре 1941 года гидропланы 8-й дивизии крейсеров постоянно вели разведку.
   По оценкам экспертов, в 1943 году на японских кораблях базировалось примерно 250 самолетов Е1ЗА1, хотя они уже не имели возможности противостоять в воздушных боях американским истребителям. Тем не менее, гидропланы E13A1 применялись до самого конца войны, а многие из них были использованы летчиками-камикадзе.
   Фирма "Aichi" разработала два варианта базовой модификации. Самолет Е13А1а модель 11А отличался улучшенной системой подкосов и расчалок поплавков, винтом с коком и усовершенствованным радиооборудованием. Самолет E13A1b модель 11В был разработан на основе E13A1 а и оснащался поисковым радиолокатором.


Aichi E13A1 Jake в сражении у атолла Мидуэй

   В битве около атолла Мидуэй приняли участие самолеты E13A, которые базировались на линкоре "Харуна", крейсерах "Чикума" и "Тоне", принадлежащих авианосному соединению вице-адмирала Нагумо. Из-за поломок корабельных катапульт 4 июня 1942 года на поиск американских авианосцев удалось отправить только три из четырех гидросамолетов E13A1. Но из-за неисправности мотора вернулся с маршрута E13A1 с крейсера "Чикума", что еще больше уменьшило район поиска. Летчик с крейсера "Тоне" обнаружил американский флот, но не доложил о наличии в составе американской эскадры авианосцев, что привело к 30-минутной задержке взлета японских палубных самолетов, находившихся в состоянии полной боевой готовности. Удар американской палубной авиации застал японские самолеты на авианосцах "Акаги", "Кага", "Сорю" и "Хирю".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aichi Е13А1а

   Тип: дальний разведывательный гидросамолет
   Силовая установка: один звездообразный поршневой двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi Kinsei-43 мощностью 1030 л. с.
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 2180 м 375 км/ч; крейсерская скорость на высоте 2000 м 220 км/ч; время набора высоты 3000 м - 6 мин 5 с; практический потолок 8730 м; дальность полета 2090 км
   Массы: пустого 2642 кг; максимальная взлетная 3640 кг
   Размеры: размах крыла 14,50 м; длина 11,30 м; высота 4,78 м; площадь крыла 36,00 мг
   Вооружение: один пулемет калибра 7,7 мм на турели в задней кабине; до 250 кг бомб; предусмотрена установка 20-мм пушки на подвижной установке для борьбы с кораблями и судами
Аити E13A-1 "Джейк" с гидроавиатранспорта "Камикава-Мару" Императорских японских ВМС.
Аити E13A1 "Джейк" с гидроавиабазы "Кимикава-Мару". Алеуты, июнь 1942г.
Разведывательный гидросамолет Aichi E13A Jake Императорского японского флота.
The Aichi "Jake" 11 Naval Reconnaissance Seaplane (Mitsubishi Kinsei 43 engine).
E13A стал самым массовым японским гидросамолетом периода Второй мировой войны. Он обладал огромной дальностью и был способен держаться в воздухе 15 часов.
Разработанный для замены самолета E13A1, гидроплан Aichi E16A1 проявил себя как очень удачный морской разведчик. Но он появился слишком поздно, когда американская авиация полностью контролировала воздушное пространство ^ над Тихим океаном.
Японский поплавковый разведчик E13A1 "Джейк".
E13A1 на выкатной тележке
Поплавковые самолеты E-13 с курильского озерного аэродрома Беттобу японское командование использовало для отслеживания советских морских перевозок
Экипаж "Джейка" готовится к вылету.
Разведывательный гидросамолет E13A "Джейк" взлетает с катапульты японского крейсера.
Е13А1а в полете
These one most unusual type were serving with the French Navy in Indo-China until a few years ago. Its fate or present whereabouts is not known. The machine is a Japanese Aichi E13A1 "Jake" three-seat recce float plane built up from two "cannibalised" specimens. It is used by Flotille 11-S of the Aeronavale.
Е13А1а поднимают с воды краном
Aichi E13A1 Navy Type 0 reconnaissance seaplane "A1-13". A total of 1,418 E13A1s were built, powered by the 1,080 h.p. Mitsubishi Kinsei 43 14-cylinder radial. Carrying a crew of three, production of the type began in December 1940 and it entered combat in late 1941, operating from cruisers and seaplane tenders as well as land bases. Code-named Jake by the Allies, its maximum endurance of 15hr made it a successful aircraft. The outer wing panels are folded over in this view.
The Aichi "Jake" 11 Reconnaissance Seaplane.
Aichi E13A1
Aichi E13A1a модель 11A