E13A
Катапультный и ближний базовый разведчик. Одномоторный цельнометаллический моноплан, установленный на два поплавка. Создан в КБ фирмы "Аичи токей дэнки" под руководством К. Мацуо, М. Мори и Я. Озавы на базе опытного самолета E12A1. Первый опытный образец разведчика, названный AM-19, вышел на испытания в конце 1938 г. Серийное производство началось в 1940 г.
E13A строился на трех заводах: "Аичи" в Фунаката, "Кюсю хикоки" (до 1943 г. - "Ватанабэ") в Зассенокума и 11-м авиаарсеналом ВМФ в Хиро. Самый массовый японский гидросамолет - построено 1418 экз.
Аичи E13A состоял на вооружении императорского флота с декабря 1940 г. (как "тип 0").
Экипаж - 3 чел. Двигатель МК8 ("Кинсей" 43). Вооружение 1x7,69 (полевые переделки модификаций А1а и А1b - 1x20+1x7,69), бомбы до 250 кг.
Основные серийные модификации:
- E13A1 (модель 11), первый серийный вариант;
- E13A1-K, переделка E13A1 в учебный самолет с двойным управлением;
- Е13А1а (модель 11 А), с измененной схемой крепления поплавков, коком винта, новым радиооборудованием;
- E13A1B (модель 11В), вариант Е13А1а с установкой РЛС.
Самолеты разных заводов отличались по составу оборудования и конструкции выхлопной системы. Е13А1а и E13A1B дорабатывались в качестве ночных разведчиков с удлиненными выхлопными патрубками, самолетов ПЛО с детекторами магнитных аномалий, морских штурмовиков (для борьбы с катерами) с дополнительной установкой пушки (1x20). Переделки велись непосредственно в частях и авиаремонтных мастерских.
E13A1 получили боевое крещение в Китае. Осенью 1941 г. японский флот применил их под Ханькоу. Летали они с крейсеров и плавбаз. Бомбили железную дорогу Кантон-Ханькоу, наводили японские корабли на суда, идущие в китайские порты. E13A1 проводили разведку Пёрл-Харбора непосредственно перед ударом авианосного соединения японцев. Впоследствии эти самолеты стали самыми распространенными из катапультных разведчиков Японии. Они разведывали силы противника в сражениях в Коралловом море и у Мидуэя. Работали они и с береговых баз как ближние разведчики, связные, спасательные и противолодочные самолеты, с 1944 г. - и как штурмовики против катеров, мелких судов и подводных лодок на поверхности. В конце войны часть из них использовали в отрядах камикадзе.
Производство E13A закончилось летом 1945 г. Самолет оставался на вооружении до момента капитуляции Японии.
E13A1||
Размах:||14,5 м
Длина:||11,3 м
Моторы, количество х мощность:||1x1080 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4000 кг
Максимальная скорость:||373 км/ч
Практический потолок:||8730 м
Дальность:||2080 км
Описание:
- E13A
- Aichi E13A
Фотографии
-
АвиаМастер 2003-06 / А.Казымов - Соломоновы острова: хроника противостояния /Из истории воздушных войн/ (2)
Аити E13A-1 "Джейк" с гидроавиатранспорта "Камикава-Мару" Императорских японских ВМС.
-
Авиация и Время 2004-02 / А.Котлобовский, И.Солодянкин - Забытая кампания (1)
Аити E13A1 "Джейк" с гидроавиабазы "Кимикава-Мару". Алеуты, июнь 1942г.
-
Мировая Авиация 15
Разведывательный гидросамолет Aichi E13A Jake Императорского японского флота.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Aichi "Jake" 11 Naval Reconnaissance Seaplane (Mitsubishi Kinsei 43 engine).
-
Мировая Авиация 15
E13A стал самым массовым японским гидросамолетом периода Второй мировой войны. Он обладал огромной дальностью и был способен держаться в воздухе 15 часов.
-
Мировая Авиация 15
Разработанный для замены самолета E13A1, гидроплан Aichi E16A1 проявил себя как очень удачный морской разведчик. Но он появился слишком поздно, когда американская авиация полностью контролировала воздушное пространство ^ над Тихим океаном.
-
АвиаМастер 2002-03 / А.Казымов - Первая битва авианосцев /Из истории воздушных войн/
Японский поплавковый разведчик E13A1 "Джейк".
-
Моделист-Конструктор Гидросамолеты Второй мировой войны
E13A1 на выкатной тележке
-
Авиация и Время 2012-02 / А.Котлобовский, И.Сеидов - Затупившиеся мечи самураев (2)
Поплавковые самолеты E-13 с курильского озерного аэродрома Беттобу японское командование использовало для отслеживания советских морских перевозок
-
АвиаМастер 2003-06 / А.Казымов - Соломоновы острова: хроника противостояния /Из истории воздушных войн/ (2)
Экипаж "Джейка" готовится к вылету.
-
АвиаМастер 2003-06 / А.Казымов - Соломоновы острова: хроника противостояния /Из истории воздушных войн/ (2)
Разведывательный гидросамолет E13A "Джейк" взлетает с катапульты японского крейсера.
-
Моделист-Конструктор Гидросамолеты Второй мировой войны
Е13А1а в полете
-
Авиация и Космонавтика 2024-01 / Ю.Кузьмин - Гидросамолеты. Фаза антиквариата
Аичи E13A - самый массовый катапультный гидросамолет. Построено 1418 машин
-
Air Pictorial 1955-05 / Air Pictorial's photo-review
These one most unusual type were serving with the French Navy in Indo-China until a few years ago. Its fate or present whereabouts is not known. The machine is a Japanese Aichi E13A1 "Jake" three-seat recce float plane built up from two "cannibalised" specimens. It is used by Flotille 11-S of the Aeronavale.
-
Моделист-Конструктор Гидросамолеты Второй мировой войны
Е13А1а поднимают с воды краном
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / Personal album
Aichi E13A1 Navy Type 0 reconnaissance seaplane "A1-13". A total of 1,418 E13A1s were built, powered by the 1,080 h.p. Mitsubishi Kinsei 43 14-cylinder radial. Carrying a crew of three, production of the type began in December 1940 and it entered combat in late 1941, operating from cruisers and seaplane tenders as well as land bases. Code-named Jake by the Allies, its maximum endurance of 15hr made it a successful aircraft. The outer wing panels are folded over in this view.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Aichi "Jake" 11 Reconnaissance Seaplane.
-
Мировая Авиация 15
Aichi E13A1a модель 11A
- Фотографии