Bell X-5
Страна: США
Год: 1951


1-местный опытный самолет с крылом изменяемой стреловидности
Описание
Фотографии
Bell Model 60 (Х-5)

   Когда американские войска в апреле 1945 года заняли немецкий город Обераммергау, они обнаружили в нем опытный цех, где находился почти построенный прототип Messerschmitt Р.1101. Это был одноместный реактивный экспериментальный самолет с регулируемым на земле крылом. Начальником группы исследований американской армии являлся главный конструктор фирмы "BELL" Роберт Вудс, и осенью 1948 года Р.1101 доставили в Райт-Филд. Вудс передал своей фирме самолет для испытаний механизма изменяемой стреловидности крыла.
   К сожалению, R1101 повредили при транспортировке, но в феврале 1949 года "BELL" предложила конструкцию двух прототипов Bell Model 60 с изменяемой стреловидностью крыла. В авиации Армии США их приняли и заказали две машины для оценки под обозначением Х-5. Первый Х-5, очень сильно напоминавший трофейный Messerschmitt, прошел рулежные испытания, а затем был передан на авиабазу Эдвардс, где 20 июня 1951 года его поднял в воздух Дж. Зиглер. Первая попытка изменения стреловидности крыла была предпринята в пятом полете (27 июля 1951 года).
   Самолет мог летать с тремя фиксированными углами стреловидности, от минимального 20° до максимального 60°. После окончания программы проверки стреловидности первый прототип остался на базе как самолет сопровождения. Второй прототип разбился 13 октября 1953 года, при попытке выйти из штопора летчик-испытатель майор Раймон Попсон погиб.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bell X-5

   Тип: 1-местный опытный самолет с крылом изменяемой стреловидности
   Силовая установка: турбореактивный двигатель Allison J35-A-17 тягой 21,80 кН
   Характеристики: максимальная скорость 1135 км/ч на большой высоте; абсолютный потолок около 12 800 м; дальность около 1207 км
   Масса: пустого самолета 2880 кг; максимальная взлетная 4479 кг
   Размеры: размах крыла 10,21 м (при 20°) и 6,32 м (при 60°); длина 10,16 м; высота 3,66 м; площадь крыла 16,26 м'
Хотя Х-5 и основывался на принципах конструкции Messerschmitt Р.1101, утверждается, что он являлся более совершенным и сложным самолетом. Были заказаны две машины по цене 2,4 млн долларов, первая из них появилась через год после подписания контракта.
Самолет 50-1838, первый из Х-5, появился через год после начала работ. Помимо собранных полезных технических данных, особые характеристики Х-5 сделали его идеальным самолетом сопровождения.
Первый самолет с изменяемой стреловидностью крыла Белл X-5, полетевший в 1951г.
Прототип P.1101, переименованный американцами в X-5, после восстановления и оснащения двигателем "Эллисон" J-35 активно использовался научно-испытательным центром NACA для исследований аэродинамики стреловидных крыльев с различными углами стреловидности
20 июня 1951г.: Bell Х-5 стал первым в мире реактивным самолетом с крылом изменяемой стреловидности. На снимке: крыло в положении максимальной стреловидности (60°). Первый полет Х-5 выполнил на авиабазе Эдвардс под управлением летчика-испытателя компании "Bell"Дж. Зиглера.
Bell's X-5 caught against something closely resembling a lunar landscape that turns out to be an area just north of Edwards AFB. Based on the Messerschmitt P.1101 interceptor that had a three-position, variable sweep angled wing that required setting before each flight. Bell took the concept on a stage, providing an in-flight adjustable sweep range from 20 to 60 degrees, compared with the P.1101's 35 to 45 degree movement. Two X-5s were built for the US Air Force, 50.1838 and 50.1839, the type's first flight being made on 20 June 1951. The second machine was destroyed when it spun in on 14 October 1953, fatally injuring Major Raymond Popson. Above is a revealing ground view of the surviving X-5, 50.1838. The inherent flexibility of the underslung engine mounting was one emphasised by Bell as permitting real choice of engine fit when they came to push the US Air Force to consider buying a fighter development of the X-5. The US Air Force rejection of this proposal was based on the overall small size of the X-5. The X-5"s final flight was made on 25 October 1955, by no less a future luminary than Neil Armstrong.
Bell X-5 (20 June 1951).
Крыло X-5 на максимальной и минимальной стреловидности
Прототип P.1101, переименованный американцами в X-5, после восстановления и оснащения двигателем "Эллисон" J-35 активно использовался научно-испытательным центром NACA для исследований аэродинамики стреловидных крыльев с различными углами стреловидности
Bell X-5