Fokker F.27 Friendship
Варианты:
Fokker - F.27 Friendship - 1955 - Нидерланды
Страна: Нидерланды
Год: 1955


Транспортный самолет малой/средней дальности с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (16)
Fokker F27 Friendship

   В конце Второй мировой войны компания "Fokker" потратила некоторое время на разработку концепции нового авиалайнера средней дальности полета. К проектным работам по самолету вместимостью 32 пассажира и с двумя ТВД Rolls-Royce Dart приступили в 1950 году. На стадии НИОКР самолет получил шифр P.275. В 1952 году в проект внесли изменения: несколько увеличили вместимость и доработали фюзеляж, сделав салон герметичным и придав ему круглое сечение.
   Самолет получил окончательное обозначение F27 Friendship. Первый из двух прототипов выполнил первый полет 24 ноября 1955 года с двумя двигателями Dart Mk 507. F27 Friendship - цельнометаллический моноплан с гермокабиной, убираемым шасси с носовой опорой, рассчитанный на перевозку 28 пассажиров. На втором прототипе установили ТВД Dart Mk 511, а фюзеляж удлинили на 0,91 м для размещения 32 пассажиров; первый полет выполнен 31 января 1957 года.
   В промежутке между первыми полетами двух прототипов "Fokker" договорилась с компаниями "Fairchild Engine" и "Airplane Corporation" из США о производстве и продажах самолетов в Северной Америке под обозначением Fairchild F-27.
   Первый серийный F27 постройки "Fokker" начали эксплуатировать в "Aer Lingus" в декабре 1958 года, но американская "Fairchild" несколько опередила головного разработчика - эксплуатация F-27 в авиакомпании "West Coast Airlines" началась на три месяца раньше. Американцы доработали салон под размещение 40 пассажиров, увеличили емкость топливных баков, предусмотрели размещение метео-РЛС в удлиненной носовой части фюзеляжа. Аналогичные изменения "Fokker" внедрила в производство позже. Первым серийным вариантом голландской постройки стал Fokker F27 Friendship Mk 100 (Fairchild F-27) с двумя ТВД Dart RDa.6 Mk 514-7 мощностью по 1715 л. с. За ним последовал Fokker F27 Friendship Mk 200 (Fairchild F-27A) с двумя ТВД Dart RDa.7 Mk 532-7R мощностью по 2140 л.с. Оба варианта в стандартной конфигурации перевозили 40 пассажиров, но в варианте эконом-класса могли брать на борт 52 пассажира. По желанию заказчика выполняли и эксклюзивные конфигурации салонов.
   Очередным серийным вариантом стал грузопассажирский Fokker F27 Friendship Mk 300 Combiplane (Fairchild F-27B) с силовой установкой, как у Mk 100, усиленным полом салона и большим грузовым люком в левом борту фюзеляжа перед крылом. Аналогичный Combiplane строился на основе Mk 200 под обозначением Fokker F27 Friendship Mk400, но эквивалента постройки компании "Fairchild" не существовало. Далее Fokker разработала удлиненный на 1,50 м вариант Mk 200 - F27 Friendship Mk 500. Поначалу перевозчики не проявили большого интереса к данной версии - лишь правительство Франции закупило 15 самолетов для "Postale de Nuit". Позже авиакомпаниям поставлялись Mk 500 в стандартной конфигурации на 52 пассажира и в экономическом варианте на 60 пассажиров. "Fairchild" спроектировала собственный удлиненный вариант FH-227.
   Последний серийный вариант Fokker F27 Friendship Mk 600 сочетал фюзеляж Mk 200 (без усиленного пола кабины) с грузовой дверью по типу Mk 300 и Mk 400 Combiplane. На Mk 600 предусмотрена быстрая замена пассажирского интерьера грузовым с монтажом роликовых направляющих.
   К другим серийным вариантам относятся военные F27 Friendship Mk 400M и F27 Friendship Mk 500M. Патрульный F27 Mk 400M и морской патрульный F27 Maritime (F27MPA) предназначены для патрулирования прибрежных акваторий, контроля за рыболовными промыслами, выполнения поисково-спасательных операций. Поздние серийные самолеты отличались кабинами с более современным приборным оборудованием и новым интерьером. К серийному производству привлекались французская "Dassault-Breguet", германская MBB и бельгийская SABCA.
   Производство продолжалось до 1987 года, когда на смену F27 пришел более совершенный Fokker 50. Всего построили 786 самолетов - 579 машин F27, 128 - F-27 и 79 - FH-227; в середине 1999 года в эксплуатации находились 444 самолета.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fokker F27 Friendship Mk 200

   Тип: транспортный самолет малой/средней дальности с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Dart RDa.7 Mk 532-7R мощностью по 2140 л. с.
   Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 6100 м - 480 км/ч; начальная скороподъемность 451 м/мин; практический потолок 8990 м; дальность с 44 пассажирами - 1930 км
   Масса: пустого 12148 кг; максимальная взлетная 20410 кг
   Размеры: размах крыла 29,00 м; длина 23,56 м; высота 8,50 м; площадь крыла 70,00 м2
   Полезная нагрузка: до 52 пассажиров, максимальная масса полезной нагрузки 4690 кг
Fokker F.27 Mk 100 Friendship, EI-AKA, (c/n 10105) of Aer Lingus. Seventy of these short-nosed 40-passenger F.27s were produced - they had a 40,500lb maximum take-off gross weight and were powered by two 1,670shp Rolls-Royce Dart R. Da.6 Mk.514-7 turboprops. Aer Lingus operated seven F.27 Mk 100s and later, eight of the modernised Fokker 50s under the Aer Lingus Commuter subsidiary.
The F27 Mk 100 EI-AKA "St Fintan" was the first production Friendship (c/n 10105), first flown as PH-FAA on 23 March 1958. It entered service with Aer Lingus at the end of 1958 and went to New Zealand after refurbishing by Fokker in 1966, for service with NZNAC and later Air New Zealand.
Пятый сошедший со стапеля F27 Friendship был передан "Aer Lingus" 19 ноября 1958 года. Самолет 100-й серии оснащался ТВД Dart 511 и находился в эксплуатации более 25 лет, летая на маршрутах компаний "NZ National Airways Corporation" и "Air New Zealand".
Fokker F.27 Mk 200 Friendship, G-BAUR, (c/n 10225) of Air Anglia. The F.27 Mk 200 improvements over the Mk 100 series provided an increased fuel capacity, 45,000lb maximum take-off gross weight, the ability to carry up to 44 passengers, a radar nose and more powerful 1,870shp Rolls-Royce Dart R.Da.7 Mk 528 engines. Air Anglia was one of the first UK airlines to use the F.27 together with the Fokker F.28 Fellowship shortly before the company was merged with several other small UK airlines to form AirUK.
Fokker F.27 Mk 500 Friendship, F-BPNB, (c/n 10367) of Air Inter Europe, circa 1982. This variant incorporates a number of improvements over the F.27 Mk 400, including 5ft fuselage extensions, additional windows, a 56-passenger capacity and longer stroke undercarriage. The airline operated four different versions of the F.27, including eleven F.27 Mk 500s, most of which ended up with FedEx as cargo aircraft.
Fokker F27 Mk 500 (c/n 10532) made its first flight on 1 June 1976 and was delivered less than three weeks later to Ansett Airlines of New South Wales. It is depicted here in the revised livery of Air New South Wales some five years later.
Для Австралии авиационное сообщение - жизненно важная необходимость. Данный F27 Mk 500 в 1976 году был поставлен "Air New South Wales" (региональной дочерней компании "Ansett Airlines"), где эксплуатировался примерно 10 лет.
The Fokker F27 has emerged as the world's best-selling turboprop-twin to date, with a substantial proportion of the 700-plus built serving with regional operators. The example illustrated is a Mk 600RF in AirTanzania service.
Fokker 27 авиакомпании "Эйр Заир", который использовался ЦРУ для снабжения отрядов УНИТА. 13 марта 1975г. его уничтожили кубинские истребители во время налета на аэродром Гаго-Кутиньо
N777DG is a Fairchild-built F27J, depicted here in the livery of Pacific Alaska Airlines, a company formed in 1972 by Don Gilbertson - hence the registration suffix. This aircraft is no longer in service with the airline.
Fokker F27 Mk 300M, one of nine such versions acquired by the Koninklijke Luchtmacht (Royal Netherlands Air Force), together with three Mk 100s, in 1960-61. It was first flown in the civil marking PH-FBT and was later equipped as an ECM trainer. The insignia of No 334 Squadron (Motto: "Always and everywhere") is carried on the fin.
F27 Mk 400 6W-STB (c/n 10565) is one of six Friendships acquired by the Senegal Air Force in 1978 and since 1981, part of the Senegambia Air Force following the confederation between Senegal and Gambia. First flown on 14 October 1977, 6W-STB was named "Bargny".
The Finnish Air Force has three F27s. This Mk 400M is in service with its mixed transport squadron based at Utti. Note the large rear doors to permit paradrops - simultaneously from each side of the aircraft.
Fokker F.27 Mk 400M, 5-2601, (c/n 10509) is reportedly flown by Sahand Airlines on behalf of the Iranian Navy. The latter is one of over 40 operators still using the F.27, many of them military. This aircraft operates flights to Tehran from Bandar Abas (once a week) and other southern Iranian cities (less frequently). The F.27 Mk 400M is based on the F.27 Mk 300 but has military equipment, a strengthened floor and interior, forward cargo hatch and twin parachute doors at the rear.
A long-time user of the F27 in the transport role, the Philippine Air Force has more recently acquired three F27MPA Maritimes, one of which is depicted with its pre-delivery Dutch civil marking PH-EXF.
The Servicio Aeronavale de la Marina Peruana (Peruvian Navy) operates two F27MPA Maritimes from its main base, Jorge Chavez, for maritime patrol duties.