FIAT CR.20
Страна: Италия
Год: 1926


Одноместный истребитель
Описание:
Fiat CR.20
Flight, December 1926
The Paris Aero Show 1926
Flight, June 1929
OLYMPIA AERO SHOW 1929
Фотографии

Fiat CR.20

Одноместные истребители Fiat CR.20 для своего времени строились в большом количестве. Этими самолетами была укомплектована знаменитая пилотажная группа ВВС Италии. CR.20 принимали участие в боях на заключительном этапе покорения Италией Ливии, затем в войне с Абиссинией, завершившейся победой Италии в 1936 году. Не встречая противника в воздухе, итальянцы использовали CR.20 для нанесения ударов по наземным целям - как в Ливии, так и в Эфиопии. Различные модификации биплана использовались как учебно-тренировочные самолеты даже в конце 1930-х годов.
   Классический полутораплан отличался аэродинамически чистым фюзеляжем. Самолет имел в основном металлическую конструкцию с покрытой аэролаком полотняной обшивкой, лишь носовая часть фюзеляжа была обшита панелями из легкого металла. Самолет проектировался под новый рядный мотор жидкостного охлаждения Fiat A.20, испытания проходили четыре прототипа. Первый полет первый прототип выполнил в Турине 19 июня 1926 года. Осенью 1927 года истребитель вызвал ажиотаж на Парижском авиасалоне. Внешний вид самолета носил отчетливый почерк конструктора Розателли - W-образные стойки бипланной коробки и форма вертикального оперения.
   Серийное производство началось в 1927 году, в 1927-1929 годах построили 124 истребителя, 107 из которых поступили на вооружение ВВС Италии (88 - постройки "Fiat", 19 - постройки CMASA), 15 машин были проданы Литве. 17 очень похожих самолетов в варианте гидросамолета, построенных в 1928 году фирмой "Macchi", обозначались CR.20 Idro (или ICR.20). Двухместный учебно-тренировочный истребитель выпускался под обозначением CR.20B с 1927 года, эти самолеты использовались ВВС Италии, по четыре самолета экспортировали в Австрию и Венгрию.
   Недостатком сухопутного истребителя CR.20 являлось фиксированное шасси с хвостовым костылем. Основные опоры шасси CR.20bis, появившегося в 1929 году, снабдили масляно-пневматическими амортизаторами и колесами с тормозами. На этой модели также доработали конструкцию крыла. В 1930-1931 годах "Fiat" собрал 211 самолетов CR.20bis, включая неустановленное количество подварианта CR.20AQ с мотором A.20AQ мощностью 425 л. с. CR.20AQ обладали большим практическим потолком, но отличались большим расходом топлива и, за счет этого, меньшей продолжительностью полета. Австрия закупила по 16 самолетов CR.20bis и CR.20AQ (два из них разбились при выполнении приемо-сдаточных полетов), Венгрия - двенадцать машин и Парагвай - пять.
   Финальным серийным вариантом стал CR.Asso, представлявший собой сочетание планера CR.20bis с мотором Isotta-Fraschini Asso Caccia мощностью 450 л. с. Мотор воздушного охлаждения получил элегантный капот. Единственной крупной конструктивной доработкой планера (помимо моторамы и капота) стало измененное оперение со стабилизатором большей площади. Всего в 1932-1933 годах построили 204 самолета CR.Asso. В строевых частях эти машины были популярны, а в пилотажной группе ими заменили CR.20bis. Самолеты семейства CR.20 использовались для различных испытаний, в частности для отработки щелевых предкрылков типа Хэндли Пейдж.
   Тайной окутан один CR.20, по сообщениям проданный в СССР. Четыре самолета в августе 1929 года принимали участие в конкурсе на истребитель для ВВС Польши и других стран "Малой Антанты" (Чехословакия, Румыния и Югославия). На вооружении ВВС Венгрии CR.20bis и CR.20AQ состояли с 1932 по 1936 год, когда им на смену пришли CR.32; в Австрии использовались до 1938 года, когда страну аннексировала Германия. После аншлюса австрийские CR.20 получили опознавательные знаки Люфтваффе и непродолжительное время использовались в авиационных школах германских ВВС. Парагвай использовал пять своих истребителей в войне 1932-1935 годов с Боливией.
   В ВВС Италии CR.20 играли доминирующую роль. В течение нескольких лет ими были вооружены почти все истребительные эскадрильи, а CR.20 Idro состояли на вооружении эскадрилий гидросамолетов-истребителей.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fiat CR.20bis

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один V-образный мотор Fiat A.20 мощностью 410 л.с. (306 кВт)
   Летные характеристики: макс, скорость на уровне моря 270 км/ч; время набора высоты 5000 м -13 мин 37 с; практический потолок 8500 м; продолжительность полета 3 час
   Масса: пустого 980 кг; максимальная взлетная 1400 кг
   Размеры: размах крыла 9,80 м; длина 6,70 м; высота 2,75 м; площадь крыла 26,65 мг
   Вооружение: два 7,7-мм пулемета Vickers, установленных неподвижно сверху в носовой части фюзеляжа

Flight, December 1926

The Paris Aero Show 1926

FIAT

   THROUGH a misunderstanding the Fiat single-seater fighter was not included in our advance report of December 2 dealing with the machines exhibited at Paris. It is, therefore, intended to describe it at rather more detail than we have been able to devote to the majority of machines in the present issue.
   The Fiat type C.R.20, with 410 h.p. Fiat A-20 engine, is a single-seater fighter of all-metal construction. In its general lines it is of orthodox design, with the possible exception of the somewhat unusual nose radiator (shaped to conform roughly to the V of the engine cylinder banks), and the wing bracing, which is in the form of a Warren truss, no wires at all being employed. One of our photographs this week illustrates the general appearance of the machine. The Fiat, incidentally, was exhibited in what is probably the best manner possible, i.e., one side stripped to the centre line and the other side covered. This is probably a fairly expensive way of preparing a machine for exhibition, but it is undoubtedly a very excellent one. From one side all the detail construction can be inspected, while from the other one may form an idea of the "lines" of the machine. It may be recollected that during the war it was the custom at the Agricultural Hall, Islington, where captured enemy aircraft were exhibited, to strip the machines to the centre line in this fashion.
   The construction of the Fiat C.R.20 is of considerable interest, since the form chosen obviously represents an attempt at simplicity coupled with the use of an all-metal structure. The wings have built-up steel spars, each spar being in two halves, and the overlaps of these halves riveted on the top and bottom centre lines of the spar. The construction, which is probably reasonably cheap, is illustrated by one of our sketches. It would appear doubtful whether with the shallow curvature of the top and bottom spar faces the full strength of the material can be developed before the spar buckles in compression. As a production job, however, there is much to be said for the Fiat spar. The wing ribs are built up from square-section tubes.
   The fuselage is of tubular construction as regards its main members, steel being the material used. The secondary structure, however, which is of duralumin, appears to be so intermixed with the main structure that it is difficult to say where one ends and the other begins. The result is that curved formers supporting longitudinal stringers are used at the same time as steadying struts in the fuselage structure. The utility as a strut of a member that is thus initially curved may be questioned. The "bays" in the fuselage are very long (the struts are triangulated in the form of a Warren girder), and the bent formers meet the longerons midway between main strut attachments.
   Following is a brief specification of the Fiat C.R.20 :- Length o.a., 6-7 m. (22 ft.); span, 9-8 m. (32 ft 2 ins.); wing area, 25-85 sq. m. (278 sq. ft.); weight of machine empty, 940 kg. (2,070 lbs.); petrol, oil, crew, and military equipment, 420 kg. (925 lbs.). Total loaded weight, 1,360 kg. (3,000 lb.); wing loading, 52-5 kg./sq. m. (10-8 lb./sq. ft.); power loading, 3-24 kg./h.p. (7-13 lb./h.p.); "wing power," 15-8 h.p./sq. m. (1-5 h.p./sq. ft.); theoretical ceiling, 9,000 m. (29,500 ft.); service ceiling, 8,500 m. (27,900 ft.); endurance, 2 1/2 hours at full throttle; speed at ground level, 276 km./hr. (171 m.p.h.); speed at 3,000 m. (9,850 ft.), 264 km./hr. (164 m.p.h.); speed at 6,000 m. (19,700 ft.), 240 km./hr. (149 m.p.h.); climb to 3,000 m. in 6 mins. 41 secs.; to 6,000 m. in 16 mins. 58 secs.

Flight, June 1929

OLYMPIA AERO SHOW 1929

The Fiat C.R.20

   On the Italian stand in the annexe is also exhibited an Italian service machine, the Fiat C.R.20, fitted with 450 h.p. Fiat engine. This machine, although of Fiat design, was, we understand, constructed by the Macchi factories. Certainly the very beautifully-made wooden floats were made by that firm. The machine, concerning which, unfortunately, but little information can be obtained, is a single-seater fighter, of all-metal construction with the exception of the floats, and is unusual in that it has rigid wing bracing in the form of a Warren girder. The floats bear strong evidence of Schneider Trophy influence in their design, and indicate how racing has, in this instance, taught the constructors something which can be applied to a service type of machine. The Fiat C.K.20 shows the usual broad and flat nose radiator which one associates with the machines of this firm, and is very like a machine exhibited at one of the Paris Aero Shows, when, however, the fighter exhibited was a landplane.
Fiat C.R.20 из 70-й АЭ 3-го ИАП ВВС Италии. Брешиа, 1931г.
"Фиат" CR-20 из итальянской пилотажной группы, в составе которой летал Рафаэль Чианезе, июнь 1936г.
Истребитель "Фиат" CR-20, изображавший самолет "потенциального противника" в летной школе "Литторио", где учился Рафаэль Чианезе
Fiat CR.20 рекламировался как истребитель с вооружением из четырех пулеметов, но обычно самолет нес только два пулемета в фюзеляже - как большинство истребителей межвоенного периода (хотя на любом CR.20 можно было установить еще два пулемета по бортам фюзеляжа). Изображен самолет ВВС Венгрии.
Fiat CR.20 (N 30), на котором 27 апреля 1938г. разбился К.Сметона, племянник президента Литвы.
Истребитель "Фиат" CR.20, приобретенный Советским Союзом в двух экземплярах для ознакомления.
Fiat C.R.20bis.
И.Кризай в кабине "Фиата-20". Летная школа в Ла Фубара, 1930г.
The first all-metal Rosatelli fighter, the CR.20, illustrated in its initial production form. The CR.20 was one of the most successful fighters of the late 'twenties and early 'thirties, some 450 being built.
The Zurich Meeting: The Italian team of Fiats.
MORE DRAGONS' TEETH: Austria's air force, forbidden under treaties, was inspected by Herr Schussnigg during the spring parade in Vienna. The machines seen here are Fiats of the improved C.R.20 type.
Photograph of Austrian Air Force Fiat fighter showing a CR.20bis
David D Dulaitis, of Sunny Hills, Florida, has supplied the interesting photographs reproduced here depicting aircraft in service with the Lithuanian Air Force, including (photo) Fiat CR 20s and Letov S 20 Ls. Quantities of these fighters supplied to Lithuania were 10 S 20Ls, 15 Fiat CR 20s and 14 D.501Ls.
A Lithuanian Fiat CR 20.
В полете литовский Фиат CR-20 на лыжном шасси. Первая половина 1930-х гг.
Гидроистребитель ICR.20 летчикам не нравился. Поплавки осложняли управление самолетом и провоцировали сваливание при выполнении вертикальных фигур пилотажа.
The CR.10 was essentially a re-engined version of the CR.1 and was discarded in favour of the C R.20, the Idro floatplane version of which is illustrated.
Floatplane fighter, the CR.20-Idro;
Авария Фиата CR-20 ВВС Литвы на а. Каунаса, 13 июня 1940 г.
SOME FIAT CONSTRUCTIONAL DETAILS: On the left, the built-up steel spar. The main section is indicated where spar is shown cut through. Local reinforcement, in the form of internal angle plates, is used at points of interplane strut attachments. The ribs (of Duralumin) are square-section tubes, secured to the spars as shown. On the right, details of wing-tip construction, etc.
The first all-metal Rosatelli fighter, the CR.20, illustrated in its initial production form. The CR.20 was one of the most successful fighters of the late 'twenties and early 'thirties, some 450 being built.