Cierva W.11 Air Horse
7 декабря 1948 года впервые взлетел самый крупный в мире на тот момент вертолет Cierva W.11 Air Horse. В его фюзеляже стоял мотор Merlin с приводами на три больших трехлопастных несущих винта, установленных на консольных ДальшеMore>>>
балках, выдающихся вперед и в стороны из фюзеляжа прямоугольного сечения.
В пассажирской версии W.11 мог перевозить 24 человека. Также предусматривалась работа в качестве скорой помощи, воздушного крана и распылителя химических реагентов в сельском хозяйстве. В июле 1946 года фирме "Cierva" поручили разработать один вертолет W.11, второй заказали в начале 1947 года.
С грузом в 3048 кг инсектицидов вертолет W.11 оказался довольно удачным летательным аппаратом для опыления полей. Проведенные после первого полета испытания показали многообещающие результаты. Министерство по делам колоний выделило дотацию в 45 000 фунтов для содействия в модернизации, так как предлагаемая модель в перспективе должна была использоваться за границей для обработки полей. 13 июня 1950 года, незадолго до полета второго прототипа, первый W.11 разбился, погиб весь экипаж в составе трех летчиков-испытателей. Второй прототип W.11 так и не взлетел, и пошел на слом в 1960 году. Обозначение W.11Т дали доработанному проекту W. 11 с двумя моторами Rolls-Royce Merlin 502 мощностью 1620 л. с. (1208 кВт). W.12 был проектом грузовой машины с турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce Dart. Ни один из этих проектов не осуществился, так как к тому времени фирма "Cierva", пропустив проект W.13, включилась в разработку проекта W.14, ставшего машиной Skeeter и построенного фирмой "Saunders-Roe Ltd."
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Cierva W.11 Air Horse
Тип: многоцелевой тяжелый вертолет с экипажем из двух-трех человек
Силовая установка: V-образный поршневой мотор Rolls-Royce Merlin 24 мощностью 1620 л. с. (1208 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 225 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 153 км/ч на оптимальной высоте, практический потолок 8535 м; дальность полета 531 км
Масса: пустого вертолета 5507 кг; максимальная взлетная 7938 кг
Размеры: диаметр каждого несущего винта 14,33 м; общая ширина с вращающимися несущими винтами 28,96 м; длина с вращающимися несущими винтами 27,00 м; высота 5,41 м; общая ометаемая площадь 483,53 м2
Полезная нагрузка: см. выше
Вертолет "Air Horse" имел два киля на законцовках стабилизатора и кабину для экипажа из трех человек. Общие расходы Министерства поставок на разработку этого проекта оценивались в 350000 фунтов стерлингов
VZ724 performing at Farnborough in 1949, the fin area having been increased by the addition of fore and aft extensions.
VZ724 airborne at Eastleigh Airport, displaying its original tail-fins and the long-stroke undercarriage. The outriggers have already been modified.
After its 1949 Farnborough appearance VZ724 began flight trials at maximum weight, flying at 17,500lb AUW on October 12.
The huge three rotored Cierva W.11 Air Horse was conceived towards the end of World War II and VZ 724 seen here, the first of two ordered, made its maiden flight on December 8th, 1948. Developed to meet a need for a heavy-lift helicopter capable of hauling a 5,000lb payload, the W.11 was powered by a single 1. 620hp Rolls-Royce Merlin 32 that drove a unique three rotor system. Tragically, VZ 724 was to suffer a catastrophic in-flight failure, commencing in the forward rotor hub, but leading to the disintegration of the starboard rear-rotor support structure. All three crew members, Sqn. Ldr. F.J. 'Jeep' Cable, co-pilot Alan Marsh and flight test observer H.J. Unsworth, losing their lives in the ensuing crash. The second W.11, WA 555, is believed to have been flight tested briefly, but only close to the ground and as part of the investigation into the loss of the first machine.
The Merlin-powered Cierva Air Horse VZ724 demonstrated at the 1949 Farnborough. The forward door had to be kept open to assist engine cooling.
Harold Bolas was greatly involved with development of the Cierva W.11 Air Horse. The prototype was VZ724 (later G-ALCV), here at Eastleigh in 1948.
Both machines at Eastleigh early in 1950, when WA555 was at the ground running stage.
Демонстрация вертолета W-11 "Эр Хорс" на выставке в Фарнборо
The first Air Horse, VZ724, on static display at the 1948 SBAC Display as G-ALCV.
A rear view, showing the spacious interior. The original configuration of the outrigger booms is also shown.
The second Air Horse, WA555, at Eastleigh in July/August 1950 after reassembly following accident investigations. A prototype Skeeter is on the left.