Fabre Hydravion
Страна: Франция
Год: 1910

Единственный экземпляр
Экспериментальный гидроплан
Описание
Фотографии
Fabre Hydravion

   Француз Анри Фабр осуществил проектирование и постройку гидроплана, а также совершил на нем первый в мировой истории взлет с воды. Фабр родился в Марселе в 1882 году в семье судовладельца и в юности получил хорошие знания по инженерному делу, гидродинамике и другим наукам. В двадцать лет Фабр увлекся авиацией - в те годы во Франции как раз был настоящий авиационный бум. Но Фабр решил посвятить себя несколько своеобразной области авиастроения - его целью было создание самолета, способного осуществлять посадку на воду и выполнять взлет с водной поверхности. Однако первый опыт оказался неудачным - построенный им гидроплан "отказался" взлетать с воды. Впрочем, создав в 1909-1910 годах самолет Fabre Hydravion, он все же сумел добиться положительных результатов. В первом полете, проводившемся 28 марта 1910 года в бухте недалеко от Марселя, он поднял гидроплан на высоту 1,8 м и преодолел дистанцию 457 м. В то же день он выполнил еще три полета, а на следующий день - преодолел в полете дистанцию 6 км.
   Hydravion состоял из двух балок, выполнявших роль "фюзеляжа", некоторого подобия бипланной коробки с крыльями неравного размаха - верхним впереди, нижним крылом - сзади, а также имел вертикальное хвостовое оперение. Силовая установка включала ротативный двигатель Gnome, приводивший во вращение толкающий воздушный винт, установленный в хвостовой части верхней балки "фюзеляжа". Место пилота находилось в средней части этой же балки.
   Достижения французского авиастроителя еще более впечатляют, если принять во внимание тот факт, что он до того не имел никакого опыта в области авиации - даже в качестве пассажира.
   Гидроплан имел две интересные особенности. Первая - ферменные лонжероны крыла были такими же прочными, как и коробчатые лонжероны, но имели меньший вес и создавали меньшее лобовое сопротивление, поскольку набегающий поток воздуха "просачивался" между верхними и нижними полками лонжеронов. Вторая же отличительная особенность была более интересна - поплавки были сконструированы таким образом, чтобы обеспечивать дополнительную подъемную силу. Позже Фабр построил для Луи Полана два сухопутных самолета, в конструкции которых также применил ферменные лонжероны, а также усовершенствованный вариант своего Hydravion. Но вскоре пришел к выводу, что самостоятельная разработка и постройка таких самолетов - слишком дорогостояща, и прекратил работу в данной области, занявшись проектированием и изготовлением поплавков для самолетов чужой постройки.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fabre Hydravion

   Тип: экспериментальный гидроплан
   Силовая установка: один семицилиндровый ротативный ПД Gnome мощностью 50л.с.(37 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость - около 80 км/ч
   Масса: максимальная взлетная 475 кг
   Размеры: наибольший размах крыла 14,00 м; длина 8,50 м; высота около 3,70 м; общая площадь крыльев 17,00 м'
This historic aircraft - the world’s first seaplane - can he seen by travellers passing through Marignane Airport, Marseilles. Photographed here by Air Vice-Marshal S B Grant, it is the hydravion flown by Henri Fabre in 1910.
The Mk II ready to fly. The wing fabric is fully extended and the new wooden propeller installed on its long shaft and faired with canvas. It would not fly.
Towing trials of the Mk II version of 1909 with the triple Anzani powerplant but without the propeller. Note the short floats.
The final version of the 1910 Hydravion, which did fly, on l’Essor.
The Fabre Canard in flight and in its later form, just prior to its March 1911 mishap when, following a poorly judged landing by one of France's leading motor boat racers, it was damaged beyond economic repair. Ironically, the Canard had been severely damaged during the previous summer at the hands of another of France's prominent aviators. Fabre, it should be noted, who had nowhere near the flying experience of either man, managed to avoid inflicting such damage on his machine. As can be seen from the picture, the pilot sits astride the upper of the two 'fuselage' booms and controlled the top foreplane, elevator via a tiller-like arm that only appears to be directly attached to his head. The profile and inclination of the machine's three pontoon floats is also well illustrated in this view.
Fabre's Hydravion being flown by another pilot. The rudders have been moved from the canard plane to the undersurface of the main wing.
Henri Fabre’s Hydravion (28 March 1910).
Henri Fabre’s Hydravion being flown at Marseilles by Jean Been, April 1911.
С точки зрения практического применения Fabre Hydravion не представлял ничего ценного и вскоре бесславно закончил свою жизнь. Тем не менее - это первый самолет, совершивший взлет с поверхности воды.
Herve, not Henri, Fabre, according to authoritative French sources, seen here standing beside the pusher propeller of his second design, the Canard, in which he made his first flight ever on 28 March 1910 and also the world's first successful flight of a powered seaplane. Fabre, on that occasion, flew from Martigues, near his home in Marseilles, but much of the Canard's subsequent flying was to be from Monaco. Born into a Marseilles shipping family in 1882, Fabre embarked upon his research into hydrodynamics and floats during 1907. By 1909. Fabre had completed his first aircraft, which resolutely refused to fly, a not uncommon occurence in those early days. Success and recognition came with the Canard in March 1910. After re-building and modifying Canard, Fabre built a wheel-equipped biplane that made little impact on the world of aviation and, from 1911 onwards, he turned to producing floats for other aircraft manufacturers.
The test rig to drive the Renault with the biplane propeller.
The end of the Hydravion, after hitting a rock whilst being flown by another pilot. The wing structure with the single surface sail tensioned on battens (ribs) shows well.