Gee Bee Model Z/R Super Sportster
Страна: США
Год: 1931


Описание
Фотографии
Самолеты Granville Brothers
  
   В 1925-1935 годах большой популярностью стали пользоваться воздушные гонки вокруг вышек-пилонов. Классическими соревнованиями в этой категории считались гонки на приз Томсона, впервые состоявшиеся в 1929 году. Гонки 1931 и 1932 годов выиграли машины Granville Gee Bee - крошечные самолетики весьма странного вида, похожие на летающие бочонки. По существу это был просто мощный звездообразный мотор, встроенный в маленький фюзеляж с оперением и крылышками, минимально необходимыми для подъема в воздух.
   Самолет Model R Super Sportster разработали и построили пятеро братьев Грэнвилл. Он получил в их честь популярное наименование Gee Bee (акроним от Granville Brothers) и стал типичным для концепции гоночной машины.
   Расчалочный среднеплан Model R с неубирающимся колесным шасси в развитых обтекателях имел очень короткий фюзеляж соответствующего диаметра для установки звездообразного мотора. Два самолета построили в версиях Model R-1 с 800-сильным (597 кВт) мотором Pratt & Whitney Wasp и Model R-2 с увеличенным запасом топлива и мотором Wasp Junior в 550 л.с. (410 кВт). Обе машины участвовали в гонках на приз Bendix 1933 года. Model R-1 к тому времени получил мотор Pratt & Whitney Hornet в 900 л.с. (671 кВт), a Model R-2 - двигатель Wasp, прежде стоявший на самолете Model R-1.
   Легендарный "Джимми" Дулиттл на Gee Bee в 1932 году выиграл приз Томсона. 3 сентября он на самолете Model R-1 установил мировой рекорд скорости 476,830 км/ч для самолета с колесным шасси. Однако в течение года Model R-1 и Model R-2 разбились. Из их обломков собрали гибридную машину, Model R-1/R-2, участвовавшую в гонках "Intestudinal Fortitude". В 1934 году в еще одной аварии погиб старший из пяти братьев, Зантфорд. С утратой основного энтузиаста братья Грэнвилл объявили о своем банкротстве.
<...>
   Самолет Model Z Super Sportster, предшественник Model R, являлся полноценным гоночным аппаратом с мотором Wasp Junior мощности 535 л.с. (399 кВт), развивавшим скорость до 435 км/ч. При попытке установить новый мировой рекорд скорости для самолета с колесным шасси на него установили мотор Wasp мощности 750 л. с. (560 кВт), но конструкция этого не выдержала. 5 декабря 1931 года аэроплан развалился в воздухе и рухнул на землю, погубив пилота.
<...>
Широко известный благодаря своему участию в авиагонках самолет Gee Bee летал в яркой красно-белой окраске с изображением игральных костей. Реплика этого аэроплана Model R-1 Super Sportster в настоящее время постоянно экспонируется в авиамузее Новой Англии в США.
Delmar Benjamin flying inverted in his replica Gee Bee R-2 Super Sportster at last year’s Oshkosh. Benjamin demonstrated NR2101 twice every day and was undoubtedly the star of the show.
Delmar Benjamin performs his party trick and flies knife-edge in formation with the camera aircraft.
Owner/builder Delmar Benjamin displays the portly replica Gee Bee in the vicinity of Watsonville in May this year.
Benjamin’s replica was built using the same materials and techniques as the original. It is powered by a 550 h.p. Pratt & Whitney Wasp Junior, has an empty weight of 2,150 lb and a gross weight of 3,100 lb with full fuel load of 104 US gal. The wing span is 25ft and the maximum fuselage diameter is 5ft 1in.
Taxying the Gee Bee must be a nightmare from the pilot’s viewpoint.
40-year-old Delmar R. Benjamin stands proudly in front of his creation. The replica Gee Bee made its first flight on December 23, 1991 with Benjamin at the controls.
The "teardrop" fuselage of one of the famous Hornet-powered Gee Bees shows up well in this view.
FARTHER BACK THAN EVER: If the pilot's cockpit of the Granville Brothers' Gee Bee Super Sportster is moved any farther back in the next model the pilot will have to hang on to the trailing edge of the rudder and become a streamer. The machine, fitted with a supercharged Wasp engine, is credited with a speed of more than 300 m.p.h., piloted by Maj. J. Doolittle. The view from the cockpit is probably better than one would expect.
Конструкция самолета Gee Bee R1, прозванного "летающим бочонком", возникла на базе исследований в аэродинамической трубе. Наиболее выгодной оказалась каплевидная форма фюзеляжа. R1 летали недолго, но на них погибли два летчика.
Рекорд скорости от Gee Bee. 3 сентября 1932г.: 13 августа в Спрингфилде, штат Массачусетс, совершил первый полет Granville Brothers Gee Bee R-1 Super Sportster, a 3 сентября майор Джеймс Дулитл на гонках на Кубок Томсона в Кливленде, штат Огайо, установил на нем новый рекорд скорости для "сухопутных" самолетов - средняя скорость на 3-километровом маршруте составила 476,828 км/час. Дулитл сразу же вырвался вперед, обогнав фаворита гонок Джимми Веделла на Wedell-Williams Special. Gee Bee R-1 был весьма неустойчив - благодаря массивному двигателю, короткому фюзеляжу, небольшому крылу и крошечному килю. Дулитл позже говорил, что Gee Bee был "самым сложным с точки зрения управления самолетом, на котором я когда-либо летал".
This replica of Granville Gee Bee R-2 NR2101 is being built for Steve Wolf, who already flies a replica of the Pitts Samson, powered by the Pratt & Whitney R-985 which will be used in the R-2. Almost complete, NR2101 lacks various sheet metal fairings. The original R-2 was built in 1932 with a 535 hp P & W Wasp, partnering the 800 hp Wasp-powered R-1 NR2100. Jimmy Doolittle took the R-1 to a world speed record at 294 mph in 1932, and both were to fly in the 1933 National Air Races. Russell Thaw crashed the R-2 on landing at Indianapolis and smashed a wing. Within minutes Russ Boardman took off in the R-1 and lost control, being killed in the ensuing crash. The R-2 was rebuilt, but Jim Haizlip cartwheeled it, and that was the end of the pair of barrel shaped racers. It is to be hoped Steve Wolf fares better.
A startling design was the Model "Z" (NR77V). It was the first of the Gee-Bee products intended only for racing and not adapted from a commercial model like its predecessors.
Seen at Flabob Airport near Riverside, California, early in March 1978, the reproduction Gee Bee Model Z has been built for Bill Turner by Ed Marquart, and should fly in a few months' time. Powerplant will be a Pratt & Whitney 985 radial. Resting on the wing is a radio controlled model “Z”- which has already flown! The original Model Z made its debut and first flight on August 22, 1931.
Bill Turner's reproduction of the Gee Bee model Z racer of 1931 is now complete, and has flown. Turner, of Belmont, California, spent over four years on the project and had considerable help from the two surviving Granville brothers.
Bill Turner's Model Z shortly after completion.
The far aft location of the cockpit proved troublesome during approach and landing, when the fuselage and cowling obscured the whole airport!
A fine study of City of Springfield during a flypast. The split undercarriage fairings and aileron mass balances are conspicuous, as is the non-authentic tailwheel.
The Gee Bee with the reproduction of Larry Brown's Miss Los Angeles keeping close company. Both aircraft are the work of Ed Marquart of Flabob Airport, California.
During an early flight.
The cockpit instrumentation - both altimeter and airspeed indicator failed on the maiden flight.
As reported in our postscript, Bill Turner's Gee Bee suffered complete brake failure at Half Moon Bay on Sunday, June 3, 1979 - this was the result.
Super Sportster R-5
THE GEEBEE "INTERNATIONAL SUPERSPORTSTER": An American design for the England-Australia race.