Bristol Type 146 / 148
Страна: Великобритания
Год: 1937


Многоцелевой вспомогательный самолет с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Bristol Type 148

   В апреле 1935 года британское Министерство авиации обнародовало спецификацию А.39/34 на однодвигательный двухместный армейский многоцелевой вспомогательный самолет, который должен был производить ближнюю разведку, вести корректировку артогня и, в случае необходимости, оказывать непосредственную огневую поддержку своим войскам. В этой роли перспективный самолет должен был заменить бипланы Hawker Audax и Hector. Вскоре компания "Bristol" предложила проект такого самолета - моноплан с низкорасположенным крылом, получивший обозначение Type 148 и во многом схожий с Type 146. Предполагалось, что для обеспечения лучшей управляемости на малых скоростях полета у передней кромки крыла, ближе к законцовкам, будут устанавливаться управляемые щели, однако реализована эта идея была только в 1939 году. Экипаж из двух человек размещался тандемно, наблюдатель - на заднем месте, в его распоряжении был 7,7-мм пулемет Lewis, установленный на турели. Вначале была применена кольцевая турель, но затем пулемет установили на шкворневой установке, что потребовало внести изменение в конструкцию задней части фонаря кабины - его сделали сдвигающимся. Бортовое оборудование включало радиостанцию, камеру и особый гак для подхвата пакетов с донесениями.
   В июне 1935 года Министерство заказало компании "Bristol" два прототипа Type 148, а в октябре того же года - приняло предложение компании-разработчика на постройку третьего, невооруженного прототипа Type 148A, который предполагалось использовать по программе испытаний двигателей Hercules и Taurus. Однако заказ на Type 148A был отменен, так как Министерство решило приобрести в качестве "летающей лаборатории" для испытания двигателя Hercules самолет Northrop 2-L. Кроме того, было высказано пожелание, чтобы второй прототип Type 148 был завершен как Type 148B - со звездообразным двигателем Taurus II мощностью 1050 л. с. вместо изначально утвержденного двигателя Bristol Perseus.
   Первый прототип Type 148 был оснащен двигателем Bristol Mercury IX и поднялся в воздух 15 октября 1937 года.
   Испытания показали, что Type 148 обладает превосходной управляемостью на всем диапазоне скоростей - от 100 до 410 км/час. Однако Министерство авиации отдало предпочтение конкуренту - самолету Westland Lysander. Вскоре Type 148 получил сильные повреждения во время аварии и в ходе восстановления был оснащен двигателем Perseus XII мощностью 905 л.с. Данный самолет и второй прототип Type 148B, выполнивший первый полет в мае 1938 года, впоследствии использовались по программе испытаний двигателей Perseus XII и Taurus II. На базе Type 148 по спецификации F.9/35 на двухместный ночной истребитель был разработан еще один проект - Type 147, получивший от своего предшественника аналогичный фюзеляж, крыло и шасси. Передняя часть кабины была также идентична базовому проекту, но место наблюдателя-стрелка подверглось изменению - теперь второй член экипажа мог вести огонь из утопленной в фюзеляж стрелковой установки с четырьмя пулеметами. Руководство "Bristol" прогнозировало блестящий успех для нового самолета, оснащенного двигателем Perseus, но Министерство авиации вновь предпочло конкурента - Boulton-Paul Defiant.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bristol Type 148

   Тип: многоцелевой вспомогательный самолет с экипажем из двух человек
   Силовая установка: один звездообразный ПД Bristol Mercury IX мощностью 840 л. с. (626 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 410 км/час; практический потолок 9510м
   Масса: пустого 2019 кг; максимальная взлетная 2381 кг
   Размеры: размах крыла 12,19 м; длина 9,45 м; высота 3,20 м; площадь крыла 25,55 м2
   Вооружение: два 7,7-мм пулемета Browning в правой консоли крыла и один 7,7-мм пулемет Vickers "К" на турели в задней части кабины, а также узлы подвески для бомб под крылом
Так и не пошедший в серию Bristol Type 148 вобрал в себя целый ряд элементов своего предшественника - самолета Type 146.