Поиск по сайту:
Grumman AF Guardian (G-82)
Несмотря на успех, выпавший на долю самолета Avenger, уже в 1943 году стали подумывать о замене для него, первоначально реализованной в виде проекта TB2F, - двухмоторной машины с двигателями Pratt & Whitney R-2800-22, способной нести до 3629 кг вооружения на дальность 3669 км. Но максимальная взлетная масса в 20412 кг была чрезмерно велика для авианосцев того времени, так что от этого проекта отказались в пользу самолета TSF - дальнейшего развития F7F Tigercat. Но и по этому проекту работы были остановлены, а в феврале 1945 года Бюро Аэронавтики ВМС США выдало заказ на постройку трех прототипов самолета Grumman G-70. Это был среднеплан, способный поднимать до 1814 кг бомб, глубинных бомб или торпед в закрытом бомбоотсеке. Кроме того, в передней части крыла были установлены две 20-мм пушки. Чтобы G-70 был способен быстро выйти из-под атаки, в дополнение к поршневому двигателю в хвостовой части фюзеляжа установили ТРД фирмы "Westinghouse", воздух к которому поступал через овальные воздухозаборники в передней кромке крыла. Оба члена экипажа располагались бок о бок.
Из трех заказанных прототипов два предполагалось построить в варианте XTB3F-1 с радиальным двигателем R-2800-34W Double Wasp в 2300 л.с. (1715 кВт) и ТРД Westinghouse 19XB-2B тягой 7,12 кН, а один - в варианте XTB3F-2 с ПД Wright R-3350-26 Duplex Cyclone и ТРД Westinghouse 24C-4B. Первый из них взлетел 18 декабря 1946 года с заглушёнными каналами ТРД из-за проблем с воздухозаборниками, обнаруженными в ходе наземных испытаний. На практике ТРД никогда не использовался в полетах и был вскоре демонтирован. Всего через пять дней после первого полета ВМС США остановили работы по TB3F, пересмотрев технические требования и отказавшись от использования машины в качестве бомбардировщика-торпедоносца. Теперь требовалось противолодочное оружие, и два строившихся прототипа были доработаны, чтобы действовать в паре "охотник - убийца" (hunter/killer) - поисковый и ударный самолеты.
Третий прототип, обозначение которого изменили на XTB3F-1S, был достроен без ТРД Westinghouse. Освободившееся место использовали для установки электронного оборудования и организации места для третьего члена экипажа - оператора РЛС. В бывшем бомбоотсеке установили РЛС APS-20, антенну которой разместили в большом обтекателе под фюзеляжем. Эта машина поднялась в воздух в ноябре 1948 года, а 12 января 1949 года за ней последовал второй прототип - четырехместный XTB3F-2S. Оба самолета проходили эксплуатационные испытания в экспериментальном центре ВМС в Патаксент Ривер, Мериленд, в феврале 1949 года. К тому времени уже был размещен заказ на серийные самолеты G-82 Guardian, близкие прототипам по конструкции, в ударном варианте AF-2S и поисковом AF-2W. На оба варианта установили радиальный двигатель R-2800-48W.
Первый серийный AF-2S поднялся в воздух 17 ноября 1949 года, а с мая 1950 года по ноябрь 1951 года по пять самолетов каждого типа проходили войсковые испытания в 1-й опытовой эскадрилье в Ки-Уэсте, Флорида. Палубные испытания проводились с ноября 1950 года по сентябрь 1951 года, и эскадрилья VS-25 на базе Норт-Айленд получила первый самолет 18 октября 1950 года. Боевая служба AF-2 Guardian была недолгой, так как уже 30 июня 1950 года ВМС США выпустили техническое задание на противолодочный самолет S2F Tracker. Новая машина первой пришла на смену Guardian из эскадрильи VS-37 в Норт-Айленде 31 августа 1955 года. Во время строевой эксплуатации Guardian ряд эскадрилий (включая три эскадрильи резерва ВМС) с марта 1951 года по май 1953 года проходили боевую службу в Корее.
Варианты
AF-2S: 193 самолета в ударном варианте, способные нести до 1814 кг вооружения на внутренней подвеске и имевшие шесть узлов для неуправляемых ракет HVAR или 113-кг глубинных бомб под крылом; РЛС APS-31 под правым крылом и поисковый прожектор AVQ-8 под левым; гидроакустические буи в контейнере под центропланом
AF-2W: выпущено 153 невооруженных четырехместных самолета; характерными особенностями были наличие большого обтекателя антенны РЛС APS-20 под фюзеляжем и сложное БРЭО
AF-3S: 40 самолетов, поставленных с февраля 1952 года по ноябрь 1953 года, отличавшихся от AF-2S дополнительным противолодочным оборудованием, включая штангу магнитного детектора по правому борту фюзеляжа
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Grumman AF-2S Guardian
Тип: двухместный палубный противолодочный самолет
Силовая установка: один радиальный двигатель Pratt & Whitney R-2800-48W Double Wasp мощностью 2400 л.с. (1780 кВт)
Летные характеристики: макс скорость на высоте 1220 м - 442 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 267 км/ч; начальная скороподъемность 701 м/мин; потолок 6980 м; дальность полета 1835 км
Масса: пустого 6649 кг; максимальная взлетная 10 235 кг
Размеры: размах крыла 18,29 м; длина 13,23 м; высота 4,01 м; площадь крыла 51,00мг
Вооружение: до 2722 кг боевой нагрузки в бомбоотсеке и шести узлах подвески под крылом. Обычно включало одну 907-кг торпеду, или две 907-кг бомбы, или две 726-кг глубинные бомбы в бомбоотсеке и четыре 227-кг бомбы, или четыре глубинные бомбы Mk 54, или шесть 127-мм неуправляемых ракет HVAR под крылом
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 145
Не имевший большого подфюзеляжного обтекателя, как у AF-2W, AF-2S был ударным компонентом пары "охотник-убийца" Guardian.
-
Aeroplane Monthly 1979-07 / S.Johnson - Grumman's Goliath
Dale Newton's AF-2S amid the clouds over Northern California in 1974. The “SK” on the fin stands for "sub-killer."
-
Aeroplane Monthly 1979-07 / S.Johnson - Grumman's Goliath
The AF-2S over Crater Lake, in Crater Lake National Park, Oregon, 1974. Note the auxiliary fins on the tailplane.
-
Aeroplane Monthly 1974-11 / G.Hamilton - Veterans at Fresno
The only Grumman Guardian (in VS-25 markings) to appear at the meeting.
-
Aeroplane Monthly 1979-07 / S.Johnson - Grumman's Goliath
AF-2S N3144G as “Red 30” on the ramp at Redding, California.
-
Air International 1995-08 / R.Francillon - From Torpedo and Scout Bombers to Attack Aircraft (1)
The Navy ordered two XTB3F-1s with R-2800-34W radial engines and Westinghouse 19XB auxiliary engines. Only the first (BuNo 90504) was completed as a prototype for the last USN torpedo-bomber. It is seen here on April 28, 1947, after removal of the jet (note plugged jet exhaust above the tailhook) and temporary addition of a dorsal fin.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Grumman AF-2S and AF-2W Guardians.
-
Мировая Авиация 145
Для обнаружения подводных лодок AF-2W оснастили РЛС AN/APS-20, антенна которой размещалась в громоздком обтекателе под фюзеляжем.
-
Авиация и Космонавтика 2000-02 / Е.Климович, М.Никольский - Развитие и применение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления
Палубный самолет ДРЛО Грумман AF-2W "Гардиан"
-
Air Pictorial 1957-10 / Photos by request
From a South African reader comes this rare photo of a hitherto unpublicised U.S. Navy anti-submarine prototype, the Grumman AF-3S (BuAer serial 129243) - a logical development of the AF-2 Guardian. Other details not available
-
Aeroplane Monthly 1979-07 / S.Johnson - Grumman's Goliath
A general view of the spacious cockpit and its instruments. The Guardian was the largest single-engine piston aircraft to enter production.
-
Aeroplane Monthly 1979-07 / S.Johnson - Grumman's Goliath
White smoke from the left cowl begins to streak the canopy with oil, hampering the pilot's vision.
-
Aeroplane Monthly 1979-07 / S.Johnson - Grumman's Goliath
Derelict Guardians slowly succumb to the weeds at Chico, California, their service with the Aero Union Corporation at an end.
- Фотографии