Описание
Страна : Россия
Год : 1937
Летающая лодка
Трехместная летающая лодка, морской дальний разведчик
Варианты
- Четвериков - МДР-6 / Че-2 - 1937 - Россия
- Четвериков - МДР-6Б / Че-6 - 1941 - Россия
МДР-6 / Че-2
Летающая лодка, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Съемное колесное шасси. Создана в ОКБ-45 под руководством И.В. Четверикова. Первоначально являлась военным вариантом ледового разведчика АРК-3, выпущенного на испытания в 1936 г. Первый опытный образец МДР-6 приступил к испытаниям в июле 1938 г. и почти сразу же потерпел катастрофу. Усовершенствованный второй экземпляр испытывался с начала 1939 г., в июле того же года он прошел государственные испытания. Серийное производство МДР-6 освоили на заводе # 31 (Таганрог) в сентябре 1940 г. С начала 1941 г. выпуск перенесли на завод # 30 в Савелово. Всего изготовлено 17 экз. (из них 13 экз. - в Таганроге).
Экипаж - 4-5 чел. Моторы М-63 (на ранних самолетах), М-62 (на поздних). Вооружение 3x7,62 (в частях иногда переделывалось в 1x12,7+2x7,62), бомбы до 1200 кг (нормальная нагрузка 400 кг), на отдельных самолетах позднего выпуска монтировались НУР. Поздние машины получили усовершенствованную носовую стрелковую точку и верхнюю турель МВ-5.
Первые МДР-6 (уже как Че-2) поступили на вооружение ВВС Балтийского флота в конце 1940 г. С июля 1941 г. две эскадрильи этих машин действовали под Таллином. Они вели разведку в средней и южной частях Балтийского моря, долетая иногда до побережья Германии. В августе Че-2 участвовали в обеспечении налетов на Берлин как мобильные маяки на воде.
В сентябре 1941 г. с Балтики самолеты этого типа передали на Северный флот, где они служили в основном как дальние разведчики. Че-2 вели разведку ледовой обстановки и искали корабли противника. Большая часть самолетов была потеряна к концу 1941 г., но одна лодка дожила на севере до конца войны.
На Черном море Че-2 действовали с лета 1942 г. Из Геленджика, а затем из Поти они вели разведку на коммуникациях немцев. В ноябре-декабре эти самолеты участвовали в прикрытии набеговой операции группы кораблей во главе с крейсером "Ворошилов". С весны 1943 г. Че-2 в основном искали подводные лодки противника. 4 августа того же года один самолет обнаружил и удачно обстрелял НУР субмарину недалеко от Сухуми. Позднее лодку добили глубинными бомбами. Впоследствии выполнили еще несколько таких атак. На Черном море Че-2 эксплуатировались до конца войны.
На Тихом океане летающие лодки этого типа летали с 1941 г. Тихоокеанцы использовали их для операций против Японии в августе 1945 г.
Производство Че-2 прекратили осенью 1941 г. С вооружения самолет окончательно сняли в 1946 г.
МДР-6 (Че-2)||
Размах:||19,5 м
Длина:||14,68 м
Моторы, количество х мощность:||2х 960 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7200 кг
Максимальная скорость:||365 км/ч
Практический потолок:||7800 м
Дальность:||2500 км
Описание:
- МДР-6 / Че-2
- Самолет Четверикова И.В. - МДР-6 (Че-2)
Фотографии
-
Авиация и Время 2008-01 / Н.Якубович - В погоне за скоростью: гидросамолет МДР-5 и его модификации
Че-2, выпущенный заводом N 31 в 1940г.
-
Мир Авиации 1997-01 / М.Маслов - Повесть о морском дальнем разведчике Че-2 /Авиадосье/
Че-2 из 15-го отдельного морского разведывательного авиаполка, Балтика, конец июля 1941г.
-
Авиация и Время 2008-01 / Н.Якубович - В погоне за скоростью: гидросамолет МДР-5 и его модификации
Опытный экземпляр морского дальнего разведчика МДР-6
-
Авиация и Время 2008-01 / Н.Якубович - В погоне за скоростью: гидросамолет МДР-5 и его модификации
Опытный МДР-6 буксируют на стоянку
-
Авиация и Время 2008-01 / Н.Околелов, А.Чечин - В составе всех флотов
Испытания первой опытной машины. Севастополь, 2-22 июля 1939г.
-
Авиация и Время 2008-01 / Н.Якубович - В погоне за скоростью: гидросамолет МДР-5 и его модификации
На рулении, взлете и пробеге вода буквально заливала кабину штурмана МДР-6
-
Авиация и Время 2008-01 / Н.Якубович - В погоне за скоростью: гидросамолет МДР-5 и его модификации
Катер-буксировщик готов доставить опытный МДР-6 к берегу. Севастополь, июль 1939г.
-
Авиация и Время 2008-01 / Н.Якубович - В погоне за скоростью: гидросамолет МДР-5 и его модификации
Заправка МДР-6 топливом перед испытательным полетом
-
Авиация и Время 2008-01 / Н.Околелов, А.Чечин - В составе всех флотов
Испытания первой опытной машины. Севастополь, 2-22 июля 1939г. Установка воздушного винта.
-
Авиация и Время 2008-01 / Н.Околелов, А.Чечин - В составе всех флотов
Подготовка к демонтажу воздушного винта
-
Мир Авиации 1997-01 / М.Маслов - Повесть о морском дальнем разведчике Че-2 /Авиадосье/
Испытания первой опытной машины. Севастополь, 2-22 июля 1939г. Подвеска бомб с надувной лодки.
-
Мир Авиации 1997-01 / М.Маслов - Повесть о морском дальнем разведчике Че-2 /Авиадосье/
Подвеска под Че-2 500-кг авиабомбы.
-
Авиация и Время 2008-01 / Н.Околелов, А.Чечин - В составе всех флотов
Бомбы калибром до 100 кг подвешивались вручную, а более крупные - с помощью лебедки БЛ-3
-
Мир Авиации 1997-01 / М.Маслов - Повесть о морском дальнем разведчике Че-2 /Авиадосье/
Испытания первой опытной машины. Севастополь, 2-22 июля 1939г. Че-2 с подвеской 1 т бомб (4 x 250 кг). Машина только что сошла со слипа, колесное шасси еще не снято. Крышки доступа к системе бензопитания открыты.
-
Авиация и Время 2008-01 / Н.Якубович - В погоне за скоростью: гидросамолет МДР-5 и его модификации
Подкрыльевая подвеска 50-кг и 250-кг авиабомб
-
Авиация и Время 2008-01 / Н.Якубович - В погоне за скоростью: гидросамолет МДР-5 и его модификации
Головной серийный МДР-6, выпущенный заводом N 31, на испытаниях. Севастополь, осень 1940г.
-
Мир Авиации 1997-01 / М.Маслов - Повесть о морском дальнем разведчике Че-2 /Авиадосье/
Головная серийная летающая лодка Че-2.
-
Мир Авиации 1997-01 / М.Маслов - Повесть о морском дальнем разведчике Че-2 /Авиадосье/
Че-2 ВВС Северного флота в бухте Грязная. Фотография периода войны. Самолет имеет пятна камуфляжа.
-
Мир Авиации 1997-01 / М.Маслов - Повесть о морском дальнем разведчике Че-2 /Авиадосье/
Че-2 с колесным шасси для полетов с земли. Подкрыльевые поплавки сняты.
-
История Авиации 2002-06 / А.Марданов - Точность прежде всего /Дискуссионный клуб/ (2)
В начале войны значительную долю советской авиации на Заполярном ТВД составляли летающие лодки (больше всего было МБР-2), незаменимые в приморских условиях при острой нехватке подготовленных аэродромов для колесных машин, они, тем не менее, были не в состоянии эффективно действовать в условиях полярного дня без сильного прикрытия истребителей. Не составляли исключения и немногочисленные более современные двухмоторные гидропланы Че-2.
-
Мир Авиации 1997-01 / М.Маслов - Повесть о морском дальнем разведчике Че-2 /Авиадосье/
Экипаж гидросамолета Че-2 к-на Ковалева готовится к полету. ЧФ, 1943г.
-
Авиация и Время 2008-01 / Н.Якубович - В погоне за скоростью: гидросамолет МДР-5 и его модификации
Носовая, средняя и люковая пулеметные установки
-
Авиация и Космонавтика 2020-06 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - ГСТ и черноморская "Чайка"
Силуэт ГСТ в немецком определителе советских самолетов 1941 г. При этом вместе с находящимися на вооружении машинами указаны давно списанная лицензионная «Савойя» МБР-4 и так и оставшийся опытным АРК-3. Однако для ГСТ четко указано обозначение разработчика «Consolidated 28» и стоит примечание «строится по американской лицензии».
Другие самолёты на фотографии: Consolidated PBY Catalina - США - 1935Savoia-Marchetti / SIAI S.62 / МБР-4 - Италия - 1926Бериев КОР-1 / Бе-2 - Россия - 1936Бериев МБР-2 / МП-1 - Россия - 1932Четвериков АРК-3 / МП-2 - Россия - 1936
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The MDR-6 Reconnaissance Flying-boat.
-
Мировая Авиация 90
МДР-6А
- Фотографии