Григорович М-24
Варианты:
Григорович - М-24 - 1923 - Россия
Страна: Россия
Год: 1923
Летающая лодка

Двухместная разведывательная летающая лодка прибрежного действия
Описание
Фотографии
М-24 Д. П. Григоровича

   Проектирование разведывательной летающей лодки М-24 под руководством Григоровича началось в апреле 1922 года на заводе ГАЗ-3 в Петрограде по заказу авиации ВМФ. М-24 продолжил линию развития гидропланов М-9 и М-15 и отличался улучшенной конструкцией корпуса и крыла. Элероны установили на обоих крыльях. Хвостовое оперение было типично для аппаратов Григоровича того периода. Мотор жидкостного охлаждения Renault 12 мощностью 220 л. с. находился в обтекаемой мотогондоле, снабженной лобовым радиатором; мотогондола встроена в верхнее крыло. Летчик и наблюдатель размещены бок о бок в открытой кабине, расположенной перед передней кромкой верхнего крыла; от потока ветра кабина защищена козырьком большой площади. В носовой части корпуса предусмотрено размещение стрелка с турельным пулеметом.
   Прошедший испытания в 1923 году, гидроплан М-24 запустили в серию в 1924 году; были заказаны 40 самолетов. Летные характеристики летающей лодки не были выдающимися: максимальная скорость 130 км/ч, практический потолок 3500 м. В 1924 году выполнил первый полет модернизированный вариант М-24бис, до 1926 года построили 20 таких лодок. В конструкцию М-24бис внесли ряд изменений и установили мотор Renault мощностью 260 л.с. Взлетная масса была увеличена на 50 кг (взлетная масса М-24 - 1750 кг).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   М-24бис

   Тип: двухместная разведывательная летающая лодка прибрежного действия
   Силовая установка: один V-образный мотор Renault мощностью 260 л. с.
   Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 140 км/ч; практический потолок 4000 л. с.
   Масса: пустого 1200 кг; максимальная взлетная 1700 кг
   Размеры: размах крыла 16,00 м; длина 9,00 м; площадь крыла 55,00 м2
   Вооружение: один 7,62-мм пулемет Максим на турели в носовой части корпуса, до 100 кг бомб под нижним крылом (обычно бомбы небольшого калибра)
По компоновке М-24 не отличается от более ранних летающих лодок Д.П. Григоровича. Лодки ранней постройки не обладали высокими летными характеристиками.
Первая образцовая лодка М-9бис [М-24) перед проведением испытаний в июне 1923 г.
В бассейне Средиземного моря весьма быстро стали популярны летающие лодки, способные с гораздо большей безопасностью (в сравнении с самолетами берегового базирования) перевозить пассажиров через обширные водные пространства. На снимке летающая лодка "Савойя" S.16. (М-24 "Коммуна" !!!)
Летающая лодка М-24 N 1727 "Коммуна". На заднем плане едва заметна лодка М-9 первых выпусков с боковыми "жабрами"
М-24 "Петроградская правда"
М-24 "Красный Петрогурфин"
М-24 установлена рядом с водой на временный дощатый настил. Бортовые крышки на фюзеляже (люверсы) открыты для просушки корпуса лодки
М-24 на гидроспуске перед проведением полетов. На килевом брусе хвостовой части лодки хорошо заметна ясеневая пружинящая дуга
М-24 зав. No 1721 "Красный Путиловец" оборудована лыжным шасси для осуществления полетов со снега
Сдача летающей лодки М-24 "Псковитянин" на гидроспуске Крестовского острова в июне 1924 г. В центре многочисленной группы стоит морской летчик Л.И. Гикса, который испытывал многие аппараты конструкции Григоровича. В мае 1923 г. Гикса совместно с механиком Ирбэ и штурманом Родеевым на летающей лодке Виккерс "Викинг" совершил рекордный по тем временам перелет из Ораниенбаума в Севастополь протяженностью 2000 км
Еще один фотоснимок, выполненный в день сдачи М-24. Как и на предыдущем снимке, на нем запечатлены отдельные личности, которые наверняка относятся к руководству авиации Балтийского флота, завода "Красный летчик" или ОДВФ. К сожалению, установить в настоящий момент "кто есть кто", не удалось.
М-24
Схема летающей лодки М-24