Ki.15/C5M/Karigane
Ближний и дальний разведчик. Одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан; шасси неубирающееся с колесами в обтекателях. Он был создан в КБ фирмы "Мицубиси дзюкогё" группой конструкторов, руководимой Ф. Коно, Т. Кубо и С. Мизумо.
На разных модификациях устанавливались различные двигатели. Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 1x7,69, бомбовой нагрузки у разведчика нет.
Первый опытный экземпляр Ки.15 поднялся в небо в мае 1936 г.
Серийный выпуск наладили на заводе "Мицубиси" в Нагое в мае 1937 г. Всего изготовили 489 машин семейства Ки.15/С5М, в т.ч. 439 Ки.15. Ки.15 приняли на вооружение ВВС императорской армии в 1937 г. как "тип 97", его аналог для морской авиации С5М - в 1938 г. как "тип 98".
Выпускались серийно следующие основные модификации:
- Ки.15-I (тип 97 модель 1) с мотором Ха.8;
- Ки.15-II (тип 97 модель 2) с мотором Ха.26-I (в измененном капоте, серийно строился с сентября 1939 г.);
- C5M1 (тип 98 модель 1), ближний морской базовый разведчик с мотором "Зуйсей" 12 и измененным, по сравнению с Ки.15-II, оборудованием;
- C5M2 (тип 98 модель 2) с мотором "Сакае" 12.
Производство Ки.15-II и C5M2 завершили в 1940 г. Ки.15-II впервые были использованы в боевых операциях в Китае в конце 1937 г., действуя с баз в Манчжурии. Они принимали участие в вооруженном конфликте на Халхин-Голе, совершали разведывательные полеты над приграничными районами СССР. С5М применялись в войне с Китаем, в основном в приморских районах.
С начала войны на Тихом океане в декабре 1941 г. Ки.15 оперировали в Малайе, Бирме, на Филиппинах. С5М действовали в Малайе, патрулируя близлежащие районы моря. Одним из них было обнаружено английское "соединение Z" ("Рипалс" и "Принс оф Уэлс"), уничтоженное впоследствии японскими бомбардировщиками и торпедоносцами.
С середины 1942 г. Ки.15 и С5М постепенно переводились в учебные части. В конце войны обе модификации использовались камикадзе; при этом на самолеты монтировались подфюзеляжные бомбодержатели. Официально ни Ки.15, ни С5М с вооружения не снимались.
Ки.15-II||
Размах:||12,0 м
Длина:||8,7 м
Моторы, количество х мощность:||1x900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||5470 кг
Максимальная скорость:||510 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||2400 км
Описание:
- Ki.15/C5M/Karigane
- Mitsubishi Ki-15 (армейский разведчик Тип 97, C5M)
Фотографии
-
АвиаМастер 2003-01 / В.Котельников - Неуловимая "Бэбс": скоростной разведчик "Мицубиси тип 97" (Ки.15) /Монография/
Регистрационный номер: J-BAAL [3] Ки.15-I "Камикадзе", совершивший в 1937 году перелет из Японии в Лондон.
-
АвиаМастер 2003-01 / В.Котельников - Неуловимая "Бэбс": скоростной разведчик "Мицубиси тип 97" (Ки.15) /Монография/
Ки.15-I - 18-я отдельная эскадрилья (докурицу чутай) японских ВВС. Ханькоу (Китай), 1939г.
-
Мировая Авиация 196
Mitsubishi Ki-15-I из 1 -го чу тая (эскадрильи) 15-го Хикосентая (полка) Императорской Армии Японии.
-
Авиация и Время 2012-01 / А.Котлобовский, И.Сеидов - Затупившиеся мечи самураев (1)
Ки-15-I, который совершил аварийную посадку у города Спасск 11 февраля 1940 г.
-
АвиаМастер 2003-01 / В.Котельников - Неуловимая "Бэбс": скоростной разведчик "Мицубиси тип 97" (Ки.15) /Монография/
Ки.15-II - 16-я отдельная эскадрилья японских ВВС. Китай, 1939г.
-
АвиаМастер 2003-01 / В.Котельников - Неуловимая "Бэбс": скоростной разведчик "Мицубиси тип 97" (Ки.15) /Монография/
Ки.15-II - 1-я эскадрилья 8-го авиаполка японских ВВС. Моламьяйн, Бирма, февраль 1942г.
-
АвиаМастер 2003-01 / В.Котельников - Неуловимая "Бэбс": скоростной разведчик "Мицубиси тип 97" (Ки.15) /Монография/
C5M-2 - авиагруппа "Кисарацу" японского ВМФ, 1943г.
-
АвиаМастер 2003-01 / В.Котельников - Неуловимая "Бэбс": скоростной разведчик "Мицубиси тип 97" (Ки.15) /Монография/
Ки-15-I в полете. Вокруг задней части фюзеляжа нанесена так называемая "боевая полоса" - свидетельство того, что данная машина принадлежит подразделению, участвующему в боевых действиях.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Ки-15-I в стандартной для японской армейской авиации 30-х годов светло-серой окраске с черным капотом.
-
АвиаМастер 2003-01 / В.Котельников - Неуловимая "Бэбс": скоростной разведчик "Мицубиси тип 97" (Ки.15) /Монография/
Профилактический осмотр силовой установки Ки-15-II на полевом аэродроме. Хорошо видна характерная "юбка" охлаждения двигателя, отличающая машины второй модификации.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Ки.15-I на аэродроме Кумагая (Япония) (в летной школе в Кагамигахаре)
-
АвиаМастер 2003-01 / В.Котельников - Неуловимая "Бэбс": скоростной разведчик "Мицубиси тип 97" (Ки.15) /Монография/
Ки.15 в двухцветном коричнево-зеленом камуфляже на одном из прифронтовых аэродромов Китая. Диагональная полоса на фюзеляже передней машины означает, что данный самолет принадлежит командиру чутая (эскадрильи).
-
АвиаМастер 2003-01 / В.Котельников - Неуловимая "Бэбс": скоростной разведчик "Мицубиси тип 97" (Ки.15) /Монография/
Морской вариант Ки.15-ко с мотором Ха.26-I, получивший обозначение C5M1.
-
АвиаМастер 2003-01 / В.Котельников - Неуловимая "Бэбс": скоростной разведчик "Мицубиси тип 97" (Ки.15) /Монография/
Прототип второй морской модификации морского разведчика C5M2 с трехлопастным винтом.
-
АвиаМастер 2003-01 / В.Котельников - Неуловимая "Бэбс": скоростной разведчик "Мицубиси тип 97" (Ки.15) /Монография/
Ракурсы Ки.15-II. Самолет в светло-серой заводской окраске, на которой пока отсутствуют какие-либо эмблемы и обозначения.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
Регистрационный номер: J-BAAI [11] The Mitsubishi "Karigane" High-performance Monoplane (550 h.p. Nakajima "Kotobuki III" engine).
To meet the performance requirements, designer Fumihiko Kono created a clean low-wing cantilever monoplane with spatted undercarriage. The Kamikaze wore patriotic Japanese rising-suns on its wingtip undersides. -
Aeroplane Monthly 2000-01 / T.Gwynn-Jones - Tokyo Express /Long-distance flights/
Регистрационный номер: J-BAAI [11] The aircraft, J-BAAI, was identical to the military prototype except that all military equipment, including cameras and armament, was removed
-
Aeroplane Monthly 2000-01 / T.Gwynn-Jones - Tokyo Express /Long-distance flights/
Регистрационный номер: J-BAAI [11] The civilian version of the Ki-15 Mitsubishi Type 97 military prototype J-BAAI was designated Karigane I (Wild Goose I) Communication Plane and christened Kamikaze (Divine Wind) for its goodwill flight to London. This air-to-air shot was taken from another aircraft operated by the Asahi Shimbun newspaper.
-
Aeroplane Monthly 2000-01 / T.Gwynn-Jones - Tokyo Express /Long-distance flights/
Регистрационный номер: J-BAAI [11] On its return journey to Japan the Kamikaze circles the Queen Mary off Plymouth. Japan’s Prince Chichibu, who attended the coronation of King George VI, was on board the liner.
-
Aeroplane Monthly 2000-01 / T.Gwynn-Jones - Tokyo Express /Long-distance flights/
Регистрационный номер: J-BAAI [11] Crowds, balloons, and the White Order of Merit, Japan’s highest civil aviation award, greeted the two crew of the Kamikaze when they arrived back at Tokyo’s Haneda Airport.
-
Aeroplane Monthly 2000-01 / T.Gwynn-Jones - Tokyo Express /Long-distance flights/
Регистрационный номер: J-BAAI [11] Kamikaze attracts a crowd as it refuels somewhere in Asia en route for London.
-
Aeroplane Monthly 2000-01 / T.Gwynn-Jones - Tokyo Express /Long-distance flights/
Регистрационный номер: J-BAAI [11] The small dimensions of the Ki-15 are readily apparent in this view of the Kamikaze being wheeled across the Croydon apron.
-
Aeroplane Monthly 2000-01 / T.Gwynn-Jones - Tokyo Express /Long-distance flights/
Регистрационный номер: J-BAAI [11] The Kamikaze taxies in at Berlin on its goodwill flight to Europe.
-
Aeroplane Monthly 2000-01 / T.Gwynn-Jones - Tokyo Express /Long-distance flights/
Регистрационный номер: J-BAAI [11] Helmeted policemen clear a way through the crowd at Croydon.
-
Aeroplane Monthly 2000-01 / T.Gwynn-Jones - Tokyo Express /Long-distance flights/
Регистрационный номер: J-BAAI [11] Swamped by bouquets, Iinuma (left) and Tsukagoshi acknowledge the applause of the crowd following their arrival at Croydon Airport.
-
Мировая Авиация 196
Регистрационный номер: J-BAAL [3] Этот самолет J-BAAL с названием "Камикадзе" ("Божественный ветер") принадлежал одной из ведущих японских газет - "Асахи Симбун".
Mitsubishi Karigane I, the civil version of the Ki-15. -
АвиаМастер 2003-01 / В.Котельников - Неуловимая "Бэбс": скоростной разведчик "Мицубиси тип 97" (Ки.15) /Монография/
Регистрационный номер: J-BAAL [3] Гражданский вариант Ки.15 "Камикадзе", совершивший весной 1937 года скоростной дальний перелет из Токио в Лондон.
-
Flight 1937-04 / Flight
Pilot's and navigator's cockpits. Note, in the latter, the fuel tanks, drift window, windows in the fuselage sides, radio and flying instruments.
The pilot’s (left) and navigator’s cockpits in the Kamikaze. Notable are the sideways-opening canopy in two sections, the fuel tanks, and the fuselage-side windows plus drift window in the floor of the rear cockpit. -
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Самолет Ки.15-I, разбившийся на советской территории в районе Благовещенска (г. Спасск ?) 12 (11?) февраля 1940 года.
-
Авиация и Время 2014-01 / В.Котельников - Трофейные японские самолеты в СССР
Раненый японский летчик, получивший травму головы при аварийной посадке, у своего Ки-15-Ко. Район Спасска, февраль 1940 г.
-
Flight 1940-10 / Flight
Hot Work for Coolies: The remains of a Japanese fighter being removed to the local scrap heap by Chinese coolies. In its better days it appears to have been a Mitsubishi "Karigane" two-seater general purpose monoplane.
- Фотографии