Nakajima B6N Tenzan
Страна: Япония
Год: 1941


Торпедоносец-бомбардировщик корабельного базирования с экипажем из трех человек
Описание:
B6N Tenzan
Nakajima B6N (морской палубный бомбардировщик-торпедоносец Tenzan)
Фотографии

B6N Tenzan

Палубный бомбардировщик-торпедоносец, одномоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Накадзима хикоки" под руководством К. Мацумуры. Опытный образец B6N вышел на испытания весной 1941 г. Серийное производство начато в феврале 1943 г. Строился на заводах "Накадзима" в Коизуми и Ханда. Всего изготовлено 1268 экз. (в т.ч. 970 B6N2).
Экипаж - 3 чел. Двигатель и вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял, на вооружении японского флота с весны 1944 г. Бомбовая нагрузка до 800 кг или одна торпеда (800 кг) снаружи под фюзеляжем.
Серийно выпускались следующие модификации:
  - B6N1 (модель 11) с мотором NK7A ("Мамору" 11), вооружение 2x7,69;
  - B6N2 (модель 12) с мотором MK4T ("Касей" 25), неубирающимся хвостовым колесом, на поздних сериях устанавливалась РЛС, вооружение у B6N2 - 2x7,69, у B6N2-Ko - 1x13+1x7,69.
Первое боевое применение имело место в сражении у Марианских о-вов в июне 1944 г. с авианосцев. В октябре того же года использовались в боях на Филиппинах. С конца года - основной палубный бомбардировщик-торпедоносец императорского флота. Ими было укомплектовано восемь авианосцев. Применялся также с сухопутных аэродромов в боях на Филиппинах, Окинаве, в т.ч. и в отрядах камикадзе.
Производство прекращено в августе 1945 г. Использовался до конца войны, в т.ч. и против советских кораблей в августе-сентябре 1945 г.


B6N1||
Размах:||14,89 м
Длина:||10,36 м
Моторы, количество х мощность:||1x1800 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||5650 кг
Максимальная скорость:||460 км/ч
Практический потолок:||8650 м
Дальность:||3450 км

Nakajima B6N (морской палубный бомбардировщик-торпедоносец Tenzan)

В ответ на тактико-технические требования японских ВМС от 1939 года на новый бомбардировщик-торпедоносец корабельного базирования, призванный заменить B5N, компания "Nakajima" предложила самолет, созданный на базе планера B5N. У самолета было перепроектировано хвостовое оперение, и установлен новый звездообразный поршневой двигатель собственной разработки NK7A Mamoru 11 мощностью 1800 л. с. Первый из двух прототипов был облетан в начале 1941 года, после чего в конструкцию были внесены некоторые доработки, и в 1943 году самолет пошел в серийное производство под обозначением "морской палубный бомбардировщик-торпедоносец Tenzan Модель 11 (B6N1). Но после постройки 135 машин компания "Nakajima" прекратила выпуск двигателя Mamoru, а на самолеты стали устанавливать двигатели Mitsubishi Kasei - это повлекло за собой присвоение нового обозначения B6N2. Вариант B6N2a отличался только наличием 13-мм пулемета для обороны задней полусферы, плюс к тому два самолета этого варианта были переделаны в прототипы бомбардировщиков наземного базирования B6N3 для оценочных испытаний. Самолеты B6N3 оснащались новым двигателем Mitsubishi MK4T-C Kasei 25C мощностью 1850 л. с. Всего "Nakajima" выпустила 1133 бомбардировщика B6N2, получивших у США и их союзников кодовое обозначение "Jill". В конце войны многие B6N участвовали в атаках камикадзе.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Nakajima B6N

  Тип: торпедоносец-бомбардировщик корабельного базирования с экипажем из трех человек
  Силовая установка: один звездообразный ПД Mitsubishi MK4T Kasei 25 мощностью 1850 л. с. (1380 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 480 км/ч; практический потолок 9040 м; максимальная дальность 3045 км
  Масса: пустого 3010 кг; максимальная взлетная 5650 кг
  Размеры: размах крыла 14,90 м; длина 10,87 м; высота 3,80 м; площадь крыла 37,20 м2
  Вооружение: два 7,7-мм пулемета - один для обороны задней полусферы и один для стрельбы вниз, плюс бомбовая нагрузка до 800 кг или торпеда сравнимой массы
Этот B6N2 показан на момент его поступления на вооружение авиации японского флота в 1944 году. B6N2 активно применялся в боях за Окинаву.
B6N находились в составе авиагрупп всех японских тяжелых авианосцев, а также базировались на ряде легких авианосцев. Одним из отличий самолета стал наклоненный вперед киль, что обеспечивало размещение на самолетоподъемниках авианосцев. Этот B6N2 принадлежал в 1944 году одной из авианосных эскадрилий.
B6N2, вооруженный 800-кг торпедой, взлетает с палубы японского авианосца, конец 1944 года.
The Nakajima "Jill" 12 Naval Torpedo-Bomber (1,540 h.p. Mitsubishi Kasei 25 engine).
Новейшие японские палубные машины, такие как торпедоносец B6N, не только не уступали по летным характеристикам американским аналогам, но и в некоторых отношениях существенно превосходили их. Однако для этих самолетов у Японской Империи не было ни топлива, ни опытных летчиков, ни авианосцев.
Прорываясь сквозь стальной ливень, торпедоносец-бомбардировщик Nakajima B6N Tenzan "Jill" атакует авианосец «Йорктаун» (CV10) во время рейда американского флота на острова Трук, Каролинские острова, в феврале 1944 года. Такие фотографии свидетельствуют о мужестве и храбрости японских летчиков и о том, что ПВО авианосцев была весьма мощной.
Спроектированный, как и его предшественник B5N, для действий с авианосцев, B6N2 Tenzan отличался складывающимся крылом, что обеспечивало его эксплуатацию на полетной палубе и в ангаре авианосцев.
Данный B6N был захвачен союзниками. Хорошо видно складывающееся крыло большой площади.
Одна из наиболее успешных торпедных атак B6N состоялась 17 февраля 1944 года. В тот день шесть Tenzan прорвали истребительный заслон американцев и добились попадания одной торпеды в авианосец «Интрепид» (CV11).
Оборонительное вооружение B6N включало наводимый 13,2-мм пулемет Type II в задней кабине и 7,7-мм пулемет Type 97 в люковой установке для стрельбы вниз. Самолет мог нести торпеду или авиабомбы.
"Тензан", оснащенный РЛС, на аэродроме Ацуги
Первое серьезное сражение B6N состоялось 19 июня 1944 года - «сражение авианосцев» к западу от Марианских островов. Тогда они понесли тяжелые потери от истребителей противника.
Палубный бомбардировщик-торпедоносец B6N
Трофейный торпедоносец B6N2 (модель 12А) в Уиллоу-гроув (США)
Американцы проводили летные испытания захваченного B6N2
После войны несколько трофейных B6N использовались союзниками для оценки их боевого потенциала. Данный B6N2 испытывался в Центре авиационной технической разведки ВМС США, расположенном на авиабазе Анакостия (Вашингтон, округ Колумбия), и получил американский серийный номер 194922.
Nakajima B6N2 Tenzan