Sikorsky S-69 / XH-59
Страна: США
Год: 1973
Вертолет

Two-seat research helicopter
Описание
Фотографии
Sikorsky S-69/XH-59A

   В 1972 году компания "Sikorsky" разработала для Армии США экспериментальный вертолет S-69, на котором предстояло отработать концепцию перспективного несущего винта (Advancing Blade Concept - концепция опережающей лопасти), включавшего два трехлопастных жестких винта противоположного вращения. S-69 не имел рулевого винта и оснащался обычным хвостовым оперением со стабилизатором с разнесенными килями с рулями направления. Он оснащался ТВаД Pratt & Whitney Canada PT6T-3 Turbo Twin Рас мощностью 1825 л. с. и двумя вспомогательными ТРД Pratt & Whitney J60-P-3A тягой по 13,34 кН по обе стороны фюзеляжа.
   Первый из двух XH-59A (обозначение Армии США) был облетан 26 июля 1973 года, но вскоре он был поврежден, так что испытания продолжили на втором прототипе. Вертолет продемонстрировал максимальную скорость 296 км/ч в варианте полета по-вертолетному и 488 км/ч в полете с использованием боковых ТРД. В ходе испытаний выявились проблемы, связанные с сильной вибрацией и недостаточно эффективным управлением. Последний полет состоялся в 1981 году, всего вертолет налетал 106 часов.
   Вскоре "Sikorsky" предложила новую модификацию вертолета, которая получила обозначение XH-59B и отличалась усовершенствованным несущим винтом, новой силовой установкой и туннельным толкающим воздушным винтом на хвостовом оперении. Впрочем, предложение интереса у заказчиков не вызвало.
Первый прототип XH-59A в ходе отработки вертикального взлета и посадки
Концепция ABC (Advancing Blade Concept). 26 июля 1973г.: первый полет выполнил прототип экспериментального вертолета Sikorsky S-69 (71-1472), получившего в Армии США обозначение XH-59A. Вертолет предназначался специально для исследования концепции ABC (Advancing Blade Concept) - соосного несущего винта с жестким креплением лопастей, что позволило отказаться от хвостового винта и увеличить полезную нагрузку.
На завершающем этапе испытаний второй прототип XH-59A получил трехцветный камуфляж
Второй прототип XH-59A без дополнительных двигателей.
The Sikorsky XH-59A Advanced Blade Concept helicopter is expected to reach 160kt, and 300kt with auxiliary jets fitted.
Sikorsky S-69 (XH-59A) prototype for evaluation of the ABC rotor system
Второй прототип XH-59A заходит на посадку
Экспериментальный вертолет S-69 с соосными несущими винтами
"Regarding land-based helicopters ... for the longer term ... superior performance must be provided for the weapon platform, which suggests developments on the lines of the Bell tilt-rotor XV-15 or the Sikorsky XH-59A (on photo)."
Sikorsky's XH-59A Advancing Blade Concept development helicopter has reached 234'6 m.p.h. at West Palm Beach. This is believed to be a record for a helicopter.
На втором этапе испытаний XH-59A оснастили двумя двигателями J60-P-3A
The XH-59A Advancing Blade Concept (ABC) rotor system aircraft taxiing at the US Marine Corps Development and Education Command Air Facility. The aircraft had two 3,000lb st Pratt & Whitney J60-P-3A turbojet engines to offload the main rotor
Концепция Advancing Blade Concept предусматривала, что подъемную силу будут создавать идущие против потока (наступающие) лопасти противоположно вращающихся винтов, тогда как на отступающих лопастях удалось избежать сильного падения подъемной силы. На фотографии - второй XH-59A, 1981 год.
Экспериментальный вертолет S-69 (XH-59A)
Таким виделся разведывательный вертолет AARV
Имиджевое изображение вертолета по программе UTTAS
Artist's impression of Sikorsky's S-69 (XH-59A) research helicopter
Концепция боевого вертолета на базе XH-59B
Таким представляли вертолет XH-59B
Второй прототип XH-59A с установленными двигателями J60-P-3A