Sikorsky S-69/XH-59A
В 1972 году компания "Sikorsky" разработала для Армии США экспериментальный вертолет S-69, на котором предстояло отработать концепцию перспективного несущего винта (Advancing Blade Concept - концепция опережающей лопасти), включавшего два трехлопастных жестких винта противоположного вращения. S-69 не имел рулевого винта и оснащался обычным хвостовым оперением со стабилизатором с разнесенными килями с рулями направления. Он оснащался ТВаД Pratt & Whitney Canada PT6T-3 Turbo Twin Рас мощностью 1825 л. с. и двумя вспомогательными ТРД Pratt & Whitney J60-P-3A тягой по 13,34 кН по обе стороны фюзеляжа.
Первый из двух XH-59A (обозначение Армии США) был облетан 26 июля 1973 года, но вскоре он был поврежден, так что испытания продолжили на втором прототипе. Вертолет продемонстрировал максимальную скорость 296 км/ч в варианте полета по-вертолетному и 488 км/ч в полете с использованием боковых ТРД. В ходе испытаний выявились проблемы, связанные с сильной вибрацией и недостаточно эффективным управлением. Последний полет состоялся в 1981 году, всего вертолет налетал 106 часов.
Вскоре "Sikorsky" предложила новую модификацию вертолета, которая получила обозначение XH-59B и отличалась усовершенствованным несущим винтом, новой силовой установкой и туннельным толкающим воздушным винтом на хвостовом оперении. Впрочем, предложение интереса у заказчиков не вызвало.
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2018-02 / А.Хаустов - Цель - скорость (работы компании Sikorsky Aircraft по концепции ABC)
Первый прототип XH-59A в ходе отработки вертикального взлета и посадки
-
Мировая Авиация 49
Концепция ABC (Advancing Blade Concept). 26 июля 1973г.: первый полет выполнил прототип экспериментального вертолета Sikorsky S-69 (71-1472), получившего в Армии США обозначение XH-59A. Вертолет предназначался специально для исследования концепции ABC (Advancing Blade Concept) - соосного несущего винта с жестким креплением лопастей, что позволило отказаться от хвостового винта и увеличить полезную нагрузку.
-
Авиация и Время 2018-02 / А.Хаустов - Цель - скорость (работы компании Sikorsky Aircraft по концепции ABC)
На завершающем этапе испытаний второй прототип XH-59A получил трехцветный камуфляж
-
Авиация и Время 2018-02 / А.Хаустов - Цель - скорость (работы компании Sikorsky Aircraft по концепции ABC)
Второй прототип XH-59A без дополнительных двигателей.
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / News Spotlight
The Sikorsky XH-59A Advanced Blade Concept helicopter is expected to reach 160kt, and 300kt with auxiliary jets fitted.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Sikorsky S-69 (XH-59A) prototype for evaluation of the ABC rotor system
-
Авиация и Время 2018-02 / А.Хаустов - Цель - скорость (работы компании Sikorsky Aircraft по концепции ABC)
Второй прототип XH-59A заходит на посадку
-
Aeroplane Monthly 1979-07 / News Spotlight
Экспериментальный вертолет S-69 с соосными несущими винтами
"Regarding land-based helicopters ... for the longer term ... superior performance must be provided for the weapon platform, which suggests developments on the lines of the Bell tilt-rotor XV-15 or the Sikorsky XH-59A (on photo)."
Sikorsky's XH-59A Advancing Blade Concept development helicopter has reached 234'6 m.p.h. at West Palm Beach. This is believed to be a record for a helicopter. -
Авиация и Время 2018-02 / А.Хаустов - Цель - скорость (работы компании Sikorsky Aircraft по концепции ABC)
На втором этапе испытаний XH-59A оснастили двумя двигателями J60-P-3A
-
Air International 2021-07 / J.Lake - Defiant Design
The XH-59A Advancing Blade Concept (ABC) rotor system aircraft taxiing at the US Marine Corps Development and Education Command Air Facility. The aircraft had two 3,000lb st Pratt & Whitney J60-P-3A turbojet engines to offload the main rotor
-
Авиация и Время 2018-02 / А.Хаустов - Цель - скорость (работы компании Sikorsky Aircraft по концепции ABC)
Концепция Advancing Blade Concept предусматривала, что подъемную силу будут создавать идущие против потока (наступающие) лопасти противоположно вращающихся винтов, тогда как на отступающих лопастях удалось избежать сильного падения подъемной силы. На фотографии - второй XH-59A, 1981 год.
-
Авиация и Космонавтика 2021-07 / М.Никольский - Скоростные вертолеты для армейской авиации США
Экспериментальный вертолет S-69 (XH-59A)
-
Авиация и Время 2018-02 / А.Хаустов - Цель - скорость (работы компании Sikorsky Aircraft по концепции ABC)
Таким виделся разведывательный вертолет AARV
-
Авиация и Время 2018-02 / А.Хаустов - Цель - скорость (работы компании Sikorsky Aircraft по концепции ABC)
Имиджевое изображение вертолета по программе UTTAS
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Artist's impression of Sikorsky's S-69 (XH-59A) research helicopter
-
Авиация и Время 2018-02 / А.Хаустов - Цель - скорость (работы компании Sikorsky Aircraft по концепции ABC)
Концепция боевого вертолета на базе XH-59B
-
Авиация и Время 2018-02 / А.Хаустов - Цель - скорость (работы компании Sikorsky Aircraft по концепции ABC)
Таким представляли вертолет XH-59B
-
Авиация и Время 2018-02 / А.Хаустов - Цель - скорость (работы компании Sikorsky Aircraft по концепции ABC)
Второй прототип XH-59A с установленными двигателями J60-P-3A
- Фотографии