
Douglas DC-5 и R3D
DC-5 разрабатывался как пассажирский самолет местных авиалиний для перевозки 16-22 человек. В отличие от многих машин того времени он был не низкопланом, а высокопланом, а шасси было трехопорным с носовой стойкой - новинка в те годы. Самолет имел проектную полную массу 8391 кг и оснащался двумя звездообразными ПД Pratt & Whitney R-1690 Hornet или Wright R-1820 Cyclone.
Прототип, оснащенный двумя Wright GR-1820-F62 Cyclone мощностью 850 л. с. (634 кВт), поднялся в воздух 20 февраля 1939 года. Заказы на новую машину поступили от компаний KLM, "Pennsylvania Central Airways" и колумбийской SCADTA на четыре, шесть и два самолета, соответственно, однако из-за начала войны программу DC-5 постигла неудача, и только компания KLM получила свои машины. Хотя машины предназначались для эксплуатации в Европе, две из них были направлены в Голландскую Вест-Индию и эксплуатировались на линии Кюрасао - Суринам, а остальные два самолета попали в Батавию (Голландская Ост-Индия). Все эти четыре самолета затем использовались для эвакуации гражданского населения с Явы в Австралию в 1942 году, причем один, будучи поврежден 9 февраля 1942 года в аэропорту Кемаджоран недалеко от Батавии, был захвачен японцами и впоследствии тщательно испытывался на авиабазе Тачикава. Три уцелевших самолета использовались в Австралии Союзным управлением воздушного транспорта и в ВВС Армии США получили обозначение C-110.
Но первыми самолет поставили на военную службу ВМС США - ими был размещен заказ на семь самолетов в 1939 году. Из них три являлись 18-местными R3D-1 и предназначались для перевозки личного состава (первая машина разбилась еще до передачи заказчику), а четыре - R3D-2 с двигателями R-1820-44 - предназначались для КМП США и снабжались большой сдвижной грузовой дверью и откидными креслами для 22 парашютистов. После сертификации и доводочных летных испытаний 16-местный прототип был переоборудован в административный самолет для Уильяма Боинга, но позже был передан ВМС США и получил обозначение R3D-3.
Разработанный в Эль-Сегундо, DC-5 оказался намного лучше DC-3, разработанного в Санта-Монике. В результате авиаконструктор Эд Хайнеман получил от генерала X. Арнольда уведомление об отказе авиакорпуса Армии США от DC-5 - выбор военных пал на C-47.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Douglas R3D-2
Тип: транспортный самолет с экипажем из двух человек
Силовая установка: два звездообразных ПД Wright R-1820-44 Cyclone мощностью по 1000 л. с. (746 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2345 м - 356 км/ч; крейсерская скорость на высоте 3050 м - 325 км/ч; начальная скороподъемность 305 м/мин; практический потолок 7225 м; дальность 1505 км
Масса: пустого 6288 кг; максимальная взлетная 9525 кг
Размеры: размах крыла 23,77 м; длина 18,96 м; высота 6,88 м; площадь крыла 76,55 м1
Полезная нагрузка: до 22 десантников или груз
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 114
По целому ряду параметров DC-5 был намного лучше в качестве транспортного самолета, чем DC-3/C-47.
-
Aeroplane Monthly 1996-04 / M.Hardy - Douglas uncommercial
Регистрационный номер : NX21701 [3] ABOVE CALIFORNIA’S MOUNTAINS: A Douglas DC 5 over country typical of many of America's air routes.
DC-5 prototype NX21701 over California’s mountains in 1939, before dihedral was added to the tailplane. -
Aeroplane Monthly 1996-04 / M.Hardy - Douglas uncommercial
The DC-5 prototype flying over the main Douglas factory at Santa Monica, California.
-
Aeroplane Monthly 1996-04 / M.Hardy - Douglas uncommercial
Регистрационный номер : NX21701 [3] THE D.C.5 FLIES: The prototype Douglas D.C.5 taking off on an early test flight from Los Angeles municipal airport. The first series of these medium-sized transport machines have been ordered by K.L.M.
The DC-5 was first flown on February 20, 1939, by Carl Cover from the Douglas El Segundo plant. The prototype was powered by two 900 h.p. Wright Cyclone radial engines. -
Aeroplane Monthly 1996-04 / M.Hardy - Douglas uncommercial
Регистрационный номер : VH-ARD Still in one piece at Haifa (although engine-less) is this famous Douglas DC-5, VH-ARD, carrying New Holland Airways (Sydney) insignia. On the nose was the name "Bali Clipper".
DC-5 VH-ARD in the livery of Sydney-based New Holland Airways. Its final days were spent in Israel as an instructional airframe at the Aeronautical Technical School at Tel Aviv until it was broken up in 1955. -
Aeroplane Monthly 1996-04 / M.Hardy - Douglas uncommercial
Регистрационный номер : NX21701 [3] The Douglas D.C.5 is a new type in competition with the De Havilland Flamingo.
The same aircraft at the time of its first flight in February 1939. The mainwheels retracted outwards into the outer wing panels rather into the engine nacelles. -
Aeroplane Monthly 1996-04 / M.Hardy - Douglas uncommercial
Регистрационный номер : PK-ADB This rear view of KLM DC-5 PK-ADB, taken at Kingsford Smith aerodrome, Mascot, Sydney, clearly shows the pronounced dihedral of the production aircraft.
-
Aeroplane Monthly 1996-04 / M.Hardy - Douglas uncommercial
One of four R3D-2s supplied to the US Marine Corps in September and October 1940. These cargo transports were fitted with large enough doors to accept complete aero-engines on their shipping stands. Three of these aircraft were still with the Marine Corps until late 1946. The example here is pictured at the Naval Air Station at Floyd Bennett Field in 1945.
-
Aeroplane Monthly 1996-04 / M.Hardy - Douglas uncommercial
Регистрационный номер : PK-ADA DC-5 PK-ADA of KNILM was captured by the Japanese on Java and later tested by the Japanese Army Air Corps. It was later put into service as an Army radio-navigation trainer.
-
Air Pictorial 1955-04
Photographed in Japan during the war, this Douglas DC-5 was captured by the Japs when they overran Java .
- Фотографии