Enstrom F-28/280 Shark
Страна: США
Год: 1960
Вертолет

Трехместный легкий вертолет
Описание
Фотографии
Enstrom Model F-28 и Model 280 Shark

  Первый легкий вертолет Model F-28, разработанный и построенный Руди Дж. Энстромом, поднялся в воздух 12 ноября 1960 года. Это была двухместная экспериментальная машина с двухлопастным несущим винтом и хвостовой частью, не имевшей обшивки. 26 мая 1962 года взлетел первый из двух предсерийных вертолетов, имевший трехместную кабину. А осенью 1963 года состоялся первый полет серийного вертолета Model F-28, отличавшегося полностью обшитым фюзеляжем (кабина имела обшивку из легких сплавов и стеклопластика, хвостовая балка полумонококовой конструкции была выполнена из легких сплавов). В качестве силовой установки использовался двигатель Lycoming O-360-A1A в 180 л.с. (134 кВт), вращавший трехлопастный винт. С тех пор были выпущены свыше 1000 экземпляров этой машины в различных вариантах.
  Запущенный в серию в 1968 году, вертолет Model F-28A был оснащен двигателем HIO-360-C1A мощностью 205 л.с. (153 кВт). Выпуск был остановлен в феврале 1970 года, когда "R.J. Enstrom Corporation" закрылась, но возобновился в 1971 году, когда реформированная фирма возродилась под именем "Enstrom Helicopter Corporation". Созданный на базе Model F-28A вертолет Spitfire Mk I был оснащен трехстоечным неубирающимся шасси и турбовальным двигателем Allison 250-C20B, дефорсированным с 420 э.л.с. (313 кВт) до 240 э.л. с. (179 кВт). Снизили также массу пустой машины на 91 кг и увеличили внутренние объемы для топлива и полезной нагрузки. Разработанный в 1973 году и сертифицированный в сентябре 1974 года люкс-вариант Model 280 Shark получил кабину более обтекаемой формы, верхний и нижний кили и небольшой горизонтальный стабилизатор с шайбами на законцовках. Усовершенствованные варианты Model F-28C и Model 280C оснащались двигателем HIO-360-E1AD в 205 л.с. (153 кВт) с турбонагнетателем Rajay. Рулевой винт перенесли на левый борт, изменив направление его вращения. На вертолете Model F-28C-2 ввели моноблочный ветровой козырек и изменили конструкцию панели приборов для улучшения обзора вперед и вниз. Сертифицированные в январе 1981 года вертолеты Model F-28F и Model 280F оснащались двигателем с турбонаддувом HIO-360-F1AD мощностью 225 л.с. (168 кВт). Работы над вертолетом Model 280L Hawk, четырехместным вариантом Enstrom 280C, начались в 1978 году, а прототип поднялся в воздух 27 декабря 1978 года. Он имел несущий винт, увеличенный в диаметре на 0,61 м и удлиненный на 0,91 м фюзеляж. Вертолет Model 280L имел такой же двигатель, как и вертолеты Model F-28F и Model 280F, но отличался увеличенным запасом топлива.
  Текущая базовая версия, Model F-28F Falcon, была сертифицирована в декабре 1980 года и оснащается двигателем с турбонаддувом HIO-360-F1AD в 225 л. с. (168 кВт). Вертолет Model 280FX Shark с аналогичной силовой установкой был сертифицирован в январе 1985 года и отличался рядом доработок, включая новые воздухозаборники, полностью закрытое обтекателями полозковое шасси, закапотированный вал рулевого винта, ограждение рулевого винта и новое горизонтальное оперение с концевыми шайбами. Специальный полицейский вариант Model F-28F-P Sentinel поставляется с октября 1986 года. На нем может быть установлен один из трех типов поисковых прожекторов, ИК-система переднего обзора и специальное полицейское радиооборудование.
  Первый военный заказ был получен в 1989 году, когда 15 вертолетов Model 280FX приобрела чилийская армия. Позднее 10 машин Model F-28F купила Перу, а в 1994 году Model F-28F была поставлена колумбийским военным.
  Model 280FX стал базой для создания четырех/пятиместного вертолета Model 480, под обозначением TH-28 участвовавшего в конкурсе на закупку учебно-тренировочного NTH (New Training Helicopter) Армии США. К сожалению, TH-28 уступил вертолету Bell TH-67, но технический задел был использован при создании новой модификации.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Enstrom Model F-28F Falcon

  Тип: трехместный легкий вертолет
  Силовая установка: один поршневой двигатель Lycoming HIO-360-HAD мощностью 225 л. с. (168 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте от 0 до 915 м -180 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 165 км/ч; начальная скороподъемность 442 м/мин; потолок 3660 м; потолок в режиме висения с учетом эффекта экрана 2345 м и 2650 м без учета; дальность полета 423 км
  Масса: пустого 712 кг; максимальная взлетная 1179 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 9,75 м; длина с остановленными винтами 8,92 м; высота по втулку несущего винта 2,79 м; площадь ометания 74,71 м3
Трехместный вертолет общего назначения Model F-28F быстро нашел себе место на рынке. Обратите внимание на комбинированное шасси машины для обеспечения возможности перекатки.
Enstrom Shark G-BENO at Blackbushe on 22nd June 1977.
Enstrom F-28 three-seat helicopter in its latest form with a fully-articulated rotor
Enstrom F-28A three-seat light helicopter (205 hp Lycoming HIO-360-C1A engine)
F28 FLOTATION GEAR PRICES FROM ?70,500
F28C AGRICULTURAL PAYLOAD 1100 lbs
Enstrom F-28A three-seat light helicopter (205 hp Lycoming HIO-360-C1A engine)
The revised nose of the Shark (G-BENO in background) is apparent in this view taken at Shoreham with an Enstrom F-28A, G-BALT, parked alongside
Rear view of Shark G-BENO showing port-mounted tail rotor and tailfin with skid
A new Enstrom Shark at Shoreham, ready for delivery to France as F-GAMT;
Enstrom Shark G-BENO, the aircraft used in this air test, seen during a demonstration at the Biggin Hill International Air Fair earlier this year
280 SHARK = 120 mph PAYLOAD 850 lbs
Enstrom Model 280 Shark (205 hp Lycoming HIO-360-C1A engine)
One of the latest out-of-sequence registrations: Enstrom Shark G-BGWS, c/n. 1050, for Thistle Metallics Ltd.. Motherwell, during pilot training at Thruxton 26/1/77
Enstrom displayed its new Model 280FX (above) featuring a number of refinements including endplate fins on the tailplane (below).
Belt drive from gearbox to rotors with jockeywheel clutch
Instrument panel of Shark G-BEEL.