FBA Type 16 / 17
Страна: Франция
Год: 1923
Летающая лодка

Двухместная учебная летающая лодка
Описание:
F.B.A. Type 17
Flight, January 1923
THE PARIS AERO SHOW 1922
Фотографии

F.B.A. Type 17

В 1922 году Луи Шрек нанял на работу нового технического директора - Эмиля Паумье, под началом которого была разработана серия экспериментальных летающих лодок, включавшая в себя следующие модификации: разведывательный самолет-амфибию F.B.A. Type 10 (также обозначался HM.2 - от "hydravion de haute mer 2-places"), оснащенный выпускавшимся "Darracq" двигателем Sunbeam Talbot Coatalen мощностью 420 л. с. (313 кВт), а также тренировочные самолеты F.B.A. Type 13 (имел дублированное управление, также обозначался HE.2) и F.B.A. Type 16 HE.2, оснащавшийся двигателем Hispano-Suiza мощностью 150 л. с. (112 кВт).
  Особый успех имел спроектированный Эмилем Паумье и Морисом Пайоном самолет F.B.A. Type 17, совершивший первый полет в апреле 1923 года и представлявший собой одностоечный биплан с деревянными крыльями разного размаха, имевшие полотняную обшивку. Деревянный корпус самолета имел отличные обводы и был обшит фанерой; киль и руль направления были построены как единое целое с корпусом. Первоначально на него поставили двигатель Hispano-Suiza 8Aa мощностью 150 л. с. (112 кВт), но большинство серийных машин оснащались двигателями Hispano-Suiza 8Ac или 8Ad мощностью 180 л. с. (134 кВт). Первой в серию пошел туристический гражданский вариант самолета, за ним последовала четырехместная модификация. Высоким спросом пользовались амфибийные варианты - как у частных владельцев, так и у ВМС Франции. Последние варианты включали в себя запускаемые с катапульты самолеты для авиации ВМС, а также самолеты Type 171 и Type 172, оснащенные звездообразными двигателями с воздушным охлаждением - вместо водяного. Польские ВМС приобрели 16 самолетов F.B.A.17 в двухместном варианте, в том числе и несколько амфибий. Несколько машин продолжали использоваться вплоть до 1939 года. Всего во Франции были собраны 230 таких летающих лодок. Активный интерес гражданских заказчиков во многом был вызван тем, что прототип гражданского варианта Type 17 HT.2 в сентябре 1923 года занял первое место в "воздушном круизе" по Средиземному морю, организованному Аэроклубом Франции (обойдя даже большие двухмоторные летающие лодки), а 30 ноября 1923 года - установил мировой рекорд высоты для гидросамолетов, поднявшись на 5535 м.


Варианты

  F.B.A. Type 17 HE.2: основной серийный вариант; построен 141 самолет (для ВМС Франции - 129 машин, ВМС Польши - 12 машин); использовались в качестве учебных на французских военно-морских базах Рошфор, Берр и Уртен (на других базах имелось по одной машине, которые использовались в качестве посыльных); некоторое количество F.B.A.17 HE.2 эксплуатировалось вплоть до конца 1930-х годов
  F.B.A. Type 17 HT.2: два таких двухместных туристических самолета были построены в 1923 году
  F.B.A. Type 17 HMT.2: первый полет состоялся в начале 1924 года; построены 37 самолетов-амфибий (16 гражданских и 21 военный), у которых колеса основного шасси были полуубирающимися; четыре самолета в военном варианте были поставлены в Польшу, а оставшиеся военные машины поступили в ВМС Франции - в последнем случае на левом борту корпуса самолетов был установлен простейший бомбодержатель (самолеты получили обозначение Type 17 HMB.2)
  F.B.A. Type 17 HT.4: с 1927 года были построены 32 самолета данного типа - четырехместного туристического самолета; три двухместных самолета впоследствии были переделаны под стандарт Type 17 HT.4; французский концерн "C.A.F." приобрел 20 самолетов Type 17 HT.4, а шесть машин были проданы "C.A.F.C." - канадскому дочернему подразделению концерна "C.A.F.". остальные самолеты поступили частным владельцам. Сегодня один самолет F.B.A. Type 17 HT.4 находится в музее авиации в Париже
  F.B.A. Type 17 HMT.4: два самолета данного амфибийного варианта самолета Type 17 HT.4 были построены в 1935 году
  F.B.A. Type 17 HL.1: два самолета, переоборудованные из самолетов модели Type 17 HE.2, представляли собой одноместные самолеты с усиленной конструкцией для запуска с корабельной катапульты; успешно пройдя испытания, они стали первыми французскими гидросамолетами, стартовавшими с катапульты
  F.B.A. Type HL.2:10 самолетов для ВМС Франции; использовались с французских крейсеров - запускались с катапульты (первым под них был приспособлен "Дюге-Труэн"); представляли собой двухместные самолеты для связи и разведки
  F.B.A. Type 171 HE.2: самолет Type 17 HE.2, у которого двигатель с жидкостным охлаждением был заменен на звездообразный двигатель с воздушным охлаждением Lorraine 7Me мощностью 230 л. с. (172 кВт)
  F.B.A. Type 172 HE.2: три самолета, построенные в 1931 году; каждый из них был оснащен звездообразным двигателем Gnome-Rhone 5Ba мощностью 230 л.с. (172 кВт); один самолет Type 17 HT.4 был позднее переделан под стандарт Type 172 HE.2
  F.B.A. Type 17 HMT.2: вариант самолета-амфибии модели F.B.A. Type 172 HE.2; один самолет, построенный в 1931 году
  F.B.А. Type 172 HT.4: оснащенная двигателем Gnome-Rhone одна четырехместная летающая лодка, построенная в 1932 году; в 1934 году на этот самолет был установлен топливный бак увеличенного объема, после чего самолет получил новое обозначение - F.B.A.Type 172/2; как и все самолеты Type 172, он использовался летной школой компании "Gnome-Rhone" в городе Сен-Шама
  Viking 00-1: обозначение самолетов F.B.A. Type 17, построенных по лицензии компанией "Viking Flying Boat Company" из Нью Хэвена, штат Коннектикут (США); для демонстрационных полетов и продажи в США были направлены четыре самолета F.B.A. Type 17, а впоследствии указанная компания построила пять модификаций самолета F.B.A. Type 17 HT.4, оснащенных звездообразными двигателями Wright J-6; они находились в эксплуатации в Береговой охране CLUA (серийные номера от V-152 до V-156; импортированные машины обозначались V-107), причем один самолет, 00-1, оставался на вооружении до 1941 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  F.B.A. Type 17 HE.2

  Тип: двухместная учебная летающая лодка
  Силовая установка: один 8-цилиндровый V-образный ПД Hispano-Suiza 8Аа мощностью 150 л. с. (112 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость 150 км/ч; практический потолок 3500 м; дальность 350 км
  Масса: пустого снаряженного 850 кг; максимальная взлетная 1125 кг
  Размеры: размах крыла 12,87 м; длина 8,94 м; высота 3,20 м, площадь крыльев 36,50 м2

Flight, January 1923

THE PARIS AERO SHOW 1922

HYDRAVIONS F.B.A., ARGENTEUIL (S. AND O.)

  FORMED originally by Lieut. Conneau, who under the name of M. Beaumont won the first circuit of Britain, after a hard fight against Jules Vedrines, the Franco-British Aviation Co., whose managing director now is M. Louis Schreck, has been engaged upon the construction of flying boats for a greater number of years than probably any other French firm. During the War, this country had in service a considerable number of F.B.As., which will still be remembered by all who served in the old R.N.A.S.
  The machine shown this year bears a strong family resemblance to earlier types, but the boat hull does not show that "scorpion tail" cocked-up appearance which was so characteristic of the older F.B. A. machines. As a dual control school machine, the F.B.A. "16 H.E.-2" is not remarkable for any original features, having been designed to be easy to fly and to "put down."
  The boat hull shows the usual F.B.A. flat sides, plywood-covered, and has a single step well aft of the centre of gravity. In the nose the hull has a slight V-bottom, but this gradually disappears until, at the step, it is actually slightly concave, after the fashion popular in Italy. Aft of the step, the bottom is again of V-shape, flattening out towards the stern.
  The seats for pupil and instructor are placed side by side, some distance ahead of the lower plane. The controls, seats, etc., are mounted on a framework, forming a unit separate from the main boat hull.
  The wings are of usual biplane type, but are of considerably greater thickness than were those of the old F.B.As., in which there was none too much room for spars. The top plane is in one piece, while the two halves of the lower wing are attached to the sides of the boat, and are set at a pronounced dihedral angle. Centre-section struts springing up from the deck of the boat, and sloping outward slightly carry the middle portion of the top plane, quite independently of the engine mounting, and there is but one pair of inter-plane struts on each side.
  The 140 h.p. Hispano-Suiza engine is enclosed in a wooden "power egg" of good streamline shape, the engine being carried on a pair of "trouser" struts from the deck of the boat. A radiator of curious shape straddles the engine housing, as shown in our sketch.
  The main characteristics of the F.B.A. "16 H.E.-2" are as follows :- Length over all, 9.2 ms (30 ft. 2 ins.); span, upper plane, 11 ms. (36 ft. 1 in.); span, lower, 10-4 ms. (34 ft. 1 in.); wing area, 34 sq. ms. (366 sq. ft.); weight, empty, 1,020 kgs. (2,240 lbs.); useful load 270 kgs. (595 lbs.); total loaded weight, 1,290 kgs. (2,835 lbs.); speed, at 200 ms. 140 kms. (87 miles) per hour; landing speed, 53 m.p.h. ; climb to 6,000 ft. in 26 mins.
The F.B.A. Flying Boat: Three-quarter front view.
FROM THE ROARING TWENTIES. A French two/four-seat flying-boat of the mid-1920s (of which one, F-AJOR, is still flying) is the Schreck-F.B.A. 17.HT.4 powered by a 180-h.p. Hispano-Suiza 8Ab, Top speed 100 m.p.h., span 42 ft. 4 in. 200 built, majority to French Navy and civil operators.
Обозначение Viking 00-1 было присвоено построенным по лицензии для Береговой охраны США самолетам F.B.A. Type 17, они оснащались двигателями Wright J-6.
Le Baron et Madame La Baronne in their Schreck flying boat returning from Corsica.
Французская летающая лодка - амфибия FBA тип 19 (17 ???), приобретенная для маньчжурского гидроавиаотряда "Летающие драконы".
Французская летающая лодка - амфибия FBA тип 19 (17 ???), приобретенная для маньчжурского гидроавиаотряда "Летающие драконы".
Группа французов и китайский офицер возле закупленной маньчжурским правительством летающей лодки FBA 19 (17 ???).
Часовой-маньчжур бдительно охраняет драгоценное авиационное имущество.
Французский летчик-инструктор и китайский механик-двигателист перед полетом на FBA-19 (17 ???).
The amphibian Schreck at La Baule.
Flying-Boat used by the C.A.F.C. at the Point-aux-Trembles base: one of the Schreck F.B.A.'s.
THE PARIS SALON: F.B.A. (flying boat hulls).
The F.B.A. Flying Boat: Some details of the amphibian gear.
The engine mounting on the F.B.A.
FBA Type 16HE2
THE LOUIS SCHRECK F.B.A. FLYING BOAT, TYPE 17 H.E.2: General Arrangement Drawings, supplied by the constructors.