История Авиации 2003-03
С.Корж - Коммерческая авиация /Ретроспектива/ (8)
Для привлечения публики "Даймлер Эйруэй" ввела должность стюарда, подававшего пассажирам кофе во время полета. Ввиду ограниченной полезной нагрузки самолетов на эту должность нанимались мальчики и юноши небольшого роста и веса. Снимок сделан у D.H.34 (рег. G-EBBQ), разбившегося в августе 1923г.
"Авро-547" - неудачная попытка Эллиота Роу внедрить трипланную схему в коммерческой авиации. Будучи доставлен на корабле в Австралию, самолет развалился при посадке после первого же полета.
Свыше трех десятков летающих лодок "Викинг" были выпущены в военном и коммерческом вариантах фирмой "Виккерс". На снимке показана пассажирская "Викинг I". На таком гидроплане 18 декабря 1919г. разбился сэр Джон Элкок, герой первого беспосадочного перелета через Атлантический океан, выполненного на модифицированном двухмоторном бомбардировщике "Виккерс-Вими" в июне 1919г.
Амфибия "Викинг IV". Одна из таких амфибий в 1922г. была куплена Советской Россией и в 1923г. приняла участие в перелете Петроград-Севастополь. На "Викинг IV" в несчастливый день 13 апреля 1922г. разбились капитан Росс Смит и сержант Беннет - участники еще одного громкого перелета "Вими" 1919г. по маршруту Англия-Австралия (любопытно, что поднявшийся в воздух 13 апреля 1919г. прототип пассажирского "Вими Комершл" также разбился). В военном исполнении амфибии этой модификации стали первыми самолетами Королевских Канадских ВВС.
Легендарный "Вими Комершл" "Сити оф Лондон" (рег. G-EASI) был поставлен "Инстоун Эйр Лайн" в 1921г. после выполнения китайского заказа на 40 подобных машин, которые вообще не оставили следа в истории коммерческой авиации. В отличие от них, сорок первый серийный "Вими Комершл", перейдя в 1924г. во владение "Империал Эйруэйз", с успехом применялся на европейских авиалиниях до 1934г. - дольше любого другого британского переходного пассажирского самолета.
Единственный "Виккерс-103" "Вэнгард" являлся производной от наиболее распространенных военно-транспортных самолетов Королевских ВВС межвоенного периода "Виктория" и "Валентия". Имея пассажирскую кабину на 20 мест, он одно время был самым вместительным авиалайнером, применяемым на регулярных авиалиниях. "Вэнгард" потерпел катастрофу 16 мая 1929г. в Шеппертоне недалеко от Лондона, находясь в пользовании Британского авиационного министерства.
Четырехместные Тип 36 "Сили" являлись коммерческими модернизациями тяжелых истребителей "Бристоль" F.2B "Файтер".
Один из первых четырех поставленных HPT переоборудованных бомбардировщиков O/400 (рег. G-EAAE). Несмотря на то, что этот самолет получил сертификат типа еще в мае 1919г., фирм. N HP-16 был ему присвоен уже после появления в июле того же года первого "китайского" O/7, получившего фирм. N HP-1. На стабилизаторе приведенного на снимке самолета можно наблюдать рекламу бритв "Жиллетт", принадлежавших, очевидно, к ранним моделям типа "MACH 0,10" или "MACH 0,15".
Один из первых грузопассажирских O/11 (рег. G-EASL).
Пассажирская модификация O/11 получила обозначение O/10. На снимке приведен первый самолет этой модификации (рег. G-EASY).