История Авиации 23
А.Сухоруков - Тимофей Пантелеевич Пунев: Я вообще, всю войну очень везучим был... /Об авиации и немного о себе/ (1)
К моменту возвращения из госпиталя на фронт Тимофея Пунева, Пе-2 - самолет его мечты - заметно изменился. Возросший полетный вес потребовал установки новых двигателей ВК-105ПФ, которые несколько улучшили скоростные характеристики "пешки". Но самое главное - была радикально улучшена обороноспособность пикирующего бомбардировщика, получившего турельную установку ВУБ-1, оснащенную мощным крупнокалиберным пулеметом Березина.
Однако, реально Пе-2 мог считаться скоростным бомбардировщиком только в 1941г. Уже в 1942г. появившиеся новые модификации немецких истребителей Bf109 и FW190 без особого труда догоняли и расправлялись с "пешками", силовым установкам которых явно не хватало мощности.
A Pe-2FT displaying the Order of the Red Banner emblem on the fuselage nose.
Серийный Пе-2 завода N 39, 1941 г. Пе-2 - краса и гордость ВВС РККА накануне войны. Несмотря на ряд очевидных недостатков, по ряду показателей эта машина осталась непревзойденной в своем классе до самого конца Второй Мировой войны.
Вызвавший шок своим появлением в Испании осенью 36-го, туполевский СБ к лету 41-го явно устарел. Причем не то что лидерство, но даже до современного уровня не дотягивали даже такие "продвинутые" модификации этого скоростного бомбардировщика как ММН или Ар-2.
В авиаучилищах ТБ-3 применялись и для штурманской подготовки (групповой) и для парашютной и для освоения радиодела.