Миль Ми-24 / Ми-35
Варианты:
Миль - Ми-24 / Ми-35 - 1969 - Россия
Страна: Россия
Год: 1969
Вертолет

Twin-turbine gunship helicopter, with transport capability
Описание
Фотографии:

Обломки (24)
Ми-24, Ми-25 и Ми-35

<...>
   Прототипы варианта Ми-24Б прошли начальный этап испытаний в 1971-1972 годах, но затем их доводка была приостановлена - в ОКБ занялись дальнейшей доработкой машины. В частности, была заново спроектирована носовая часть машины - теперь летчики сидели в двух раздельных, бронированных и расположенных уступом кабинах, обеспечивавших лучший обзор. Предусматривалось дальнейшее совершенствование комплекса вооружения. Однако вначале в войска поступил "промежуточный" вариант Ми-24Д, имевший уже раздельные кабины экипажа, но вооружение - по типу варианта Ми-24Б. Всего построено 635 вертолетов Ми-24Д и учебных Ми-24ДУ, которые поставлялись на экспорт с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25 и Ми-25У.
   По завершении доработки ПТРК "Штурм-В" с радиокомандной полуавтоматической системой управления (восемь, а с 1986 года - 16 сверхзвуковых ПТУР 9М114) на вооружение поступил вариант Ми-24В, который также получил автоматический стрелковый прицел АСП-17В для летчика, возможность подвески дополнительных топливных баков под крылом и другие усовершенствования. Причем на вооружение Ми-24В был принят одновременно с Ми-24Д - постановлением от 29 марта 1976 года. По настоящее время выпущено более 1000 машин Ми-24В, многие - по экспортным контрактам под обозначением Ми-35.
   В 1985 году на испытания поступил модернизированный Ми-24ВП - вместо пулеметной установки УСПУ-24 на нем стояла 23-мм двуствольная автоматическая пушка ГШ-23Л в подвижной носовой установке НППУ-24. До прекращения в 1989 году выпуска Ми-24 заказчик получил лишь 25 машин Ми-24ВП.
   По результатам применения Ми-24 в Афганистане было решено заменить двигатели ТВ3-117 высотными ТВ3-117В, оснастить вертолет пылезащитными и экранно-выхлопными устройствами, усилить бронирование, применить пенополиуретановый заполнитель топливных баков, а также использовать многозамковые балочные держатели, пулеметы ПК и РПК в грузовой кабине, кассеты ИК-ловушек, станцию активных помех СОЭП-В1А "Липа" и другие средства повышения боевой живучести и эффективности машины.
   В рамках повышения боевой мощи Ми-24 были разработаны подкрыльевые контейнеры (либо один пулемет ЯкБ-12,7 и два 7,62-мм пулемета ГШГ-7,62 (ТКБ-621), либо 30-мм гранатомет АГС-17 "Пламя"), затем на вертолетах применили универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23, блоки с НАР калибров 80 мм, 122 мм и 240 мм, блоки осветительных ракет, универсальные контейнеры малых грузов КМГ-У, а также УР класса "воздух-воздух".
   В достаточно больших количествах выпускались вертолеты радиационно-химической разведки Ми-24Р и Ми-24РА с улучшенной системой жизнеобеспечения экипажа и двумя (или одним) дополнительными местами для химиков-разведчиков, спецоборудованием для взятия проб воздуха и грунта, включая дистанционно-управляемый экскаватор на подкрыльевом пилоне и аппаратуру для анализа и передачи данных на наземный командный пункт (110 машин). Выпускался и вертолет-корректировщик Ми-24К - всего 92 машины. Строился также ряд летающих лабораторий и экспериментальных машин.
   Вертолеты семейства Ми-24 (Ми-35) поставлялись и поставляются в несколько десятков стран мира, причем в ходе ирано-иракской войны 27 октября 1982 года впервые в истории авиации экипаж иракского Ми-24 сбил ПТУР иранский F-4E.
   Вертолет Ми-24 получил в НАТО кодовое обозначение "Hind". Рекорды Международной федерации авиации, установленные экспериментальным вариантом А-10 вертолета, дают некоторое представление о его возможностях - так, например, 2 сентября 1978 года машина достигла скорости 368,4 км/час.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ми-24Д

   Тип: транспортно-боевой вертолет с экипажем 2 (3) человека
   Силовая установка: два ТВаД ТВ3-117 мощностью по 2200 л. с. Летные характеристики: максимальная скорость 320 км/ч; крейсерская скорость полета 270 км/ч; начальная скороподъемность 750 м/мин; статический потолок без учета влияния земли 1300 м; динамический потолок 4500 м; практическая дальность полета 595 км; перегоночная дальность полета 1125 км
   Масса: пустого 8340 кг; нормальная взлетная 11100 кг; максимальная взлетная 11500 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 17,30 м; размах крыла 6,54 м; длина с вращающимися винтами 19,79 м; высота с вращающимися винтами 6,50 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 235,00 м2
   Вооружение: один дистанционно-управляемый четырехствольный 12,7-мм высокотемпный пулемет ЯкБ-12,7 с боезапасом 1400 патронов, плюс возможность подвески различного вооружения на внешней подвеске - массой до 2000 кг
   Полезная нагрузка: до 8 десантников, либо двое носилочных раненых, либо двое сидячих раненых и один сопровождающий, либо в нормальном варианте до 1500 кг груза внутри кабины; максимальная масса груза - 2400 кг
Замена килевой балки. Газни, зима 1985-86гг.
Поврежденный комплекс "Радуга Ф"
Ремонт законцовки лопасти. Справа борттехник ст. л-нт А.Ю.Матвеев. Кабул, октябрь 1987г.
Протаранивший ангар Ми-24 к-на Николаева удалось через несколько дней восстановить
Боевые повреждения Ми-24 от огня моджахедов
Повреждения Ми-24 от осколков ракет ПЗРК
Повреждения Ми-24 от осколков ракет ПЗРК
Мумин Мухаммед Идрисси показывает боевые повреждения своего Ми-35
Подготовка к эвакуации севшего на вынужденную Ми-24 из Буденновска.
Кадры фотокинопулемета, на которых запечатлены попадания 20-миллиметровых снарядов "Импалы" в ангольский Ми-24.
Chopper down! One less Mi-24 in Sierra Leone after a bird strike
Поврежденный иракский Ми-25.
11 августа 2008 г. этот Ми-24В получил повреждения при столкновении с деревом. Машину не восстановили. Алексеевка, сентябрь 2009 г.
Поврежденный 5 мая огнем ПВО АНР и севший в заболоченной пойме реки в р-не Славянска украинский Ми-24.
Wreckage of a downed RuAF-operated Mil Mi-24V/P Hind is recovered from the Dnepro River on June 6, 2022. As of October 14, the Ukrainian Ministry of Defence claims that it has shot down approximately 240 Russian helicopters since the invasion on February 24, 2022. The use of MANPADS have been key in disrupting Russian air operations over Ukraine since the conflict began
Ми-24Д, сбитый в Панджшерском ущелье в 1981г.
Ми-24В N 37 из 205-й ОВЭ, сбитый 16 февраля 1988г у кишлака Кобай в договорной зоне. Кандагар.
Ми-24 к-на Маторина не перетянул через горы
Ми-24 N 37, сбит 16 февраля 1988г. у кишлака Кобай в договорной зоне. 205-я ОВЭ, Кандагар
Все, что осталось от сгоревшего на аэродроме Сенаки грузинского Ми-24 (борт 05)
Обломки Ми-24G, сбитого 2 апреля 2016 г.
Только за 2017 г. сирийцы потеряли три Ми-17 и два Ми-25