Morane-Saulnier Type L / Моран-Парасоль
Страна: Франция
Год: 1913


Двухместный разведчик
Описание
Фотографии
Morane-Saulnier Type L

  В августе 1913 года компания "Morane-Saulnier" доработала самолет Type G, оснастив его новым расчалочным крылом, установленным над фюзеляжем (парасоль). Эта опытная машина стала прототипом двухместного разведчика Type L, появившегося в 1914 году. Самолет Type L имел фюзеляж с плоскими бортами, обычное шасси и хвостовое оперение, состоявшее только из небольшого руля направления и рулей высоты. Некоторые самолеты позднего выпуска получили киль.
  Type L был запущен в серию после получения заказа от Турции на 50 машин. В августе 1914 года, после начала войны, турецкие самолеты были реквизированы правительством Франции. Оснащенные 80-сильными (60 кВт) ротативными ПД Gnome или Le Rhone, самолеты Type L поступили на вооружение двух вновь сформированных эскадрилий - MS.23 и MS.26. В число пилотов последней входил знаменитый Ролан Гаррос. В 1914-1915 годах Type L часто использовался в качестве одноместного, а его вооружение состояло только из пистолета или карабина пилота. Р. Гаррос проводил на Type L эксперименты с пулеметом и отсекателем, и с помощью этого устройства 1 апреля 1915 года сбил вражеский аэроплан. Летавший на одноместном Type L флайт-лейтенант Уоренфорд из 1-го авиакрыла авиации ВМС Великобритании 7 июня 1915 года сбил дирижабль Zeppelin LZ 37 германской Армии, сбросив на него небольшие бомбы, вызвавшие пожар. Но большинство самолетов Type L (из более чем 600 выпущенных) использовались Францией, Россией и Великобританией в качестве двухместных разведчиков, обычно не имевших вооружения.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Morane-Saulnier Type L

  Тип: двухместный разведчик
  Силовая установка: один ротативный ПД Le Rhone Gnome мощностью 80 л. с. (60 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 115 км/ч; продолжительность полета 2 ч
  Масса: пустого снаряженного 385 кг; максимальная взлетная 655 кг
  Размеры: размах крыла 11,20 м; длина 6,88 м; высота 3,93 м; площадь крыла 18,30 м2
"Моран Парасоль" 1-го Сибирского авиаотряда. На фюзеляже - опознавательный знак в виде бело-зеленого флага Сибирской республики. На крыльях (предположительно) - трехцветные красно-сине-белые круги.

"Моран-парасоль" Ролана Гарро - первый в мире самолет с курсовым пулеметом, стрелявшим сквозь диск вращения винта.
"Моран Солнье" L из 49-й эскадрильи, на котором Жильбер совершил свой последний боевой вылет 27 июня 1915г.
Подготовка "Морана-Парасоля" к боевому вылету.

Летом 1915 г. Чайковский выполнил несколько вылетов на самолете «Моран-Парасоль»
"Моран-Солнье" Тип Л. На нем в 1915-1916 гг выполнено большинство разведок
Один из первых примеров использования синхронизатора в России - пулемет "Кольт" обр. 1895/1914 с синхронизатором Лаврова на самолете "Моран-Парасоль".
Первый самолет финских ВВС - "Моран-парасоль" шведской сборки
"Парасоль" Жильбера на службе у новых хозяев - Швейцарцев.
This Morane Parasol Type L was delivered to 3 Squadron RFC on December 26, 1914, and was forced down the following month, on January 22, flying over Dutch territory. Note the small size and position of the underwing Union Jacks. The underwing national marking is the original French one, overpainted to the RFC pattern and retaining the large centre spot.
Подобно большинству самолетов авиации Российской империи, этот Type L мог эксплуатироваться на лыжном шасси.
By fortuity, the Type L was to be flown on occasions as a single-seat fighter and was to be the first such with a fixed forward-firing gun. The example of the Type L illustrated belonged to the Russian Military Air Fleet.
Русский "Моран-Парасоль", захваченный австрийцами в Галиции. Зима 1916-1917гг.
Г.С. Крякин у своего самолета после возвращения с задания. В кабине - погибший в бою летчик-наблюдатель Н.И. Янов. Аэродром Вилейка, 8 октября 1916 г.
В.М.Ткачев в кабине разведчика "Моран-парасоль", русско-германский фронт, зима 1914-1915 годов
Есаул Ткачев с авиаторами 20-го корпусного авиаотряда в ангаре возле "Морана-парасоля"
В.М.Ткачев перед очередным боевым вылетом
Реджинальд Уорнфорд на самолете Morane Type L Parasol обнаружил над Остенде дирижабль Zeppelin LZ 37 и после часа преследования сбросил на него шесть бомб, дирижабль взорвался над Гентом.
«Моран-Парасоль» с частично снятой обшивкой, предназначенный для обучения рулению по аэродрому, 1915 г.
Morane MS.3-Parasol L