Варианты
- Morane-Saulnier - Type L / Моран-Парасоль - 1913 - Франция
- Morane-Saulnier - Type LA / P / Моран-4 / Морчет - 1915 - Франция
Morane-Saulnier Type L
В августе 1913 года компания "Morane-Saulnier" доработала самолет Type G, оснастив его новым расчалочным крылом, установленным над фюзеляжем (парасоль). Эта опытная машина стала прототипом двухместного разведчика Type L, появившегося в 1914 году. Самолет Type L имел фюзеляж с плоскими бортами, обычное шасси и хвостовое оперение, состоявшее только из небольшого руля направления и рулей высоты. Некоторые самолеты позднего выпуска получили киль.
Type L был запущен в серию после получения заказа от Турции на 50 машин. В августе 1914 года, после начала войны, турецкие самолеты были реквизированы правительством Франции. Оснащенные 80-сильными (60 кВт) ротативными ПД Gnome или Le Rhone, самолеты Type L поступили на вооружение двух вновь сформированных эскадрилий - MS.23 и MS.26. В число пилотов последней входил знаменитый Ролан Гаррос. В 1914-1915 годах Type L часто использовался в качестве одноместного, а его вооружение состояло только из пистолета или карабина пилота. Р. Гаррос проводил на Type L эксперименты с пулеметом и отсекателем, и с помощью этого устройства 1 апреля 1915 года сбил вражеский аэроплан. Летавший на одноместном Type L флайт-лейтенант Уоренфорд из 1-го авиакрыла авиации ВМС Великобритании 7 июня 1915 года сбил дирижабль Zeppelin LZ 37 германской Армии, сбросив на него небольшие бомбы, вызвавшие пожар. Но большинство самолетов Type L (из более чем 600 выпущенных) использовались Францией, Россией и Великобританией в качестве двухместных разведчиков, обычно не имевших вооружения.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Morane-Saulnier Type L
Тип: двухместный разведчик
Силовая установка: один ротативный ПД Le Rhone Gnome мощностью 80 л. с. (60 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 115 км/ч; продолжительность полета 2 ч
Масса: пустого снаряженного 385 кг; максимальная взлетная 655 кг
Размеры: размах крыла 11,20 м; длина 6,88 м; высота 3,93 м; площадь крыла 18,30 м2
- Описание
Фотографии
-
АвиаМастер 1999-04 / В.Кондратьев, М.Хайрулин - "Японцы" в боях за Урал /Расколотое небо/
"Моран Парасоль" 1-го Сибирского авиаотряда. На фюзеляже - опознавательный знак в виде бело-зеленого флага Сибирской республики. На крыльях (предположительно) - трехцветные красно-сине-белые круги.
-
АвиаМастер 2005-03 / Д.Евстафьев - Пулемет победы /Арсенал/
"Моран-парасоль" Ролана Гарро - первый в мире самолет с курсовым пулеметом, стрелявшим сквозь диск вращения винта.
-
История Авиации 2001-05 / А.Сергиенко - Короли первых воздушных боев /Пионеры/
"Моран Солнье" L из 49-й эскадрильи, на котором Жильбер совершил свой последний боевой вылет 27 июня 1915г.
-
АвиаМастер 2000-06 / В.Куликов - Польский орел в русском небе. Летчик-истребитель Донат Макиенок /Авиация в лицах/
Подготовка "Морана-Парасоля" к боевому вылету.
-
Авиация и Время 2015-06 / М.Чайковский - Воспоминания летчика-наблюдателя (1914-1916 годы) (1)
Летом 1915 г. Чайковский выполнил несколько вылетов на самолете «Моран-Парасоль»
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / Ю.Ефремов, А.Харлов - Наследие (4)
Подготовка к вылету самолёта-разведчика Morane-Saulnier Type L «Parasol»
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / Ю.Ефремов, А.Харлов - Наследие (1)
Самолеты «Morane‑Saulnier Type L Parasol» одного из авиаотрядов на стоянке
-
Авиация и Космонавтика 1995-11 / А.Дробышевский, В.Куликов - Главнокомандующий
"Моран-Солнье" Тип Л. На нем в 1915-1916 гг выполнено большинство разведок
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / Ю.Ефремов, А.Харлов - Наследие (1)
Построение 16-го корпусного авиационного отряда, 1914 г. Видно наличие самолетов разных марок в одном отряде
Другие самолёты на фотографии: Deperdussin B/C/D/TT - Франция - 1911Morane-Saulnier Type G/H - Франция - 1912
-
АвиаМастер 2005-06 / Д.Евстафьев - "Картофелекопалка" /Арсенал/
Один из первых примеров использования синхронизатора в России - пулемет "Кольт" обр. 1895/1914 с синхронизатором Лаврова на самолете "Моран-Парасоль".
-
Air International 1987-11 / Fighter A to Z
Подобно большинству самолетов авиации Российской империи, этот Type L мог эксплуатироваться на лыжном шасси.
By fortuity, the Type L was to be flown on occasions as a single-seat fighter and was to be the first such with a fixed forward-firing gun. The example of the Type L illustrated belonged to the Russian Military Air Fleet. -
Авиация и Время 1998-04 / В.Куликов - Российская армейская авиация в I мировой войне /Аэроархив/ (3)
Русский "Моран-Парасоль", захваченный австрийцами в Галиции. Зима 1916-1917гг.
-
Авиация и Космонавтика 1997-11 / К.-Ф.Геуст - Воздушная мощь маленькой страны
Первый самолет финских ВВС - "Моран-парасоль" шведской сборки
-
Aeroplane Monthly 1991-02 / M.Oakey - Grapevine
This superb Thulin D replica is now on display in the Aviation Museum of Central Finland at Tikkakoski. The Finnish Air Force’s first aircraft, the Thulin D was a Swedish-built Morane-Saulnier Parasol; the original was flown to Finland from Sweden in 1918, and was donated to the Finnish Army by Count Eric von Rosen. The static replica was built under the direction of Pertti Virtanen.
-
История Авиации 2001-05 / А.Сергиенко - Короли первых воздушных боев /Пионеры/
"Парасоль" Жильбера на службе у новых хозяев - Швейцарцев.
-
Air International 1995-01 / L.Rogers - Cross & Cockade /Flying colours/
This Morane Parasol Type L was delivered to 3 Squadron RFC on December 26, 1914, and was forced down the following month, on January 22, flying over Dutch territory. Note the small size and position of the underwing Union Jacks. The underwing national marking is the original French one, overpainted to the RFC pattern and retaining the large centre spot.
-
Авиация и Время 2019-01 / А.Каркотко, М.Хайрулин - Летчик Крякин - забытый герой белорусского неба
Г.С. Крякин у своего самолета после возвращения с задания. В кабине - погибший в бою летчик-наблюдатель Н.И. Янов. Аэродром Вилейка, 8 октября 1916 г.
-
АвиаПарк 2009-04 / В.Кондратьев - Белый авиадарм /Авиация в лицах/
В.М.Ткачев в кабине разведчика "Моран-парасоль", русско-германский фронт, зима 1914-1915 годов
-
АвиаПарк 2009-04 / В.Кондратьев - Белый авиадарм /Авиация в лицах/
Есаул Ткачев с авиаторами 20-го корпусного авиаотряда в ангаре возле "Морана-парасоля"
-
АвиаПарк 2009-04 / В.Кондратьев - Белый авиадарм /Авиация в лицах/
В.М.Ткачев перед очередным боевым вылетом
-
Мировая Авиация 63
Реджинальд Уорнфорд на самолете Morane Type L Parasol обнаружил над Остенде дирижабль Zeppelin LZ 37 и после часа преследования сбросил на него шесть бомб, дирижабль взорвался над Гентом.
-
История Авиации 36 / В.Зарецкий, Р.Грошев - Подготовка летных кадров русской авиации в годы Первой Мировой войны (1914-1918гг) /Ты помнишь, как все начиналось?../
«Моран-Парасоль» с частично снятой обшивкой, предназначенный для обучения рулению по аэродрому, 1915 г.
- Фотографии