Поиск по сайту:
Варианты
- Farman - F.60 Goliath / F.169 - 1918 - Франция
- Farman - F.62BN.4 / F.160 Goliath - 1922 - Франция
- Farman - F.140 / F.4S Super Goliath - 1923 - Франция
- Farman - F.62 - 1924 - Франция
Farman F.60
F.60 Goliath, самый массовый из двухдвигательных самолетов первого десятилетия, после завершения Первой мировой войны строился и варианте авиалайнера, свыше 60 экземпляров которого работали на регулярных линиях в Европе и Южной Америке, и в качестве ночного бомбардировщика и торпедоносца, построенного в количестве 300 штук для Франции и зарубежных покупателей. Первый FF.60 (FF от Farman Freres) разрабатывался в 1918 году как бомбардировщик, который Франция предполагала использовать в кампании 1919 года. Когда в ноябре 1918 года было заключено перемирие, два прототипа, находившихся в высокой стадии готовности, были переделаны в гражданский вариант, с кабинами в носовой и средней части фюзеляжа, вмещавшими четыре и восемь пассажиров, соответственно.
<...>
F.60 в варианте бомбардировщика пошел в серию в 1922 году. Первый такой самолет получили французские ВВС, заказавшие машины для оснащения ими шести эскадрилий. Более поздние варианты Goliath строились не только для ВВС и ВМС Франции, но и для Польши и СССР, где они поступили на вооружение первых эскадрилий ночных бомбардировщиков. По несколько экземпляров самолета приобрели также Италия и Япония.
Базовая конструкция Goliath мало менялась за десятилетие разработки. Это был классический биплан своего времени, имевший деревянную конструкцию с полотняной обшивкой, трехстоечную бипланную коробку и расчалочное хвостовое оперение. Шасси с двухколесными основными стойками и хвостовым костылем имело широкую колею. Сильно менялась форма носовой части, в зависимости от различных вариантов размещения экипажа и назначения самолета. Также Goliath отличался многочисленными вариантами силовой установки, обычно размещавшейся в гондолах на нижнем крыле.
Среди крупных покупателей Goliath были ВМС Франции, эксплуатировавшие различные варианты этого самолета, среди которых были и машины с колесным шасси, и снабженные двумя большими деревянными поплавками, дополненными малыми поплавками остойчивости под крылом. Goliath французских ВВС и ВМС принимали участие в борьбе с восставшими племенами в Марокко в 1925-1927 годах.
Варианты
<...>
F.60BN.2: основной вариант ночного бомбардировщика с двумя двигателями Salmson 9Az; несмотря на обозначение BN.2 (двухместный ночной бомбардировщик), имел экипаж из трех человек; вооружение состояло из трех подвижных 7,7-мм пулеметов Lewis и 1040 кг бомб; использовался ВВС и ВМС Франции; один экземпляр был поставлен армейской авиации Японии
F.60 Torp: торпедоносец с поплавковым шасси и новой носовой частью, открытые кабины стрелков и радиальные двигатели Gnome-Rhone (Bristol) Jupiter; построены 24 машины
F.60M: бомбардировщик 1923 года с укороченной носовой частью и двигателями Renault 12Fy по 310 л. с. (231 кВт); командир и второй пилот сидели бок о бок в открытой кабине за общим ветровым козырьком; некоторые F.60M имели прозрачную панель для бомбардира в носовой части фюзеляжа, на вооружении французских ВВС с 1926 года; один самолет поставлен Японии
F.62BN.4: экспортный вариант F.60M с двигателями Lorraine-Dietrich по 450 л.с. (336 кВт) и рядом других доработок, включая носовую платформу для стрелка; СССР приобрел самолеты для оснащения двух эскадрилий ночных бомбардировщиков, но их боевая служба продолжалась недолго, и в 1926 году машины перевели в разряд учебных
F.63BN.4: вариант, аналогичный F.62BN.4, но с радиальными двигателями Gnome-Rhone Jupiter по 450 л.с. (336 кВт); французские ВВС приобрели 42 машины, страдавшие из-за дефектов планера
F.65: вариант для морской авиации с взаимозаменяемым колесным/поплавковым шасси, укороченная носовая часть по типу F.60 Torp и F.60M; с 1925 года поставлены около 100 машин; пять из них использовались вместе с Goliath французских ВВС для борьбы с повстанцами в Марокко в 1925-1927 годах
F.66BN.3: вариант с двигателями Jupiter для Румынии, построен, как минимум, один самолет
F.68BN.4:32 бомбардировщика с двигателями Jupiter для Польши; недолгое время несли службу, но были сочтены неэффективными и использовались для подготовки парашютистов
F.160BN.4: доработанный вариант F.60 с двигателями Farman по 500 л. с. (373 кВт); небольшое количество поставлено французским ВВС и по одному самолету - Италии и Японии; аналогичные варианты F.161 и F.165 не строились
F.166: поплавковый вариант F.60 с усиленной конструкцией и, опционально, колесным шасси, строившийся для морской авиации Франции; увеличенное вертикальное оперение, два радиальных двигателя Gnome-Rhone Jupiter по 500 л. с. (373 кВт); сдвоенные пулеметы в носовой и верхней стрелковых точках, бомбы или торпеды на подвеске под фюзеляжем; создание аналогичного варианта F.162 не вышло из стадии создания прототипа
F.168: поплавковый бомбардировщик-торпедоносец с двигателями Jupiter, вместе с аналогичным F.167 состоявший на службе морской авиации Франции с 1928 по 1936 годы; внесены доработки в конструкцию фюзеляжа, направленные на улучшение обзора для пилотов; поставлено около 60 машин
Описание:
- Farman F.60
- Flight, December 1926
The Paris Aero Show 1926
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2000-08 / Краткая справка о развитии дальней авиации
Тяжелый бомбардировщик "Фарман-Голиаф"
-
Авиация и Время 1999-02 / В.Котельников - Библейский герой в Красной Армии /Аэроархив/
Техники 1-й тяжелой эскадрильи ВВС РККА обслуживают двигатели "Голиафа"
-
Авиация и Время 1999-02 / В.Котельников - Библейский герой в Красной Армии /Аэроархив/
ФГ-62 в ангаре. Хорошо видны подфюзеляжные бомбодержатели
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / В.Котельников - Истоки
В качестве военно-транспортных самолетов часто использовали устаревшие бомбардировщики. На снимке - Фарман "Голиаф" (ФГ-62) из 11-й авиабригады на воронежском аэродроме
-
Авиация и Время 1999-02 / В.Котельников - Библейский герой в Красной Армии /Аэроархив/
Goliath F.68 из II-го ночного дивизиона ВВС Польши
-
Flight 1928-04 / Flight
ARMSTRONG-SIDDELEY ENGINES IN FRANCE: One of three well-known types of French aeroplanes in which British Armstrong-Siddeley aero-engines have been installed. The Farman "Goliath" - the commercial model - with "Jaguars."
-
Flight 1928-04 / Flight
ARMSTRONG-SIDDELEY ENGINES IN FRANCE: One of three well-known types of French aeroplanes in which British Armstrong-Siddeley aero-engines have been installed. The Farman "Goliath" - the military type - with "Jaguars."
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Farman F.166 landplane.
-
Aeroplane Monthly 1986-03 / Personal album
Two Farman F.168 Goliath seaplanes are the subject of this photos. These 1928 French Navy torpedo bombers were originally ordered as night bombers, but were rejected because of excessive tail vibration. The type was taken over by the Navy who strengthened the tails and kept the type in service until 1937. Powered by two 500 h.p. Gnome-Rhone-built Jupiters, the F.168s were fitted with dual controls.
-
Мировая Авиация 126
На снимке бомбардировщика-торпедоносца F.168 хорошо видна новая носовая часть фюзеляжа, позволившая улучшить обзор вперед для экипажа.
-
Flight 1929-09 / Flight
One of types of seaplanes, which took part in the seaplane meeting at La Baule. The French Navy also sent some Farman ''Goliath" (168) bombers, fitted with two 480 h.p. "Jupiter" engines, one of which is shown here.
-
Flight 1921-11 / Flight
THE PARIS SALON: Farman Goliath.
-
Авиация и Время 1999-02 / В.Котельников - Библейский герой в Красной Армии /Аэроархив/
Вид на бомбодержатели
- Фотографии