Ан-12
Невозможно переоценить значение самолета Ан-12 для вооруженных сил и народного хозяйства СССР. Прототип Ан-12 поднялся в воздух с заводского аэродрома ОКБ Антонова в Гостомеле (Украина) в 1958 году. До прекращения производства в 1973 ДальшеMore>>>
году киевский авиазавод построил более 900 самолетов Ан-12 разных модификаций. Фактически Ан-12 стал первым массовым советским военно-транспортным самолетом. В Китае Ан-12 выпускался по лицензии под обозначением Shaanxi Y-8.
Изначально Ан-12 проектировался как военно-транспортный и гражданский транспортный самолет с хвостовой рампой и оперением по типу Ан-8. Грузовая кабина не герметизирована, но за кабиной экипажа сделан герметизированный отсек на 14 пассажиров. Большинство серийных самолетов вместо рампы оснащались створками.
Эксплуатация самолета Ан-12 началась в 1959 году. Самолет выпускался во многих модификациях, основной из которых являлась военно-транспортная (западное обозначение "CUB-A"). В 1963 году в серию пошел Ан-12П с дополнительными топливными баками под полом грузовой кабины. Ан-12Т оптимизирован для перевозки жидкостей. На Ан-12УД предусмотрена возможность установки бака емкостью 4000 л в грузовой кабине.
С 1961 года строился Ан-12А с двигателями АИ-20А мощностью по 4000 э.л.с. и запасом топлива во внутренних баках, увеличенным до 16000 л (четыре дополнительных бака в крыле). Подвариантом данной модификации является Ан-12АП с баками под полом грузовой кабины, как у Ан-12П. Два самолета Ан-12ПЛ предназначались для эксплуатации в арктических условиях.
Основной с 1963 года стала модификация Ан-12Б, оснащенная вспомогательной силовой установкой, расположенной в обтекателе левой основной опоры шасси. Наличие ВСУ сделало самолет более независимым от аэродромной инфраструктуры, в частности, стал возможным автономный запуск основных двигателей. Емкость топливных баков на Ан-12Б довели до 19500 л.
Финальным серийным вариантом стал Ан-12БК, производство которого началось в 1967 году. Ан-12БК стал дальнейшим развитием Ан-12Б.
Замена Ан-12 самолетами Ил-76 началась в 1974 году, однако более тяжелый и дорогой Ил-76 относится к другому классу транспортных самолетов. Полноценной замены Ан-12 нет до сих пор. К концу 2008 года в ВВС России еще числилось примерно 100 самолетов Ан-12. Снятые с вооружения ВВС РФ самолеты проходят капитальный ремонт и продаются частным компаниям, главным образом - африканским. Летают в Африке на Ан-12 экипажи, уволившиеся из военно-транспортной авиации России и Украины.
Варианты Ан-12Б
Ан-12МГА: гражданский транспортный вариант и Ан-12БП с дополнительными баками под полом грузовой кабины
Ан-12БМ: самолет, доработанный для испытания приемной аппаратуры спутника связи "Молния-1"
Ан-12ПС: конверсионные и вновь построенные самолеты поставлялись заказчикам с 1969 года, оснащены дополнительными антеннами
Ан-12Б-И: транспортные самолеты, доработанные в "промежуточный" вариант постановщика помех, эксплуатируются с 1964 года
Ан-12БШ: конверсия в учебно-штурманский самолет Ан-12БЛ: самолет, предназначенный для изучения возможности нанесения ударов противорадиолокационными ракетами
Ан-12Б "Кубрик": летающая лаборатория для отработки инфракрасных систем
Ан-12ВКП "Зебра": конверсия 1970 года, воздушный командный пункт
Ан-12РКР: конверсия для мониторинга атмосферы на предмет радиохимического и биологического заражения
Основные варианты Ан-12БК
Ан-12БКБ: бомбардировщик с внешними бомбодержателями; появился после использования транспортных Ан-12 в качестве бомбардировщиков в ходе индо-пакистанской войны 1971 года
Ан-12БК-ВКП "Зебра": воздушный командный пункт
Ан-12БКШ: учебно-штурманский самолет
Ан-12БК-ИС: дальнейшая модернизация самолета Ан-12Б-И
Ан-12ПП: постановщик помех, оснащенный мощным электрогенератором и различными станциями постановки помех; внешне легко идентифицируется по большому количеству антенн и хвостовой части фюзеляжа оживальной формы; пушечное вооружение отсутствует
Ан-12БК-ППС: постановщик помех; внешне идентифицируется по гондолам-обтекателям в передней и хвостовой частях фюзеляжа.
Ан-12БКТ: самолет-заправщик для дозаправки самолетов на аэродромах
Ан-12БКК: самолет для VIP перевозок
Ан-12БКТ "Циклон": самолет для метеоисследований
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ан-12БК
Тип: средний транспортный самолет с экипажем из шести человек
Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя ЦМКБ "Прогресс" (Ивченко) АИ-20М мощностью 4252 э.л.с.
Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 780 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 600 км/ч; практический потолок 10500 м; дальность полета с полной заправкой 6800 км; дальность полета с максимальной нагрузкой 3600 км
Массы: пустого 35 500 кг; максимальная взлетная 61000 кг
Размеры: размах крыла 38,00 м; длина 33,10 м; высота 10,53 м; площадь крыла 121,70 мг
Вооружение: две пушки калибра 23 мм на кормовой турели
Полезная нагрузка: 100 десантников или груз массой 20 000 кг
Подбитый ракетой ПЗРК Ан-12 после посадки. Кабул, осень 1986г.
Последствия попадания "Стингера": осколочные повреждения и начавшийся пожар вывели из строя двигатель, обгорело крыло и часть закрылка. Кабул, декабрь 1986 г.
Этот Ан-12 еще долго стоял на окраине стоянки 50-го ОСАП
Поврежденный Ан-12 ВВС Афганистана, застывший на краю стоянки кабульского аэропорта. Ноябрь 1991г.
При аварийной посадке на пахоту самолет подломил левую стойку шасси и вывернул задевший о землю крайний левый двигатель вместе с моторамой
При ночной посадке транспортник снес линию связи, утащив за собой провода и несколько столбов. На Ан-12 любопытным образом сочетаются опознавательные знаки прежнего "революционного" образца на крыле и новые "исламские" с арабской вязью на киле
Афганский Ан-12БП на месте аварийной посадки у Термеза. Узбекистан, 16 февраля 1993 г.
Инцидент с Ан-12БК в аэропорту Толмачево 18 марта 2005 г. При грубой посадке была подломлена передняя стойка шасси
Обломки Ан-12 на окраине Кабульского аэродрома
Обломки Ан-12 на окраине кабульского аэропорта
Аварийная посадка в декабре 1990г. под Киевом. Все 17 человек, находившиеся на борту, остались живы
24.03.2000г., Ан-12БП, Sky Cabs. Кадирана (Шри-Ланка), 6 из 8 чел. погибли
23 мая 2003г. при посадке в аэропорту Гома (Конго) потерпел аварию Ан-12БП (борт 9L-LCR) авиакомпании Showa Air (Сьерра-Леоне). На этот раз летное происшествие в Африке обошлось без жертв
На месте катастрофы Ан-12 в Ейском лимане 8 августа 1988 г.
Затонувший Ан-12 извлекают из воды
На месте катастрофы Ан-12БК возле аэропорта Джуба
Разбившийся на взлете Ан-12Б (борт 4K-AZ25) азербайджанской авиакомпании Silk Way Airlines
Ан-12БК (зав. № 8345604) авиакомпании «Украина-Аэроальянс» после катастрофы. Львов, октябрь 2019 г.