PZL I-22 Iryda
Страна: Польша
Год: 1985


Двухместный УТС базовой и повышенной летной подготовки
Описание
Фотографии
P.Z.L. Mielec I-22 Iryda

   Самолет I-22 Iryda был спроектирован в 1980-е годы группой конструкторов, возглавляемой Альфредом Бароном. I-22 Iryda предназначался для замены учебно-тренировочных самолетов начальной летной подготовки TS-11 Iskra и повышенной подготовки LiM-9 (польская разработка на базе МиГ-17), состоявших в те годы на вооружении ВВС Польши.
   Прототип нового самолета был облетан 5 марта 1985 года, он в целом был схож с самолетом Dassault/Dornier Alpha Jet, но был несколько меньше и легче. На первых прототипах I-22 были установлены двигатели WSK SO-3W22, однако их характеристики оказались неудовлетворительными. На двух последних из пяти построенных опытных машин установили уже двигатели IL K-15 и Rolls-Royce Viper Mk 545, каждый из них имел тягу 14,72 кН. Вариант с двигателями K-15 первоначально получил обозначение I-22M-92, но затем варианты самолета с польскими и британскими двигателями получили обозначения I-22M-93K и I-22M-93V, соответственно.
   I-22M-93K был полностью оптимизирован под требования ВВС Польши, которые разместили первый заказ на семь самолетов, а вариант I-22M-93V планировался к поставке на экспорт. Но экспортных заказов не последовало.
   На I-22M-93K установили катапультные кресла Martin-Baker Mk PL10LR класса "0-0", а максимальная масса сбрасываемой полезной нагрузки была доведена до 1800 кг. Первые семь самолетов были поставлены заказчику с тем же БРЭО, что использовалось и на I-22, но для последующих машин планировалось использовать французскую авионику, прошедшую испытания на I-22M-93S (вероятно, этот комплекс авионики мог затем устанавливаться для модернизации и на более ранних машинах).
   На базе I-22M-93 были проработаны две модификации: самолет-разведчик I-22M-93R и морской патрульный самолет I-22M-93M. Рассматривалась возможность создания многоцелевого варианта I-22M-95, отличавшегося крылом большего размаха с сверхкритическим профилем. На данную модификацию предполагалось устанавливать одноконтурные ТРД K-15 или Viper Mk 545, либо ТРДД Viper Mk 632 тягой 17,70 кН или Larzac 04-V3 тягой 16,18 кН. В этих вариантах оснащения самолет мог бы брать на борт боевую нагрузку 2500 кг (с ТРД) или 3000 кг (с ТРДД). Самолеты также могли различаться составом авионики и бортового комплекса обороны.
   Разработчики еще предлагали четыре специализированные модификации: двухместный учебно-боевой самолет I-22M-95T; самолет-разведчик I-22M-95R; морской патрульный/ударный самолет I-22M-95M и его модернизированный вариант, получивший обозначение I-22M-95MS. Рассматривалась возможность разработки одноместного I-22M-97, который предполагалось предлагать заказчику в двух модификациях - ударного I-22M-97S и истребителя-бомбардировщика I-22M-97MS.
   После постройки семи I-22 компания собрала еще семь I-22M-93K, а затем - в мае 1995 года - выпуск данных машин был прекращен, поскольку планировалось сосредоточить все усилия на варианте I-22M-96, на котором разработчик намеревался уже устранить все недостатки и недоработки, выявленные на I-22M-93K.
   Был построен один прототип, переоборудованный из ранее выпущенного самолета, и еще один опытный самолет был построен "с нуля". Данные машины облетали 21 декабря 1996 года и 16 августа 1997 года, на них имелись наплывы в корневой части крыла, предкрылки и закрылки Фаулера, более высокий киль и комплекс авионики Sextant Topflight.
   Однако впоследствии программа I-22M-96 была остановлена - у польских ВВС возникли проблемы с субподрядчиками. В итоге серийных заказов не последовало. Самолеты данного семейства были сняты с вооружения ВВС Польши в середине 1990-х годов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   P.Z.L. Mielec I-22 Iryda

   Тип: двухместный УТС базовой и повышенной летной подготовки с возможностью обучения применению вооружения, ведения разведки и в роли легкого штурмовика
   Силовая установка: два ТРД WSK-P.Z.L. Rzeszow P.Z.L.-5 (SO-3W22) тягой по 10,79 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5000 м - 835 км/ч; начальная скороподъемность 1500 м/мин; практический потолок 12000 м; дальность полета с максимальной боевой нагрузкой 604 км
   Масса: пустого 4560 кг; максимальная взлетная 6900 кг
   Размеры: размах крыла 9,60 м; длина 13,22 м; высота 4,30 м; площадь крыла 19,92 м1
   Вооружение: одна 23-мм двуствольная пушка GSZ-23L (лицензионный вариант пушки ГШ-23Л) в подфюзеляжной установке, плюс до 1100 кг сбрасываемых авиационных средств поражения
По причине внутренних неурядиц Iryda не получил того успеха, которого он, возможно, заслуживал. Самолет был выпущен в Польше небольшой серией.
The second prototype of the I-22 trainer!strike aircraft, the first prototype of which first flew more than two years ago.
The I-22 has the ability to operate from grass or dirt strips, and emphasis in the design is placed on ease of servicing and maintenance with rudimentary facilities, features likely to have appeal to potential third world purchasers.
M-96 full prototype SP-PWG, displaying to best advantage its taller fin, Fowler flaps, leading-edge slats and LERX (1998)
Front cockpit of the M-93K (1995)
Пятый польский I-22 "Ирида"
The staged camber on the wing leading edge gives the optical illusion in the photograph of varying degrees of taper.
Польский M-96 - новая версия УТС "Ирида"
Making its international debut at Farnborough was the Rolls-Royce Viper 545-powered WSK-PZL Mielec Iryda M-93V prototype SP-PWE.
PZL-Mielec Iryda, the latest application for the Viper - Series 20, Mk 545.
Prototype PZL I-22 Model 92 Iryda SP-PWD, which first flew at Deblin on December 22, 1992.
I-22 Inboard Profile
P.Z.L. I-22 Iryda
PZL-Mielec Iryda.
Conceptually similar to the Alpha Jet, but lower-powered and designed as a dual-role aircraft from the outset, the I-22 is intended as a successor to the late 'fifties-vintage TS-11 Iskra.
PZL Mielec M-96 Iryda tandem-seat advanced trainer with external armament (1998)