RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Польша

Год : 1984

Двухместный самолет первоначальной и повышенной подготовки летчиков

EADS PZL (P.Z.L. Warszawa-Okecie) PZL 130 Orlik

   Самолет первоначального обучения PZL 130 Orlik разрабатывался с осени 1983 года как часть комплекса, в который также входили тренажер и электронная система диагностики. PZL 130 - цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси с носовой опорой и звездообразным мотором М-14ПМ мощностью 330 л. с. с воздушным винтом постоянного числа оборотов. Самолет предназначался для обучения военных и гражданских летчиков, в том числе высшему пилотажу, воздушной стрельбе, нанесению ударов по наземным целям и разведке.
   Сборка трех летных прототипов началась в 1982 году. Первый полет выполнен 12 октября 1983 года. Вслед за первым прототипом в воздух вскоре поднялся второй, но третий прототип выполнил первый полет лишь в январе 1985 года из-за задержек с поставкой мотора М-14ПМ из СССР (первые две предсерийные машины поднялись в воздух в феврале 1988 года). К этому времени PZL вела поиск альтернативного двигателя, как вариант изучалась возможность установки менее мощного PZL Kalisz K8-AA. Этот недостаточно мощный мотор установили на второй предсерийный самолет, выполнивший первый полет в марте 1988 года. Испытания проводились еще два года, но в 1990 году от дальнейших работ по Orlik с поршневым мотором отказались.
   В 1984 году компания PZL начала работать над турбовинтовым вариантом Orlik. Третий планер переделали под установку ТВД PT6A-25A. Первый полет эта машина выполнила 13 июля 1986 года, в январе 1987 года самолет разбился. Седьмой Orlik поднялся в воздух с ТВД Walter M601E мощностью 750 л. с. За ним последовало еще четыре Turbo-Orlik с двигателями M601E и PT6A, получившие соответственно обозначения PZL 130TM и PZL 130T.
   Для ВВС Польши были заказаны 48 серийных PZL 130TB, затем заказ сократили до 32 машин, но в 2010 году на вооружении состояло 38 самолетов. Данный вариант создан на базе PZL 130TM и оснащен двигателем M601T - это специализированный пилотажный самолет с крылом увеличенного размаха, с двухщелевыми закрылками и большим установочным углом атаки, а также килем измененной конструкции. Кабина выполнена по типу кабины самолета Су-22, фонарь - измененной формы. Выкатка прототипа состоялась в мае 1991 года, первый полет -18 сентября того же года. На PZL 130TM установлены авионика восточно-европейского производства и катапультное кресло LFK-K1 класса "ноль-ноль", под крылом смонтированы шесть узлов подвески.
   На экспорт предлагалось несколько схожих модификаций с авионикой и двигателями западного производства. Наибольшим потенциалом обладал PZL 130TC с двигателем PT6A-62 мощностью 950 л.с. P.Z.L.130TC-1 является улучшенным вариантом P.Z.L. 130TB с катапультным креслом Martin-Baker Mk 11B, стандартным для всех самолетов ВВС Польши. На P.Z.L. 130TC-2 установлен ТВД PT6A-25C мощностью 750 л. с. На P.Z.L. 130TC-3 обновили бортовое электронное оборудование и установили ИЛС.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   P.Z.L. Warszawa-Okecie PZL 130TC-1 Orlik

   Тип: двухместный самолет первоначальной и повышенной подготовки летчиков
   Силовая установка: один ТВД Walter M601T мощностью 750 л. с. (559 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6000 м - 500 км/ч; начальная скороподъемность 798 м/мин; практический потолок 10 060 м, дальность 1150 км
   Масса: пустого 1600 кг; максимальная взлетная 2700 кг
   Размеры: размах крыла 9,00 м; длина 9,00 м; высота с исходным низким килем 3,53 м; площадь крыла 13,00 м2
   Вооружение: масса боевой нагрузки на шести подкрыльевых узлах подвески 800 кг

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии