Описание
Страна : Польша
Год : 1984
Двухместный самолет первоначальной и повышенной подготовки летчиков
EADS PZL (P.Z.L. Warszawa-Okecie) PZL 130 Orlik
Самолет первоначального обучения PZL 130 Orlik разрабатывался с осени 1983 года как часть комплекса, в который также входили тренажер и электронная система диагностики. PZL 130 - цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси с носовой опорой и звездообразным мотором М-14ПМ мощностью 330 л. с. с воздушным винтом постоянного числа оборотов. Самолет предназначался для обучения военных и гражданских летчиков, в том числе высшему пилотажу, воздушной стрельбе, нанесению ударов по наземным целям и разведке.
Сборка трех летных прототипов началась в 1982 году. Первый полет выполнен 12 октября 1983 года. Вслед за первым прототипом в воздух вскоре поднялся второй, но третий прототип выполнил первый полет лишь в январе 1985 года из-за задержек с поставкой мотора М-14ПМ из СССР (первые две предсерийные машины поднялись в воздух в феврале 1988 года). К этому времени PZL вела поиск альтернативного двигателя, как вариант изучалась возможность установки менее мощного PZL Kalisz K8-AA. Этот недостаточно мощный мотор установили на второй предсерийный самолет, выполнивший первый полет в марте 1988 года. Испытания проводились еще два года, но в 1990 году от дальнейших работ по Orlik с поршневым мотором отказались.
В 1984 году компания PZL начала работать над турбовинтовым вариантом Orlik. Третий планер переделали под установку ТВД PT6A-25A. Первый полет эта машина выполнила 13 июля 1986 года, в январе 1987 года самолет разбился. Седьмой Orlik поднялся в воздух с ТВД Walter M601E мощностью 750 л. с. За ним последовало еще четыре Turbo-Orlik с двигателями M601E и PT6A, получившие соответственно обозначения PZL 130TM и PZL 130T.
Для ВВС Польши были заказаны 48 серийных PZL 130TB, затем заказ сократили до 32 машин, но в 2010 году на вооружении состояло 38 самолетов. Данный вариант создан на базе PZL 130TM и оснащен двигателем M601T - это специализированный пилотажный самолет с крылом увеличенного размаха, с двухщелевыми закрылками и большим установочным углом атаки, а также килем измененной конструкции. Кабина выполнена по типу кабины самолета Су-22, фонарь - измененной формы. Выкатка прототипа состоялась в мае 1991 года, первый полет -18 сентября того же года. На PZL 130TM установлены авионика восточно-европейского производства и катапультное кресло LFK-K1 класса "ноль-ноль", под крылом смонтированы шесть узлов подвески.
На экспорт предлагалось несколько схожих модификаций с авионикой и двигателями западного производства. Наибольшим потенциалом обладал PZL 130TC с двигателем PT6A-62 мощностью 950 л.с. P.Z.L.130TC-1 является улучшенным вариантом P.Z.L. 130TB с катапультным креслом Martin-Baker Mk 11B, стандартным для всех самолетов ВВС Польши. На P.Z.L. 130TC-2 установлен ТВД PT6A-25C мощностью 750 л. с. На P.Z.L. 130TC-3 обновили бортовое электронное оборудование и установили ИЛС.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
P.Z.L. Warszawa-Okecie PZL 130TC-1 Orlik
Тип: двухместный самолет первоначальной и повышенной подготовки летчиков
Силовая установка: один ТВД Walter M601T мощностью 750 л. с. (559 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6000 м - 500 км/ч; начальная скороподъемность 798 м/мин; практический потолок 10 060 м, дальность 1150 км
Масса: пустого 1600 кг; максимальная взлетная 2700 кг
Размеры: размах крыла 9,00 м; длина 9,00 м; высота с исходным низким килем 3,53 м; площадь крыла 13,00 м2
Вооружение: масса боевой нагрузки на шести подкрыльевых узлах подвески 800 кг
- Описание
Фотографии
-
Air International 1985-10 / ??? - Orlik ... A Polish Fledgeling
Регистрационный номер: SP-PCA [4] The first flying prototype of the Orlik (c/n 002) photographed during initial flight testing. The Orlik is the primary component of the so-called Kolegium System in which it is mated with a flight simulator and an electronic fault diagnosing device.
-
Air International 1985-10 / ??? - Orlik ... A Polish Fledgeling
Регистрационный номер: SP-PCA [4] 12 октября 1984г.: совершил первый полет самолет первоначального обучения с поршневым двигателем PZL-130 Orlik (SP-PCA), созданный под руководством Анджея Фридришевича.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
Unidentified PZL-130TC flying in 1998 with separate windscreen and canopy and modified tailplane tips (1999)
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
Late production PZL-130TC-1 Orlik, pictured in 1998 after modifications (1999)
-
Air International 2002-06 / M.Fiszer, J.Gruszczynski - Polish Air Force. The last ten years /Military/
One of two PZL-130 Orliks from the 23rd Special Squadron (test & liaison) from Deblin. Most of the Orliks are on strength at the 2nd Air Training Centre, Radom.
-
Air International 1999-05 / B.Taylor - Military Aircrew Training. What's Next? /Military aviation/ (2)
In its TC-1 form, the PZL-130 Orlik is powered by a Walter turboprop engine. Note the large access doors to ease engine maintenance.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
Vortex generators on Orlik trials aircraft 037 (1999)
-
Air International 2014-04 / News
Регистрационный номер: SP-YZL [3] On March 7, 2014 Airbus Defence and Space rolled out the prototype PZL-130 Orlik MPT (Multi Purpose Trainer) at the Warszawa Okecie factory in Warsaw, Poland. The aircraft (SP-YZL, c/n 03940033) was modified from an Orlik TC-II equipped with Garmin avionics, and features a pair of multi-functional displays for student and instructor, and a head-up display (HUD) in the front and HUD repeater in the rear cockpit. Instrumentation and lighting has been made compatible with night-vision goggles. It also has a redesigned wing, Martin-Baker Mk 11L ejector seats, and a 750hp (560kW) Pratt & Whitney PT6A-25C turboprop with four-bladed Hartzell propellers with anti-icing. The aircraft is due to make its first flight by the end of March. The new Orlik variant is initially aimed at a Polish requirement to upgrade 12 Orlik TC-Is with a glass cockpit by 2018.
-
Авиация и Время 2014-05
Регистрационный номер: SP-YZL [3] 6 октября 2014г. на 41-й учебной авиационной базе ВВС Польши в Деблине компания Airbus Defence & Space официально представила модернизированный учебно-тренировочный самолет PZL-130 Orlik MPT (Multi Purpose Trainer). Машина впервые поднялась в воздух 23 мая и с тех пор уже налетала около 30 ч. Самолет разработан на основе PZL-130 TC-II Garmin, который оснащен модифицированным крылом, двигателем Pratt & Whitney PT6A-25C и катапультируемыми креслами Martin-Baker Mk 11L. Он получил «стеклянную» кабину и второе название Orlik TC-II GC (glass cockpit). На его разработку потрачено 37 млн. злотых. ВВС Польши заинтересованы в приобретении 12 новых самолетов
-
Air International 2015-11 / News
Регистрационный номер: SP-YZL [3] At the end of September 2015, Airbus Defence and Space promoted its PZL-130 Orlik MPT (multi purpose trainer) in Spain. Airbus and Spanish Air Force pilots flew prototype SP-YZL (c/n 03940033) on daily sorties from Getafe Air Base near Madrid. The Spanish Air Force is evaluating the Orlik as a replacement for its CASA C101 fleet. In 2011, the air force evaluated the Hawker Beechcraft T-6C Texan II.
-
Air International 2008-06 / D.Willis - Military Display Teams. Europe /Military/ (1)
A number of European military teams use propeller-driven aircraft, which offer excellent manoeuvrability and lower operating costs than jets. Pictured is a Turbo Orlik of the Polish Air Force's Team Orlik.
-
Авиация и Космонавтика 2015-11 / Д.Пичугин - Радом-2015
Самолеты PZL-130TC-2 польской пилотажной группы «Орлики»
-
Авиация и Время 2019-06 / П.Нор - Для учебы и не только
Польский учебно-тренировочный самолет PZL-130TB «Орлик»
-
Air International 1985-10 / ??? - Orlik ... A Polish Fledgeling
Регистрационный номер: SP-PCA [4] The first flying prototype of the Orlik (SP-PCA) which initiated the flight test programme in October last year
-
Air International 1985-06 / World Trainer Directory
Регистрационный номер: SP-PCA [4] The prototype PZL-130 Orlik (Eaglet) made its first flight at Warsaw/Okecie on 12 October 1984. Designed at Okecie by a team led by A Frydrychewicz, the Orlik is in competition with the Mielec-designed M-26 Iskierka to provide the Polish Air Force with a new pre-jet basic trainer.
-
Air International 1985-10 / ??? - Orlik ... A Polish Fledgeling
Регистрационный номер: SP-PCC [2] The third flying prototype and the second to fly (SP-PCC) which entered test late December and was the example exhibited at Le Bourget.
-
Air International 1985-10 / ??? - Orlik ... A Polish Fledgeling
Регистрационный номер: SP-PCC [2] The careful attention paid by the PZL team to the design of the engine cowling in order to minimise the drag of the radial air-cooled power plant is particularly apparent in this photograph of the third prototype Orlik. The levered-suspension undercarriage units with low-pressure tyres are noteworthy.
-
Air International 1987-05 / ??? - Poland's Novel Tuition Trio
The Turbo Orlik which was lost in January 1987 while being demonstrated to the Colombian Air Force.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
Front cockpit of the PZL-130TC-1 Orlik (1998)
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-01 - AIRCRAFT - FIXED-WING - CIVIL
Регистрационный номер: SP-BVE Model of the PZL-140 Orlik 2000 (1997)
-
Air International 1985-02 / Airdata File
The PZL-130 Orlik
-
Air International 1999-05 / B.Taylor - Military Aircrew Training. What's Next? /Military aviation/ (2)
Three-view drawing of the PZL-130TC-1 Orlik.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
PZL Warszawa-Okecie PZL-130TC-1 Orlik, showing current Polish Air Force in-service configuration (1999)
-
Air International 1987-05 / ??? - Poland's Novel Tuition Trio
PZL-130T Turbo Orlik
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-01 - AIRCRAFT - FIXED-WING - CIVIL
PZL-140 Orlik 2000 small business transport, based on the Orlik turboprop military trainer (1996)
- Фотографии