Поиск по сайту:
UTVA-75
В 1974 году UTVA начала разработку нового двухместного учебного/многоцелевого самолета для замены Aero 3 в качестве основной учебной машины ВВС Югославии. Новый самолет UTVA-75 представлял собой цельнометаллический низкоплан с трехстоечным неубирающимся шасси, оснащенный 180-сильным ПД Avco Lycoming IO-360-B1F. Размещение экипажа рядное, доступ в кабину осуществляется через откидывающиеся вверх двери в сбрасываемом фонаре. Управление сдвоенное, а оборудование позволяет осуществлять тренировочные полеты как днем, так и ночью.
Постройка двух прототипов началась в 1975 году, и первый из них поднялся в воздух 19 мая 1976 года. Серийное производство началось в 1979 году. Самолет в основном использовался югославскими ВВС (JRV) на первоначальном этапе вооружения.
JRV получили 136 единиц UTVA-75. Часть из них служила в училище ВВС в Мостаре и совмещенном с ним Центре первоначального обучения, входивших в состав Академии ВВС. Для боевой подготовки под крылом могли быть установлены два пилона, на которые подвешивались легкие бомбы, пулеметные контейнеры, блоки НАР или 100-кг грузовые контейнеры.
UTVA-75 также широко использовались в учебных центрах и клубах югославской авиационной ассоциации, осуществлявшей предварительный отбор пилотов для ВВС и переподготовку пилотов резерва. Эти самолеты несли гражданские и военные обозначения.
Выпуск UTVA-75 завершился в 1984 году, когда было построено около 180 самолетов. UTVA также разработала четырехместный вариант с минимальными доработками, с расширенным составом оборудования. Он сохранил прежние размеры, но получил более длинный фонарь с боковыми дверями, обеспечивающими доступ ко второму ряду кресел. Получивший обозначение UTVA-75A41, этот вариант существовал в виде единственного прототипа и серийно не строился.
После распада Югославии UTVA-75 служили в ВВС разных стран, включая ВВС Хорватии и Республики Босния. Боснийцы использовали свои машины в качестве легких штурмовиков во время конфликтов в 1992-1995 годах. Все машины, доставшиеся ВВС Сербии, получили военную окраску. Некоторое число самолетов было передано ВВС Черногории и Судана.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
UTVA-75
Тип: учебно-тренировочный и общего назначения
Силовая установка: один ПД Textron Lycoming IO-360-B1F мощностью 180 л. с. (134 кВт)
Летные характеристики: макс. скорость без внешней подвески на оптимальной высоте 215 км/ч; макс. крейсерская скорость на оптимальной высоте 185 км/ч; начальная скороподъемность 270 м/мин; потолок 4000 м; дальность полета 800 км
Масса: пустого снаряженного 685 кг; максимальная взлетная 960 кг
Размеры: размах крыла 9,73 м; длина 7,11 м; высота 3,15 м; площадь крыла 14,63 м2
Вооружение: максимальная боевая нагрузка 200 кг
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 248
Самолет 53 003 был одним из четырех прототипов UTVA-75, позднее служивших в ВВС Югославии. Машина получила военное обозначение V-53 ("V" от Veza - связной). UTVA-75 также использовались в югославских летных школах.
-
АвиаМастер 2004-05 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (1)
УТС UTVA-75 - первый самолет словенских ВВС, 1991г.
-
АвиаМастер 2004-05 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (1)
UTVA-75 хорватских ВВС, май 1992г.
-
АвиаМастер 2004-06 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (2)
UTVA-75 - один из первых самолетов ВВС Боснии и Герцеговины, 1992г.
-
АвиаМастер 2004-06 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (2)
UTVA-75 - ВВС Республики Сербской, 1994г.
-
Мировая Авиация 248
ВВС Хорватии использовали UTVA-75 во время гражданской войны и сняли их с вооружения к 2008 году.
-
Air International 2011-06 / J.Franken, F.Toenders - Serbian Air Force Revitalised /Military/
In the summer, Batajnica Airbase is used to train new pilots on the UTVA-75.
-
Air International 2012-01 / Dubai 2011
A welcome sight in the static park, dwarfed by the world's big aerospace companies, was the SAFAT Aviation Complex from Sudan. The company was marketing its new SAFAT 03
-
Авиация и Время 2006-04 / И.Божиновски - ВВС Македонии
Учебные самолеты Zlin 242L и UTVA-75A21 (на фото) сыграли свою роль в становлении ВВС Македонии
-
Авиация и Космонавтика 2007-09 / М.Никольский - ВВС Сербии (2)
Самолеты V-53 (Utva-75) используются для начальной подготовки пилотов и поддержания летных навыков у опытных пилотов
-
Air International 1996-07 / Talkback
Since making its first flight on May 19, 1976, a total of 137 production UTVA 75s have been built. This Yugoslav two-seat basic trainer has been modified for crop-spraying (75AG) and as a four-seat touring aircraft (75A). It has seen service with air forces and flying clubs in Yugoslavia, Slovenia, Croatia, Republic Srpska, Bosnia-Hertzegovena, Macedonia and a sole example has been sold to Jordan. In some of the former Yugoslav countries it flew combat missions during the conflict, serving as a liaison, reconnaissance and even ground attack aircraft for which it was fitted with Zolja (64mm) or Osa (90mm) rocket launchers and carried 50 to 65kg bombs.
-
Air International 1985-01 / ??? - Of Gulls and Eagles ... The Yugoslav Aircraft Industry
The assembly line of the UTVA 75 two-seat light trainer at the Pancevo facility.
-
Мировая Авиация 248
Этот экземпляр UTVA-75AGII был сельскохозяйственным самолетом, созданным с использованием крыла от UTVA-75. Он был уничтожен во время бомбардировки НАТО в 1999 году.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-01 - AIRCRAFT - FIXED-WING - CIVIL
Utva-75, around which the forthcoming LOLA Utva-96 is based (1991)
- Фотографии