Самолеты семейства Gotha G
В течение 1917-1918 годов граждане Великобритании очень боялись налетов "готов", как они называли все немецкие бомбардировщики, совершавшие дневные или ночные рейды на британские города. Такое прозвище ДальшеMore>>>
было дано по названию немецкой авиастроительной компании "Gothaer Waggonfabrik AG" - одной из первый немецких компаний, занявшихся авиастроительным бизнесом, располагавшей заводом и летной школой в городе Гота и летной школой с гидросамолетами в Варнемюнде.
Работы в данной компании по созданию двухмоторных бомбардировщиков начались еще в 1915 году, причем уже 27 июля 1915 года специалисты компании облетали прототип большого двухмоторного самолета сухопутного базирования, спроектированного Оскаром Урсинусом. Самолет получил обозначение Gotha G.I, он имел достаточно необычную компоновку - биплан с крыльями большого размаха, с двигателями, установленными на нижнем крыле так близко, что воздушные винты противоположного вращения едва не задевали друг друга лопастями. По расчетам конструктора такая компоновка силовой установки позволяла при выходе из строя в полете одного из моторов сохранить более-менее управляемый полет. Было построено небольшое количество таких самолетов, причем один из них получил поплавковое шасси и обозначение Gotha UWD. Вслед за G.I в 1916 году появились самолеты Gotha G.II и G.III, имевшие уже более традиционную компоновку. Обе модификации, строившиеся в небольших количествах, были в основном идентичны и отличались только внутренними деталями. Опыт использования этих самолетов в Европе привел к разработке в 1916 году самолета большей дальности G.IV. Машина имела смешанную (металлическую и деревянную) конструкцию с фанерной и полотняной обшивкой и представляла собой трехстоечный биплан с фюзеляжем прямоугольного сечения, подкосным хвостовым оперением и шасси с хвостовым колесом и двухколесными основными опорами. Силовая установка включала два установленных с помощью распорок между крыльями - прямо над основными стойками шасси - рядных двигателя Mercedes D.IVa, приводящих во вращение толкающие воздушные винты. В задней кромке верхнего крыла для обеспечения свободного вращения воздушных винтов имелся большой вырез. После G.IV появился улучшенный вариант G.V, который был в целом почти таким же, но имел более качественное оборудование и некоторые другие усовершенствования, в том числе гондолы двигателей более обтекаемой формы.
25 мая 1917 года германские бомбардировщики начали дневные налеты на Великобританию - в первом рейде принимал участие 21 самолет марки Gotha. Бомбардировке подверглись прибрежные города в графстве Кент, а 13 июня 1917 года немецкие летчики выполнили первый дневной налет на Лондон, в результате которого погибли 162 человека и более 400 были ранены. Эти налеты, а также рейды в июне - июле, во время которых германские летчики не встретили фактически никакого сопротивления, вызвали сильное возмущение британской общественности и привели к созданию военно-воздушных сил как самостоятельного вида вооруженных сил Великобритании.
Меры, принятые для противостояния самолетам Gotha, включая передислокацию с Западного фронта части истребительных эскадрилий, заставили немецких летчиков из 3-й бомбардировочной эскадры перейти к ночным полетам, которые продолжались до мая 1918 года. В ходе 22 бомбардировок, проведенных по объектам на территории Великобритании, самолеты Gotha сбросили более 83 т бомб, что было значительным достижением для того времени.
Выпускались также единичные экземпляры и других модификаций. Среди них выделялся G.VI - необычный по компоновке самолет со смещенным влево фюзеляжем и оснащенный двумя двигателями Mercedes D.IVa мощностью по 260 л.с., один из которых был установлен в носовой части, а другой - в гондоле с правого борта.
<...>
Варианты
G.Vb: модификация базовой модели G.V с парой вспомогательных колес, установленных перед каждой основной стойкой шасси с целью уменьшения опасности капотирования во время ночных полетов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Gotha G.V
Тип: дальний трехместный бомбардировщик
Силовая установка: два шестицилиндровых рядных ПД Mercedes D.IVa мощностью 260 л. с. (194 кВт)
Летные характеристики: макс. скорость 140 км/ч; практический потолок 6500 м; дальность полета 500 км
Масса: пустого 2740 кг, максимальная взлетная 3975 кг
Размеры: размах крыла 23,70 м; длина 11,86 м; высота 4,30 м; площадь крыльев 89,50 м!
Вооружение: два 7,92-мм пулемета Parabellum на шкворневых установках в носовой и надфюзеляжной установках, плюс бомбовая нагрузка 300-500 кг, в зависимости от дальности полета и задания
Этот двухдвигательный бомбардировщик Gotha G.II выпускался в небольшом количестве.
In the summer of 1917 German Gotha bombers made their first forays over England, and the first daylight raid on London by G IVs (a development of the GII seen here) on June 13 resulted in the death of 18 children in a school in Poplar, opening what Air Cdre L.E.O. Charlton later described as “a new epoch in the history of warfare”.
Бомбардировщики G.IV подходили к целям в Великобритании на высоте 4572 м, почти не встречая никакого сопротивления.
Note the tractor engines instead of the usual pushers on this Gotha GIV (S.S.W.) built under licence;
A typical Gotha bomber with a pair of 260 h.p. Mercedes engines operating as pushers.
Arming a Gotha (12 August 1917).
The pilot of a Gotha G V (seated to the left, with a gangway to the forward position on his right) showing the use of oxygen, sucked through a tube during high altitude flight.
Remains of a German Gotha bomber shot down at Rochford, near Southend, being inspected by Capt Clifford, Cdr Bristow and Lt Evans.