Gotha G.II / G.III / G.IV / G.V
Страна: Германия
Год: 1916


Дальний трехместный бомбардировщик
Описание
Фотографии
Самолеты семейства Gotha G
  
   В течение 1917-1918 годов граждане Великобритании очень боялись налетов "готов", как они называли все немецкие бомбардировщики, совершавшие дневные или ночные рейды на британские города. Такое прозвище было дано по названию немецкой авиастроительной компании "Gothaer Waggonfabrik AG" - одной из первый немецких компаний, занявшихся авиастроительным бизнесом, располагавшей заводом и летной школой в городе Гота и летной школой с гидросамолетами в Варнемюнде.
   Работы в данной компании по созданию двухмоторных бомбардировщиков начались еще в 1915 году, причем уже 27 июля 1915 года специалисты компании облетали прототип большого двухмоторного самолета сухопутного базирования, спроектированного Оскаром Урсинусом. Самолет получил обозначение Gotha G.I, он имел достаточно необычную компоновку - биплан с крыльями большого размаха, с двигателями, установленными на нижнем крыле так близко, что воздушные винты противоположного вращения едва не задевали друг друга лопастями. По расчетам конструктора такая компоновка силовой установки позволяла при выходе из строя в полете одного из моторов сохранить более-менее управляемый полет. Было построено небольшое количество таких самолетов, причем один из них получил поплавковое шасси и обозначение Gotha UWD. Вслед за G.I в 1916 году появились самолеты Gotha G.II и G.III, имевшие уже более традиционную компоновку. Обе модификации, строившиеся в небольших количествах, были в основном идентичны и отличались только внутренними деталями. Опыт использования этих самолетов в Европе привел к разработке в 1916 году самолета большей дальности G.IV. Машина имела смешанную (металлическую и деревянную) конструкцию с фанерной и полотняной обшивкой и представляла собой трехстоечный биплан с фюзеляжем прямоугольного сечения, подкосным хвостовым оперением и шасси с хвостовым колесом и двухколесными основными опорами. Силовая установка включала два установленных с помощью распорок между крыльями - прямо над основными стойками шасси - рядных двигателя Mercedes D.IVa, приводящих во вращение толкающие воздушные винты. В задней кромке верхнего крыла для обеспечения свободного вращения воздушных винтов имелся большой вырез. После G.IV появился улучшенный вариант G.V, который был в целом почти таким же, но имел более качественное оборудование и некоторые другие усовершенствования, в том числе гондолы двигателей более обтекаемой формы.
   25 мая 1917 года германские бомбардировщики начали дневные налеты на Великобританию - в первом рейде принимал участие 21 самолет марки Gotha. Бомбардировке подверглись прибрежные города в графстве Кент, а 13 июня 1917 года немецкие летчики выполнили первый дневной налет на Лондон, в результате которого погибли 162 человека и более 400 были ранены. Эти налеты, а также рейды в июне - июле, во время которых германские летчики не встретили фактически никакого сопротивления, вызвали сильное возмущение британской общественности и привели к созданию военно-воздушных сил как самостоятельного вида вооруженных сил Великобритании.
   Меры, принятые для противостояния самолетам Gotha, включая передислокацию с Западного фронта части истребительных эскадрилий, заставили немецких летчиков из 3-й бомбардировочной эскадры перейти к ночным полетам, которые продолжались до мая 1918 года. В ходе 22 бомбардировок, проведенных по объектам на территории Великобритании, самолеты Gotha сбросили более 83 т бомб, что было значительным достижением для того времени.
   Выпускались также единичные экземпляры и других модификаций. Среди них выделялся G.VI - необычный по компоновке самолет со смещенным влево фюзеляжем и оснащенный двумя двигателями Mercedes D.IVa мощностью по 260 л.с., один из которых был установлен в носовой части, а другой - в гондоле с правого борта.
<...>


Варианты

   G.Vb: модификация базовой модели G.V с парой вспомогательных колес, установленных перед каждой основной стойкой шасси с целью уменьшения опасности капотирования во время ночных полетов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Gotha G.V

   Тип: дальний трехместный бомбардировщик
   Силовая установка: два шестицилиндровых рядных ПД Mercedes D.IVa мощностью 260 л. с. (194 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость 140 км/ч; практический потолок 6500 м; дальность полета 500 км
   Масса: пустого 2740 кг, максимальная взлетная 3975 кг
   Размеры: размах крыла 23,70 м; длина 11,86 м; высота 4,30 м; площадь крыльев 89,50 м!
   Вооружение: два 7,92-мм пулемета Parabellum на шкворневых установках в носовой и надфюзеляжной установках, плюс бомбовая нагрузка 300-500 кг, в зависимости от дальности полета и задания
Этот двухдвигательный бомбардировщик Gotha G.II выпускался в небольшом количестве.
In the summer of 1917 German Gotha bombers made their first forays over England, and the first daylight raid on London by G IVs (a development of the GII seen here) on June 13 resulted in the death of 18 children in a school in Poplar, opening what Air Cdre L.E.O. Charlton later described as “a new epoch in the history of warfare”.
Бомбардировщики G.IV подходили к целям в Великобритании на высоте 4572 м, почти не встречая никакого сопротивления.
Gotha G.V.
Note the tractor engines instead of the usual pushers on this Gotha GIV (S.S.W.) built under licence;
A typical Gotha bomber with a pair of 260 h.p. Mercedes engines operating as pushers.
Arming a Gotha (12 August 1917).
The pilot of a Gotha G V (seated to the left, with a gangway to the forward position on his right) showing the use of oxygen, sucked through a tube during high altitude flight.
Remains of a German Gotha bomber shot down at Rochford, near Southend, being inspected by Capt Clifford, Cdr Bristow and Lt Evans.