
Hawker Tornado
В качестве замены для самолета Hurricane руководство "Hawker" предложило два проекта: один - Type N - представлял собой самолет с двигателем Napier Sabre, а другой - Type R - с двигателем Rolls-Royce Vulture. Первый впоследствии стал самолетом Typhoon, а второй - Tornado, разработка которого велась в соответствии со спецификацией F.18/37, подготовленной британским Министерством авиации и предусматривавшей необходимость разработки одноместного истребителя с вооружением из двенадцати 7,7-мм пулеметов. По каждому из проектов 3 марта 1938 года были заказаны по одному опытному самолету, в целом имевших почти идентичную конструкцию, различаясь преимущественно двигателями. С другой стороны, внешний вид Tornado был почти идентичен Hurricane.
Первый прототип поднялся в воздух 6 октября 1938 года, но затем в ходе летных испытаний были выявлены серьезные проблемы, связанные с плохой аэродинамикой радиатора, в результате чего разработчику пришлось вносить изменения в проект. В новом виде самолет вновь поднялся в воздух 6 декабря того же года. В последующем также вносились изменения - увеличена площадь руля направления и установлен двигатель Rolls-Royce Vulture V мощностью 1908 л. с. Второй прототип имел схожий радиатор, расположенный внизу передней части фюзеляжа, дополнительные панели остекления в задней части кабины, а также вооружение из четырех 20-мм пушек - взамен 12 пулеметов. В воздух машина поднялась 5 декабря 1940 года, позже на самолете установили двигатель Vulture V.
В конце 1939 года Министерство авиации разместило заказ на 500 серийных самолетов, причем по субподряду была привлечена компания "Avro" из Манчестера, но лишь один самолет был построен и облетан. Вскоре после этого программа производства двигателей Vulture была закрыта, а затем был аннулирован и заказ на Tornado. Третий опытный самолет Tornado был облетан 23 октября 1941 года, он оснащался двигателем Bristol Centaurus CE.4S мощностью 2120 л. с. и фактически стал предвестником самолета Hawker Tempest Mk II.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Hawker Tornado
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один 24-цилиндровый ПД Rolls-Royce Vulture V мощностью 1980 л. с. (1476 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7010 м - 641 км/ч; практический , потолок 10640 м
Масса: пустого 3800 кг; максимальная взлетная 4839 кг
Размеры: размах крыла 12,80 м; длина 10,10 м; высота 4,47 м; площадь крыла 26,29 м2
Вооружение: не устанавливалось, но обеспечивалась возможность размещения четырех 20-мм пушек во внешних секциях крыла
- Описание
Фотографии
-
Air Pictorial 1956-05 / ??? - RAF experimental aircrafts
Регистрационный номер : HG641 [5] his experimental installation of a Centaurus engine in a standard Tornado airframe was intended as an insurance against a possible delay in the supply Sabres for the Typhoon.
-
Air Enthusiast 2006-09 / D.Willis - First Time Around /Prototypes and experimentals/
Регистрационный номер : P5219 [2] From the front P5219 looked like an enlarged Hurricane, although in fact the aircraft shared little in common with the earlier design.
-
Air Enthusiast 2006-09 / D.Willis - First Time Around /Prototypes and experimentals/
Регистрационный номер : P5219 [2] Первый опытный "Торнадо"
The Tornado prototype P5219 was the first of Hawker's quartet of F.18/37 prototypes to fly, originally having the ventral radiator shown here.
The first prototype Tornado initially flew with the large bath-type radiator mounted under the wing centre section and had a smaller rudder. -
Мировая Авиация 153
Регистрационный номер : P5224 [11] Второй прототип Hawker Tornado. Носовая часть единственного серийного Tornado F.Mk I использовалась для испытаний воздушного винта противоположного вращения Rotol.
-
Air Enthusiast 2006-09 / D.Willis - First Time Around /Prototypes and experimentals/
Регистрационный номер : R7936 [3] The first Tornado I sitting on the grass - probably at Rolls-Royce at Hucknall - as building work goes on behind it.
-
Aeroplane Monthly 1983-05 / R.Beamont - Test flying the Tempest (1)
Регистрационный номер : P5224 [11] The second Hawker Tornado, P5224, showing minimal increase in rear vision area. Powered by the Rolls-Royce Vulture this aircraft was first flown on December 5, 1940.
-
Air Enthusiast 2006-09 / D.Willis - First Time Around /Prototypes and experimentals/
Регистрационный номер : P5224 [11] P5224 at Boscombe Down, March 1941. Of note is the rear window mounted in the fairing, absent on other Tornados.
-
Авиация и Космонавтика 1996-08 / В.Котельников - "Тайфун" - "Торнадо" - "Буря": стихийные бедствия от Сиднея Кэмма
Регистрационный номер : P5224 [11] Опытный самолет "Торнадо"
-
Air Enthusiast 2006-09 / D.Willis - First Time Around /Prototypes and experimentals/
Регистрационный номер : P5224 [11] This March 1941 portrait of the front quadrant of the second prototype Tornado shows the original shape of the intake mounted above the nose. The wheel cover doors are absent.
-
Air Enthusiast 2006-09 / D.Willis - First Time Around /Prototypes and experimentals/
Регистрационный номер : P5224 [11] Repositioning the radiator to under the chin drastically altered the appearance of the Tornado.
-
Aeroplane Monthly 1983-05 / R.Beamont - Test flying the Tempest (1)
Регистрационный номер : P5224 [11] The second Hawker Tornado, P5224, showing minimal increase in rear vision area. Powered by the Rolls-Royce Vulture this aircraft was first flown on December 5, 1940.
The Tornado was virtually a Typhoon powered by a Vulture, which required a double row of exhaust stubs on the nose. -
Авиация и Космонавтика 2007-11 / В.Котельников - "Тайфун" (1)
Регистрационный номер : P5224 [11] Оснащенный мотором Vulture, Tornado внешне отличался от Typhoon двумя рядами выхлопных патрубков. На снимке второй прототип, P5224, получивший массивный радиатор-"подбородок", как у Typhoon. Фирма "Avro" построила единственный серийный истребитель этого типа.
-
Air International 1982-06 / Fighter A to Z
Регистрационный номер : P5224 [11] The Tornado with the definitive chin-type bath.
-
Air Enthusiast 1972-08 / ??? - The "More Violent Hurricane" /Warbirds/
Регистрационный номер : P5224 [11] The second Tornado prototype was P5224, this picture showing a number of differencies compared with that above, including the forward radiator position, larger rudder, inner wheel well covers, additional windows in the cockpit fairing, and an aerial mast.
-
Air Enthusiast 2006-09 / D.Willis - First Time Around /Prototypes and experimentals/
Регистрационный номер : P5224 [11] By October 1941 the second prototype was adorned with a 'P for prototype' marking and had the enlarged upper intake.
-
Air Enthusiast 2006-09 / D.Willis - First Time Around /Prototypes and experimentals/
Регистрационный номер : R7936 [3] R7936 was used to test both Rotol and de Havilland contra-rotating propellers. Visible just behind the serial are the metal plates added to prevent separation of the tail section due to fatigue, a modification adopted for the Typhoon fleet.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The test installation of two D.H. three-blade contra-rotating airscrews on a Hawker Tornado single-seat fighter.
-
Air Enthusiast 2006-09 / D.Willis - First Time Around /Prototypes and experimentals/
Регистрационный номер : R7936 [3] Originator of the Typhoon/Tempest series, the Vulture-engined Hawker Tornado prototype, R7936, with zero rear vision. The six-bladed contra-propeller eliminated swing on take-off. Note the access door has been removed.
-
Air Enthusiast 1972-08 / ??? - The "More Violent Hurricane" /Warbirds/
Регистрационный номер : HG641 [5] The third Tornado prototype, HG641, was built to test a Bristol Centaurus installation in the Hawker airframe and led eventually to production of the Tempest II. The original installation with 3-blade propeller are illustrated.
-
Air Enthusiast 2006-09 / D.Willis - First Time Around /Prototypes and experimentals/
Регистрационный номер : HG641 [5] A 'walk-round' of the Centaurus test-bed Tornado HG641.
-
Air Enthusiast 2006-09 / D.Willis - First Time Around /Prototypes and experimentals/
Регистрационный номер : HG641 [5] -
Air Enthusiast 2006-09 / D.Willis - First Time Around /Prototypes and experimentals/
Регистрационный номер : HG641 [5] -
Air Enthusiast 2006-09 / D.Willis - First Time Around /Prototypes and experimentals/
First prototype Tornado; second prototype Tornado; third prototype Tornado; first prototype Typhoon as at March 1940; first prototype Typhoon, October 1940.
Другие самолёты на фотографии: Hawker Typhoon - Великобритания - 1940
- Фотографии