HAL HJT-36 / IJT Sitara
Страна: Индия
Год: 2003


Двухместный переходный реактивный учебный самолет
Описание
Фотографии
HAL IJT

   К середине 1990-х годов ВВС Индии потребовалась замена для самолета HAL Kiran. Компания HAL начала работать над преемником в 1997 году. В 1999 году был получен контракт на два прототипа самолета, названного переходным реактивным учебным самолетом (IJT). Этот низкоплан обычной конфигурации собран из легких сплавов и композитов. Он получил гидравлически убирающееся трехколесное шасси. Двухместная кабина тандемной компоновки, курсант сидит впереди, инструктор - с возвышением сзади. Большой фонарь кабины дает пилотам хороший круговой обзор. На опытном варианте машины HAL IJT стояли российские катапультные кресла К-36ЛТ класса "ноль-ноль" компании "НПП Звезда". Планируется установить во все будущие самолеты катапультные кресла Martin Baker Mk 16 IN16S. В кабине имеются дисплеи GE Aviation, которые будут дополнены обычными приборами для некоторых функций в качестве резерва, также установлен многорежимный коллиматорный индикатор HUD.
   Прототип самолета имел турбовентиляторный двигатель SNECMA Larzac 04-H-20, но позже его заменили на более мощный АЛ-55, используемый на экспортных вариантах Як-130.
   Первый полет первого прототипа с двигателем Larzac состоялся 7 марта 2003 года, второй - на следующий год. На выставке "Aerolndia" в феврале 2007 года во время взлета с авиабазы Йелаханка около Бангалора первый прототип попал в серьезную аварию - его фонарь кабины открылся на разбеге, что привело к рывку самолета вправо, в результате чего произошли разрушение амортизатора стойки шасси, разрыв шины и серьезное повреждение правой консоли крыла. Но экипаж остался невредим. Впоследствии этот самолет восстановили и оснастили двигателем АЛ-55.
   В настоящее время ВВС Индии заказали 16 таких самолетов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   HAL IJT

   Тип: двухместный переходный реактивный учебный самолет
   Силовая установка: турбовентиляторный двигатель АЛ-55И, развивающий тягу 17 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость: 850 км/ч; практический потолок: 9000 м; продолжительность полета до 3 ч; диапазон максимальных перегрузок +7,0/-2,5 g Масса: максимальная взлетная 4600 кг
   Размеры: длина: 11,00 м; размах крыла 10,00 м; высота: 4,40 м
   Вооружение: на пяти узлах подвески можно нести до 1000 кг нагрузки в виде пушек, бомб, НАР и УР, плюс подфюзеляжная 23-мм пушка (дополнительный вариант).
Ле-Бурже 2005
The second HJT-36. S3474, made its first flight in 2004. This aircraft suffered a belly landing in February 2009, one of several incidents that slowed the type's development and testing progress.
УТС HJT-36 «Ситара»
Индийский учебно-тренировочный самолет HJT-36
Программа IJT продвигается, несмотря на ряд проблем. Лицензионная постройка УТС BAE Systems Hawk вместе с работой над другими самолетами позволила компании HAL набраться опыта, необходимого для создания этой машины.
As of November 2015 only six out of 12 limited series production (LSP) HJT-136s had been built by Hindustan Aeronautics Limited, the first being S3851 which leads this formation.
HAL HJT-36 Sitara Intermediate Jet Trainer first prototype, S3466 (PT1), seen after its take-off mishap on February 8, 2007, during which it sustained extensive damage and may be a write-off.
Первоначальный макет самолета в музее
Mockup of HJT-36, proposed HJT-16 Kiran successor (1999)
Provisional general arrangement of the HAL HJT-36 jet trainer (1999)