Zlin Z-42 / Z-142 / Z-242
Страна: Чехословакия
Год: 1967


Two-seat light training and touring aircraft
Описание
Фотографии
Zlin Z42 и Z43

  Если семейство Z.26 было в основном предназначено для пилотажа, потребность в учебном и туристическом самолете с рядным расположением экипажа привела к созданию Zlin 42, прототип которого взлетел 17 октября 1967 года. Оснащенный двигателем M137A, Zlin 42 мог использоваться и для буксировки планеров.
  Его четырехместный вариант Zlin 43, взлетевший в декабре 1968 года, был оснащен 210-сильным (157 кВт) ПД Avia M337. Оба варианта имели 80% общих конструктивных элементов и были запущены в серийное производство. Zlin 43 имел более широкую и длинную кабину, вмещавшую четыре сиденья.
  Прототип серийного варианта Z.42, получивший обозначение Zlin 42M, совершил первый полет в ноябре 1972 года. Было построено около 250 самолетов, оснащенных винтом с постоянной скоростью вращения и увеличенным хвостовым оперением, аналогичным используемому на Zlin 43. Дальнейшим развитием этого варианта стал Zlin 142 с таким же двигателем, как у Zlin 43. Он совершил первый полет в декабре 1978 года, а производство было развернуто в 1981 году.
  Выпуск Zlin 43 начался в 1972 году, но построили всего 80 самолетов к моменту завершения производства в начале 1977 года. С 1970 по 1995 годы фирма «Zlin» построила в общей сложности 698 Z.42/43/142.
  Пять Z.43 были поставлены Алжиру в 1991 году под обозначением Safir 43. Алжирские Z.142 несут обозначение Fimas 142. Военными покупателями Zlin 42 и 43 были Чехословакия, ГДР и Венгрия. Z-142 продавались Алжиру, Болгарии, Кубе и Республике Чехия, a Zlin 242 - Македонии, Мексике, Перу, Словении и Македонии. Два Zlin 142 использовались в 2007-2009 годах тамильскими сепаратистами при нападениях на военные объекты в Шри-Ланке.
  В 2001 году фирма «Zlin» сосредоточилась на выпуске самолетов Z.142C (последнем сериином варианте Z.142), Z.242L - варианте Z.142 с ПД Lycoming и четырехместного легкого аэроплана Z.143.
Zlin 142 являлся дальнейшим развитием двухместного Zlin 42 с увеличенным фонарем кабины и обтекателями на стойках шасси. Он стал самым популярным легким самолетом компании.
Evektor-Aerotechnik team Eurostar 2617, seen here in formation with Czech Air Force Zlin 142 0551, is the first of the type in Czech service and is being operated by the Air Force's AirTraining Centre at Pardubice for basic pilot training. Further purchases, which are likely to involve the improved SportStar variant, are currently being negotiated.
ГДР была основным военным покупателем Zlin 43. Эскадрилья ВВС ГДР Verbindungsstaffel 14 использовала 12 таких машин в качестве связных.
German-registered Zlin Z-143 L four-seat trainer and touring aircraft (1999)
Prototype Zlin Z-242 LA training/towing aircraft (1999)
"Злин 466" (Z-242) ВВС Перу
Slovenian Army Zlin Z-242 L (1999)
Line-up ot Zlin 42 two-seat light training and touring aircraft (180 hp M 137 A engine)
Zlin 42 M two-seat light training and touring aircraft (180 hp Avia M 137 AZ engine)
Zlin 42 M two-seat light training and touring aircraft (180 hp Avia M 137 AZ engine)
Zlin 42.
Zlin 43 two/four-seat light training and touring aircraft (210 hp M 337 A engine)
Z 43 S ambulance version of the Zlin 43 two/four-seat light aircraft
Zlin 43 four-seat light training and touring aircraft (210 hp M 337 engine)
Zlin-142 авиакомпании LOM, используемый для подготовки пилотов ВВС
Учебные самолеты Zlin 242L (на фото) и UTVA-75A21 сыграли свою роль в становлении ВВС Македонии
Z-242L ВВС Македонии
Z-242L ВВС Словении
Z-143 L instrument panel (1997)
Zlin Z-242 L instrument panel (1997)
Zlin 43 four-seat light training and touring aircraft
Zlin 43 two/four-seat light training and touring aircraft
Zlin Z-242 L two-seat trainer/tourer (1998)
General arrangement of the Zlin Z-143 L (Textron Lycoming O-540-J3A5 engine) (1998)