
Let Z-37 Cmelak
Работы по проектированию самолета сельскохозяйственной авиации Z-37 Cmelak ("Шмель") были начаты в Чехословакии в 1961 году, а опытный самолет XZ-37 совершил свой первый полет 29 марта 1963 года. Он представлял собой свободнонесущий низкоплан преимущественно металлической конструкции (но в некоторых местах имел полотняную обшивку) и с неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Самолет был рассчитан на одного пилота. Закрытая кабина располагалась перед баком с химикатами.
Позади бака с химикатами было установлено сиденье, которое при необходимости могло использоваться для размещения оператора груза или механика. Кроме того, в зимнее время после установки сменного лыжного шасси самолет мог использоваться для перевозки почты или грузов. Машина могла также применяться и для буксировки планеров.
Серийный самолет оснащался звездообразным двигателем Avia M 462RF мощностью 315 л.с., но минимум один самолет в процессе разработки был оснащен двигателем Continental мощностью 300 л.с. Поздние серийные Z-37A отличались усиленной конструкцией, рядом усовершенствований и более широким использованием некорродирующих конструкционных материалов, включая нержавеющую сталь.
К моменту окончания серийного выпуска самолетов Z-37A в 1977 году завод покинули 600 машин всех модификаций, включая 27 двухместных учебно-тренировочных Z-37-2 Sparka. Были также построены два самолета Z-37-2C с двумя местами для пассажиров.
В дополнение к применению внутри страны эти самолеты активно поставлялись в Болгарию, Великобританию, Венгрию, ГДР, Индию, Ирак, Польшу, Финляндию и Югославию. В 1981 году была построена дополнительная партия из 40 самолетов, а 6 сентября 1981 года компания "Let" облетала прототип самолета XZ-37T, оснащенного турбовинтовым двигателем Walter M 601B мощностью 691 л.с. Вскоре за ним появились такие машины, как серийный Z-37T (затем Z-137T) Agro Turbo, оснащенный турбовинтовым двигателем Motorlet M 601Z, учебно-тренировочный самолет с двойным управлением Z-37T-2 (затем Z-237), а также трехместный вариант Z-437 Kurier.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Let Z-37 Cmelak
Тип: одноместный сельскохозяйственный самолет
Силовая установка: один звездообразный ПД Walter M 462 мощностью 315 л. с. (235 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 270 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1500 м - 183 км/ч; практический потолок 4000 м; дальность при нормальной крейсерской скорости 640 км
Масса: пустого 1043 кг; максимальная взлетная 1850 кг
Размеры: размах крыла 12,22 м; длина 8,55 м; высота 2,90 м; площадь крыла 23,80 м2
Полезная нагрузка: до 600 кг
- Описание
Фотографии
-
Air Pictorial 1977-12 / N.Thelwell - U.K. Agricultiral Aircraft Operators
Регистрационный номер : G-AVZB [2] ADS (Aerial) Ltd.'s Z-37 Cmelak G-AVZB
-
Aeroplane Monthly 1988-09 / M.Oakey - Grapevine
Регистрационный номер : G-AVZB [2] The latest addition to the Science Museum’s Aeronautical Collection is a Czech cropsprayer built in 1967, LET Z.37 Cmelak G-AVZB. Acquired from ADS (Aerial) of Southend, ’ZB arrived at Wroughton on June 25, 1988.
-
Air Pictorial 1977-03 / G.Endres - Civil Aviation in Hungary Today
Регистрационный номер : HA-MGV RSz Z-37 Cmelak agricultural aircraft HA-MGV. A Czech design, the Cmelak is widely used throughout Eastern Europe and several examples are also on the British register
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер : VT-EBY, VT-EBZ Let Z-37A Cmelak single-seat agricultural aircraft, photographed prior to delivery to a customer in India
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Let Z-37-A Cmelak agricultural aircraft, improved version introduced in 1971 (315 hp M 462 RF engine)
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Z-37 Cmelak agricultural aircraft with dry chemical distributor (310 hp M462 engine)
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 07 - Addenda
XZ-37 Cmelak agricultural aircraft (310 hp AI-14VF engine)
-
Мировая Авиация 170
Z-37 Cmelak оказался весьма популярной машиной, его покупали даже в Великобритании и США. В 2011 году в эксплуатации находилось еще множество таких самолетов.
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер : OK-UJF Let Z-37 Cmelak agricultural aircraft (315 hp M 462 RF radial engine)
-
Мировая Авиация 170
XZ-37T Turbo-Cmelak отличался частично герметизированной кабиной и мог развивать рабочую скорость порядка 140-160 км/ч.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер : OK-YKD Photograph of the Let Z-37A-2 two-seat training version of the Z-37A Cmelak agricultural aircraft
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Close-up of the tandem cockpits of the two-seat Z-237 version of the Cmelak
-
Авиация и Время 2017-01 / И.Бабенко - Летные происшествия. 2016 год
Обломки частного сельхозсамолета Z-37 (сер. № 09-12)
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Three-view drawing of the Let Z-37A-2 two-seat training version of the Z-37A Cmelak agricultural aircraft
-
Air International 1985-10 / Airdata File
Registered OK-072, this prototype of the Zlin Z-37T made its first flight on 12 July 1983 and is seen here in production configuration with winglets and dorsal fin
- Фотографии