Варианты
- PZL - PZL.106 Kruk - 1973 - Польша
- PZL - M-18 Dromader - 1976 - Польша
P.Z.L. Mielec M-18 Dromader
Сельскохозяйственный самолет M-18 Dromader, созданный на базе P.Z.L.106 Kruk, имел большие размеры и был спроектирован и построен в соответствии с Нормами летной годности США FAR Pt 23. Его отличительными чертами стали прямое свободнонесущее крыло и прямой стабилизатор. Самолет был оснащен двигателем ASZ-62M увеличенной мощности, которым оснащались поздние варианты самолета Kruk.
Особое внимание было уделено безопасности пилота, для чего конструкцию пилотской кабины усилили, чтобы она могла выдерживать перегрузку в 40g. Применение специальных материалов и обработки помогли обеспечить минимально возможную коррозию планера. Два прототипа были облетаны 27 августа и 2 октября 1976 года, после чего были построены семь предсерийных самолетов, из которых пять использовались для оценочной эксплуатации (в том числе две машины в середине 1978 года привлекались к распылению химикатов и другим операциям в Египте). 27 сентября 1978 года на самолет был получен польский сертификат летной годности, и он был одобрен в серийное производство. В 1984 году на смену базовому M-18 пришел двухместный M-18A.
Уменьшенный вариант самолета получил обозначение M-21 Dromader Mini - он был построен только в варианте прототипа. Компания P.Z.L. также разработала более крупный вариант M-24 Dromader Super и схожий с ним вариант Dromader SuperTurbo, оснащенный двигателем P.Z.L.10 или Pratt & Whitney Aircraft of Canada PT6A-45B.
Стандартные серийные варианты: M-18A; двухместный учебно-тренировочный M-18AS; модернизированный вариант M-18A (обозначен как M-18B; доступен с 1996 года); двухместный учебно-тренировочный самолет M-18BS - модификация M-18B (эквивалент M-18AS); M-18C - вариант самолета M-18B, но с более мощным двигателем и другими усовершенствованиями; Turbine Dromader, обычно оснащавшийся турбовинтовым двигателем PT6A-45.
В 2010 году компания "P.Z.L. Mielec", находящаяся уже под управлением корпорации "United Technologies", выпускала модификации M-18B и BS. Самолеты M-18 и M-24 находятся в активной эксплуатации в основном в гражданском секторе, а некоторые даже используются для борьбы с пожарами.
На сегодня самолеты данного семейства находятся в эксплуатации в 22 странах мира. Только в США насчитывается более 200 годных к полетам самолетов. Часть самолетов M-18 эксплуатируется военными разных стран, включая ВВС Греции и Черногории.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
P.Z.L. Mielec M-18A
Тип: одноместный сельскохозяйственный самолет
Силовая установка: один звездообразный ПД P.Z.L. Kalisz ASz-621R в 1000 л. с. (746 кВт)
Летные характеристики: (вариант с распыляющим оборудованием) максимальная скорость 237 км/ч; рабочая скорость 170-185 км/ч; максимальная дальность 520 км
Масса: пустого 2470 кг; максимальная взлетная 4700 кг
Размеры: размах крыла 17,70 м; длина 9,47 м; высота 3,70 м; площадь крыла 40,00 м2
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 219
Регистрационный номер: OK-LZP На рисунке - M-18A, построенный в 1988 году и имеющий чешскую регистрацию.
-
Авиация и Космонавтика 2021-09 / Ю.Кузьмин - Сельхозавиация СССР и России на фоне конкурентов
M-18 «Дромадер» - наиболее популярный польский сельхозсамолет. Выпущено более 750 машин
-
Мировая Авиация 219
ВВС Греции - крупнейший военный оператор M-18. В их боевом составе находится 19 самолетов M-18 и три M-18AS, использующиеся для наблюдений и борьбы с пожарами.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-01 - AIRCRAFT - FIXED-WING - CIVIL
Регистрационный номер: SP-ZUW Prototype PZL Mielec M-18BS Dromader trainer (1998)
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-01 - AIRCRAFT - FIXED-WING - CIVIL
Регистрационный номер: D-FOMI [2] PZL Mielec Dromader operating as a water-bomber (1999)
-
Авиация и Космонавтика 2003-09 / Н.Таликов - Самолет Ил-76 и его транспортные модификации (2)
Регистрационный номер: D-FOMI [2] "Водяной бомбардировщик" на базе самолета M-18 "Дромадер"
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Регистрационный номер: SP-PBZ [2] Конкурент М-15: M-18 "Дромадер".
-
Air International 1986-03 / M.Hirst - Piston Engines (6)
Production of the Shvetsov ASh-62 nine-cylinder air-cooled radial was transferred from the Soviet Union to Poland in 1957 and it now also powers the PZL M-18 Dromader ag-plane.
-
Air Pictorial 1977-08 / J.Cook - Paris Report
Регистрационный номер: SP-PBZ [2] Another Polish agriculturalist, M-18 Dromader SP-PBZ.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
PZL-Mielec M-18 Dromader.
-
Авиация и Космонавтика 2012-10 / М.Никольский - Авиашоу в Батайнице
"Дромадер" на фоне высотки Нового Белграда
-
Air International 1983-01 / Airdata File
The prototype PZL Mini Dromader entered flight testing during 1982. Production deliveries are not expected to begin until 1986.
-
Air International 1983-01 / Airdata File
The PZL Mini Dromader differs from the M-18 Dromader primarily in respect of its shorter-span wing and less powerful engine.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-01 - AIRCRAFT - FIXED-WING - CIVIL
PZL Mielec M-18A Dromader (1983)
- Фотографии