Potez Potez 37 / 39 / 49
Страна: Франция
Год: 1930


Двухместный наблюдательный самолет
Описание:
Potez 37 / 39 / 49
Potez 37 и 39
Flight, November 1932
THE PARIS AERO SHOW
Фотографии

Potez 37 / 39 / 49

Ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный цельнометаллический моноплан-парасоль с неубирающимся шасси. Создан в КБ фирмы "Аэроплан Анри Потэ".
Первый опытный образец Потэ 39 вышел на испытания в январе 1930 г.
Самолет серийно строился на заводе "Потэ" в Мельте с 1932 г. по 1935 г.
Всего выпущено 244 экз.
Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 3x7,69, бомбы до 120 кг. Потэ 39 состоял на вооружении во Франции (с 1932 г.) и в Перу (с 1933 г.).
Серийные модификации:
   - Потэ 390A2 с мотором HS 12Hb;
   - Потэ 391A2 с мотором "Петрел".
С 1938 г. эти машины во Франции начали переводить во вспомогательные и учебные подразделения. В мае - июне 1940 г. Потэ 390A2 действовали как разведчики и легкие бомбардировщики на восточном и южном участках франко-германского фронта.
Перуанские самолеты принимали участие в вооруженном конфликте с Колумбией.
Потэ 39 был снят с вооружения во Франции в июле 1940 г.


Потэ 390A2||
Размах:||16,0 м
Длина:||10,0 м
Моторы, количество х мощность:||1x500 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2350 кг
Максимальная скорость:||285 км/ч
Практический потолок:||8800 м
Дальность:||740 км

Potez 37 и 39

Самолеты Potez 37 и 39 спроектированы в 1930 году. Оба они были цельнометаллическими двухместными подкосными высокопланами. Potez 39 являлся разведчиком-истребителем и отличался иной формой хвостовой части фюзеляжа, измененной для увеличения сектора обстрела турельного пулемета. Potez 37 в серийное производство не передавался, построено всего два самолета. Прототип Potez 39 разработан согласно требованиям A.2 к наблюдательному самолету. Он имел фюзеляж традиционной конструкции и крыло эллиптической в плане формы.
   Самолет получил высокую оценку и был принят на вооружение ВВС Франции. Серийные Potez 390 и 391 строились в нескольких модификациях, по ходу производства увеличили площадь руля направления. Конструкция в целом на протяжении серийного выпуска не менялась, сохранив особенности прототипа; неубираемое шасси с широкой колеей, обтекатели колес основных опор шасси, профилированные V-образные подкосы крыла и остекление фюзеляжа между кабинами.
   ВВС Франции получили 232 самолета P-390 и P-391.


Варианты

   Potez 39: прототип; мотор Hispano-Suiza 12Hb с воздухозаборником большего, чем у серийных самолетов, сечения
   Potez 390: основной серийный вариант, мотор как на прототипе; всего построено 244 Potez 390 и 391
   Potez 391: строился массово с мотором Lorraine 12Hdr мощностью 520 л.с.; Перу закупили 12 самолетов в варианте легкого бомбардировщика /ночного истребителя с большим, чем у французских машин, воздухозаборником
   Potez 39/10: двухместный разведчик категории R.2 с мотором Hispano-Suiza 12Ybrs мощностью 860 л.с.; первый полет выполнен в 1934 году, затем был показан в Виллакубле советской военной делегации; в серию не передавался
   Potez 392: опытный с двигателем HS-12Xbrs (590 л. с.) и доработками по улучшению аэродинамики; в серию не передавался
   Potez 49 TOE: полутораплан общего назначения (колониальный); конверсия Potez 392, нижнее крыло меньшего размаха, соединено с верхним двумя стойками; первый полет выполнен в 1932 году с мотором Hispano-Suiza мощностью 580 л.с.; в серию не передавался


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Potez 390 A.2

   Тип: двухместный наблюдательный самолет
   Силовая установка: один V-образный мотор Hispano-Suiza 12Hb мощностью 580 л. с. (433 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 240 км/ч; практический потолок 7000 м; дальность 700 км
   Масса: пустого снаряженного 1492 кг; максимальная взлетная 2650 кг
   Размеры: размах крыла 16,00 м; длина 10,00 м; высота 3,40 м; площадь крыла 35,00 м2
   Вооружение: один синхронный 7,5-мм пулемет Dame и два 7,7-мм пулемета Lewis на кольцевой турели в кабине наблюдателя, до 120 кг бомб на подфюзеляжных держателях

Flight, November 1932

THE PARIS AERO SHOW

The French Exhibits

   Henry Potez. - The reputation of the Potez firm is high both in France and abroad, and one therefore always watches the Potez exhibits with respect as well as interest. This year the famous French constructor (who, by the way, is chairman of the Chambre Syndicale) exhibits four aircraft, a light plane, a training machine, a ship's light flying boat, and a single-engined reconnaissance and bombing plane.
<...>
   The Potez 49 is developed from the 39, or more correctly speaking is the 39 but with a removable lower wing added. This wing is merely secured to the fuselage and strutted to the top wing, and can be removed and replaced quickly, according to the duties for which the machine is required. These are reconnaissance, bombing and relief. The last expression needs a little explanation. For work in the Sahara regions it is sometimes necessary to send relief, food, equipment, etc., to outposts, and the Potez 49 has been designed to fulfil these duties. The engine is a Hispano 12 Hb. The wing area is 33 m.2 (355 sq. ft.) as a monoplane and 44 m.2 (473 sq. ft.) as a biplane. As a monoplane the gross weight is 2 493 kg. (5,480 lb.) and as a biplane 2 841 kg. (6,250 lb.). The maximum speed of the monoplane is 237 km./h. (147 m.p.h.) and of the biplane 210 km./h. (130 m.p.h.).
Potez 39
First prototype in flight. An evocation of the early 1930s! Pilot and observer ‘tete-a-tete’, unhindered by the large windscreen fitted at a later stage!
Потэ 39, выставленный на Парижском авиасалоне 1930 г.
Fine study of the Potez 390A2.01 modified with tailwheel, wheel spats and large windscreen for the observer. Taken at a Polish base during a European tour in 1931 aimed at foreign sales. In the background is a Polish Potez XV A2 observation biplane still in service with the 6th ‘Pluk’ (Regiment) at Lvov.
Potez 390 A2 02 the second prototype, seen here in its pristine all-metal finish, and complete with twin Lewis guns on a TO-3 Scarff-type mounting.
Potez 39 A2 No 2, the second series aircraft complete with an array of small side windows and TO-10 turret without armament. It had its ‘Matriculation Militaire’ ‘L-002’ painted under the wing, the ‘02’ being visible here under the port wing.
Potez 39 проектировался как замена удачных Potez 25 и Breguet 19. Не очень изящный внешне, самолет, тем не менее, был запущен в серийное производство.
Potez 390 A2 ‘1’ of 34 ‘Escadre’. Notable for the modified tailplane with enlarged tailfin with rounded top.
Camouflaged Type 390 with the rear section of a Potez 54 in the background. It is believed that this photograph was taken circa September 1938, the time of the Munich crisis.
Potez 390, aircraft ‘9’ with locally improvised camouflage covering and white spats, engine cowl and rear fuselage - more manoeuvres, no doubt! The insignia is that of GAO 510.
Aircraft ‘5’ of 34 ‘Escadre’ (Regiment) at Le Bourget in 1935 (‘Escadrille’ SAL 259). The insignia represents a wasp inflight looking through binoculars.
Potez 39.
NEW SERVICE MACHINE AT VINCENNES: The Potez 39 all-metal observation plane (500 h.p. Renault)
F-ALRS powered by a 590hp (440kW) Hispano-Suiza 12 Xbrs engine and annular frontal radiator.
A line-up of Potez 39A2s of ‘Groupe d’Observation’ 11/54 (‘Escadrille’ MF 1) attached to ‘White Force’ during air manoeuvres in August 1934. These machines accordingly had white painted tailplanes and wingtips. The ‘Escadrille’ insignia represented a snail (in blue) complete with wings!
Potez 54 and Potez 39 monoplanes assembled at Le Bourget for Air Exercises. In the foreground, the pilots are receiving instructions.
At least six NiD 121C1s and four Potez 390A2s (A2 refers to the French Artillerie Biplace - two-seat observation aircraft - specification designation) are visible in this rare photograph of a CAP ceremony at Las Palmas airfield in September 1936.
Potez 390 A2 ‘8’ with radio antenna lowered. Apparently no guns aboard.
Experimental Potez 39 Hy (for ‘Hydravion’ = seaplane). Note the slimmer shaped vertical tailplane.
Potez 391 for Peru on twin-floats.
Potez 391 in unit and national markings of Peru’s ‘Cuerpo de Aeronautica’.
Potez 49
THE POTEZ 49: The lower wing is detachable, so that the machine can be turned into a monoplane.
Potez 37
Хвостовая часть фюзеляжа Potez 37 выполнена балкообразной для увеличения сектора обстрела турельных пулеметов. Как разведчик самолет получился неудачным.
Potez 37 in close-up shows the very different system of struts.
Three-quarter rear view of the Potez 37.01 shows the biggest difference with the Potez 390 - its tailboom!
 
Aircraft of ‘Groupe Aerien d’Observation’ 504 after suffering an undercarriage failure. The year is 1937. The insignia represents a French infantryman’s helmet (the celebrated ‘poilu’ encircled with a wreath with the words ‘Pro Patria Semper’ - Always For The Country. At the top of the wreath is a yellow star and at the bottom a tricolour ribbon in the form of a bow.
Potez 390 A2.
Potez 37.